Головки звукоснимателя: особенности и выбор
Головка звукоснимателя в виниловых проигрывателях играет важную роль в воспроизведении звуков. Параметры элемента влияют на качество звучания и должны быть совместимы со значением тонарма. В данной статье пойдет речь о выборе ГЗС, её особенностях, а также о лучших моделях и их настройке.
Особенности
ГЗС является очень важным элементом в устройстве проигрывателя для винила. Процесс работы головки происходит путем преобразования колебаний механического свойства в электрические импульсы.
Значения головки должны соответствовать значением тонарма, к которому подсоединяется головка звукоснимателя. К примеру, если поставить на тонарм недорогого проигрывателя дорогую ГЗС, то в этом не будет особого смысла. Класс производства тонарма должен совпадать с классом производства головки.
Такой баланс дает аудиотехнике возможность воспроизводить музыку, наполненную различными нюансами и глубокими оттенками.
Главные особенности качественной головки звукоснимателя:
- широкий диапазон частот;
- гибкость в пределах 0,03-0,05 м/Н;
- прижимная сила 0,5-2,0 г;
- эллиптическая форма иглы;
- масса не более 4,0-6,5 г.
Устройство
Головка звукоснимателя включает в себя корпус, иглу, иглодержатель и систему генерации. При изготовлении корпуса используют защитные элементы, которые предотвращают попадание влаги или пыли. На иглодержателе крепится игла. Как правило, для виниловых проигрывателей используют алмазные иглы. Движение иглы происходит в разных направлениях под действием модуляции звуковой канавки.
Иглодержатель передает эти движения на систему генерации, где механические движения преобразуются в электрический импульс.
Обзор видов
Головки звукоснимателей делят на пьезоэлектрические и магнитные.
Пьезоэлектрические головки звукоснимателей состоят из пластмассового корпуса, в котором закреплен пьезоэлемент, иглодержатель с иглой, вывод к подключению усилителя, элемент смены (поворота) иглы. Главной деталью считается пьезокерамическая головка, которая отвечает за высококачественное звучание. Деталь вставляется в пазы тонарма и разъемы входов, что обеспечивает необходимое положение иглы в отношении пластинки. Современные пьезоэлектрические ГЗС производят из алмаза и корунда. Игла находится в металлическом корпусе иглодержателя, который соединяется с пьезоэлементом через резиновую (пластмассовую) муфту.
Магнитные ГЗС различают по принципу действия. Они бывают с подвижным магнитом и с подвижной катушкой (ММ и МС). Процесс работы элемента с подвижной катушкой (МС) происходит благодаря такому же физическому принципу, но при этом движутся катушки. Магниты остаются неподвижными.
В элементах такого типа движение имеет небольшую массу, что позволяет лучше отслеживать быстрые перемены звукового сигнала. Такое устройство головки с подвижной катушкой имеет незаменимую иглу. При возникновении необходимости замены детали звукосниматель нужно возвращать изготовителю.
Работа ГЗС с подвижным магнитом (ММ) происходит в точности наоборот. Магниты приходят в движение, когда катушка остается неподвижной. Отличие типов головок заключается так же в выходном напряжении. Для деталей с подвижными магнитами значение составляет 2-8мВ, для устройств с подвижной катушкой – 0,15мВ-2,5мВ.
Развитие технологий не стоит на месте, и сейчас производители начали выпускать лазерные ГЗС. Принцип проигрывания с лазерным устройством заключается в фотоэлектрических преобразователях. Луч света, который расположен в оптической головке, считывает колебания иглы и генерирует аудиосигнал.
Лучшие производители
Для того чтобы выбрать качественную головку звукоснимателей, следует обратиться к обзору лучших производителей.
- Audio Technica VM 520 EB. Немецкое устройство имеет качественно изготовленный корпус и контакты. В упаковке можно найти пару комплектов винтов с шайбами из капрона. Как отмечают некоторые пользователи, устройство оснащено прекрасным балансом каналов, который сохраняется по всему диапазону. Замеры АЧХ показали подъем на 3-5 дБ в диапазоне 5-12 кГц. Этот подъем можно корректировать установкой, которая не предусмотрена инструкцией. Есть дополнительная емкость до 500 пФ.
- Goldring Elektra. Корпус данной модели выполнен из пластика среднего качества. Высота элемента 15 мм, что дает возможность размещения подкладки под шелл. В данном случае это можно сделать, если у тонарма отсутствует регулировка высоты. Стандартный АЧХ, линейность высокая. Баланс 0,2 дБ, тональный баланс имеет нейтральный тон.
- Grado Prestige Green. Внешний вид устройства стильный и красивый, несмотря на дешевый пластик. Легко входит в пазы и разъемы. Замеры АЧХ установили небольшой подъем по краям диапазона. Выходной сигнал – 3,20 мВ, баланс каналов – 0,3 дБ. Ровный тональный баланс. Из минусов устройства отмечают особенность конструкции, которая не допускает на тонарм установку с электроуправлением. Такую ГЗС лучше устанавливать на примитивные проигрыватели, так как картридж имеет высокую чувствительность к электромагнитному полю привода тонарма.
- Sumiko Pearl. Китайская головка звукоснимателя имеет в комплекте отвертку, кисть для чистки иглы и винты с шайбами. Корпус выполнен из пластика среднего качества. Высота устройства – около 20 мм. Поэтому лучше, чтобы тонарм имел регулировку высоты. Замеры значения АЧХ показали незначительный спад от верхней части середины и выше. Баланс – 1,5 дБ, тональный баланс расположен в сторону НЧ.
- Модель ГЗМ 055 имеет высоту 15 мм. Этот показатель требует некоторой регулировки высоты тонарма или установки подкладки. Отличная линейность АЧХ. Баланс каналов – 0,6 дБ/1 кГц и 1,5 дБ/10 кГц. При сбалансированном звучании не хватает глубоких низов.
Правила выбора
При выборе головки звукоснимателя сперва следует определиться с ценой. Звучание виниловой аудиотехники основывается именно на выборе картриджа. Недорогой проигрыватель с дорогой ГЗС будет звучать намного лучше, чем дорогая аудиотехника с установленной на ней дешевой головкой. В любом случае, всё зависит от имеющихся финансовых средств.
Но стоит помнить, что стоимость головки не должна превышать стоимость самой аудиотехники.
Для того чтобы правильно выбрать ГЗС, необходимо изучить тонарм проигрывателя. Современные модели тонармов работают практически со всеми новыми ГЗС. Выбор головки основывается на возможности регулирования высоты тонарма. Если основание элемента находится на высоте, то это сильно ограничивает выбор головки. Но, как правило, головки начального и среднего класса отлично совместимы с такими же тонармами.
При выборе обращают внимание на фонокорректор проигрывателя. Головка звукоснимателя должна соответствовать уровню усилителя фонокорректора. Этот показатель различнен для каждого типа ГЗС. Для головок ММ лучше, чтобы запас был в 40 дБ. Для МС-картриджей, которые имеют низкую чувствительность, цифра в 66 дБ поспособствует более уверенной работе головки. Что касается сопротивления нагрузки, то 46 кОм для ММ-головки и 100 кОМ для МС вполне хватит.
Дорогой картридж имеет алмаз со сложным профилем заточки. Такие устройства обеспечивают эластичное и надежное сгибание. К тому же такая заточка обладает высоким сроком эксплуатации. Однако некоторые изготовители имеют практику оснащать дешевые звукосниматели иглами со сложным профилем. С одной стороны, это дает возможность получения более глубокого звучания. Но здесь есть свои нюансы. Дешевый корпус может свести к минимуму все преимущества дорогостоящего профиля. Поэтому для недорогих ГЗС нет смысла приобретать иглы со сложным профилем.
Не менее важным критерием при выборе считается вес головки. Вес ГЗС дает не только возможность удобного использования. Это значение важно при расчете формулы резонанса «ГЗС-тонарм». Некоторые элементы не имеют возможности уравновешивания. Для равновесия приходится устанавливать дополнительные грузы на противовес или шелл. Поэтому перед покупкой нужно удостовериться в совместимости головки с тонармом.
Некоторое время на рынке аудиотехники был представлен большой ассортимент головок со значением податливости подвесов от нескольких единиц до немыслимых цифр. Такие головки требовали использования различных моделей тонармов. Современные ГЗС имеют максимальную совместимость с тонармами. Значение податливости варьируется от 12 до 25 единиц.
При выборе не стоит забывать о предусилителе. Его характеристики напрямую влияют на качество воспроизведения записи. У качественного звучания выделяют следующие особенности:
- низкий уровень шума;
- низкий коэффициент гармоник (не более 0,1%);
- широкий диапазон частот;
- широкую АЧХ (амплитудно-частотная характеристика);
- обратную АЧХ канала записи;
- выходной сигнал на уровне частоты 1000 Гц;
- сопротивление 47 кОм;
- напряжение 15В;
- максимальное значение выходного напряжения – 40 мВ;
- максимальное значение входного напряжения – 4В.
Подключение и настройка
Любая головка звукоснимателя перед использованием должна пройти определенную настройку. Расположение иглы определяет площадь и угол касания с канавками виниловой пластинки. Правильная настройка гарантирует глубину и насыщенность снимаемой звукозаписи. Для того чтобы выставить иглу, некоторые пользователи используют обычную линейку. Стандартное расстояние от ножки звукоснимателя до иглы равно 5 см.
Чтобы правильно подсоединить и настроить головку, существуют специальные шаблоны для юстировки иглы. Шаблоны бывают родными и универсальными. Первый тип входит в комплект к некоторым моделям проигрывателей. Однако при использовании шаблона необходимо знать основные значения для настройки картриджа, длины тонарма и вылета иглы.
Для регулирования вылета иглы на ГЗС имеется пара крепежных винтов. Чтобы переместить каретку, винты необходимо немного ослабить. Затем нужно установить иглу на уровне 5 см, и снова произвести фиксацию винтов.
Еще одним важным моментом в настройке является правильное значение азимута ГЗС. Для выполнения этой процедуры понадобится небольшое зеркало. Порядок действий следующий:
- положить зеркало на планшайбу;
- подвести тонарм и опустить головку на зеркало;
- головка звукоснимателя должна лежать перпендикулярно.
При регулировании азимута стоит обратить внимание на тонарм. У основания ГЗС на ножке тонарма имеются винты, которые необходимо ослабить. Ослабив их, нужно повернуть патрон до образования угла в 90 градусов между иглой звукоснимателя и планшайбой.
После того как головка установлена и подключена, требуется коммутация кабеля тонарма. Для подключения кабель подсоединяется к выходам усилителя или фонокорректору. Правый канал имеет красный цвет, левый – черный. Земляной кабель следует подключить к клемме усилителя. После этого можно наслаждаться музыкой.
Для замены иглы нужно использовать специальный шестигранный ключ. Крепежный винт необходимо провернуть против часовой стрелки. После этого вытащить иглу. При замене и установке иглы необходимо помнить, что данный механизм является самым чувствительным. Все действия нужно выполнять аккуратно и внимательно, без резких движений.
Правильный выбор устройства основывается на ряде критериев, Данные рекомендации, тест-обзор видов и лучших моделей помогут выбрать качественный элемент для аудиотехники.
Как правильно выставить иглу и сбалансировать тонарм винилового проигрывателя - смотрите в видео ниже.