Граммофоны: кто изобрел и как работают?

Содержание
  1. История создания
  2. Устройство и принцип работы
  3. Какими бывают?
  4. Как выбрать?
  5. Интересные факты

Пружинные и электрические граммофоны до сих пор пользуются популярностью у ценителей редких вещей. Мы расскажем, как работают современные модели с граммофонными пластинками, кто их изобрел и на что обратить внимание при выборе.

История создания

С давних пор человечество стремилось сохранить информацию на материальных носителях. И наконец, в конце 19 века появилось устройство для записи и воспроизведения звуков.

История граммофона начинается с 1877 года, когда был изобретен его прародитель – фонограф.

Это устройство независимо друг от друга придумали Шарль Кро и Томас Эдисон. Оно было крайне несовершенным.

Носитель информации представлял собой цилиндр из оловянной фольги, который закреплялся на деревянной основе. На фольгу записывалась звуковая дорожка. К сожалению, качество воспроизведения было очень низким. Да и воспроизводить ее можно было только один раз.

Томас Эдисон предполагал использовать новое устройство в качестве аудиокниг для слепых людей, заменителя стенографисток и даже будильника. О прослушивании музыки он не помышлял.

Шарль Кро не нашел инвесторов для своего изобретения. Но опубликованные им работы привели к дальнейшему совершенствованию конструкции.

За этими первыми разработками последовал графофон Александра Грэма Белла. Для хранения звука применялись восковые валики. На них запись можно было стирать и использовать их повторно. Но качество звука все равно оставалось низким. А цена была высокой, поскольку массово производить новинку было невозможно.

Наконец, 26 сентября (8 ноября) 1887 года была запатентована первая успешная система записи и воспроизведения звука. Изобретатель – немецкий иммигрант, работающий в Вашингтоне, по имени Эмиль Берлинер. Этот день считается днем рождения граммофона.

Новинку он представил на выставке института Франклина в Филадельфии.

Главное изменение – вместо валиков использовались плоские пластинки.

Новое устройство обладало серьезными преимуществами – качество воспроизведения было гораздо выше, искажения ниже, а громкость звука выросла в 16 раз (или на 24 Дб).

Первая в мире граммофонная пластинка была цинковой. Но вскоре появились более удачные эбонитовые и шеллаковые варианты.

Шеллак – это природная смола. В нагретом состоянии она очень пластичная, что позволяет изготавливать пластинки методом штамповки. При комнатной температуре этот материал очень прочный и износоустойчивый.

При изготовлении в шеллак добавляли глину или другой наполнитель. Он использовался вплоть до 1930-х годов, когда стал постепенно вытесняться синтетическими смолами. Сейчас для производства пластинок используется винил.

Эмиль Берлинер в 1895 году основал свою собственную компанию для производства граммофонов – Berliner» s Gramophone Company. Широкое распространение граммофон получил в 1902 году, после того как на пластинки были записаны песни Энрико Карузо и Нелли Мельба.

Популярности нового устройства способствовали грамотные действия его создателя. Во-первых, он выплачивал гонорары исполнителям, которые записывали свои песни на пластинки. Во-вторых, он использовал удачный логотип для своей фирмы. На нем была изображена собака, сидящая рядом с граммофоном.

Конструкция постепенно совершенствовалась. Появился пружинный двигатель, которой устранил необходимость раскручивать граммофон вручную. Его изобретателем был Джонсон.

В СССР и мире производилось большое количество граммофонов, и приобрести его мог каждый. Корпуса самых дорогих экземпляров изготавливались из чистого серебра и красного дерева. Но и цена была соответствующей.

Граммофон оставался популярным вплоть до 1980-х годов. Затем его вытеснили катушечные и кассетные магнитофоны. Но до сих пор старинные экземпляры служат предметом статуса владельца.

Кроме того, у него есть свои поклонники. Эти люди небезосновательно считают, что аналоговый звук с виниловой пластинки более объемный и насыщенный, чем цифровой с современного смартфона. Поэтому пластинки выпускаются до сих пор, а их производство даже увеличивается.

Устройство и принцип работы

Граммофон состоит из нескольких узлов, которые не зависят друг от друга.

Привод

Его задача – преобразовать энергию пружины в равномерное вращение диска. Число пружин в разных моделях может составлять от 1 до 3. А для того чтобы диск вращался только в одну сторону, используется храповой механизм. Энергия передается путем зубчатых передач.

Для получения постоянной скорости применяется центробежный регулятор.

Он работает таким образом.

Регулятор получает вращение от барабана с пружиной. На его ось посажено 2 втулки, одна из которых свободно перемещается по оси, а другая – приводная. Втулки соединены между собой пружинами, на которые помещены свинцовые грузики.

При вращении грузики стремятся отдалиться от оси, но этому препятствуют пружины. Возникает сила трения, которая снижает скорость вращения.

Для изменения частоты оборотов в граммофон встроена ручная регулировка скорости, которая составляет 78 оборотов в минуту (для механических моделей).

Мембрана, или звуковая коробка

Внутри нее расположена пластина толщиной 0,25 мм, которая обычно изготавливается из слюды. С одной стороны к пластине крепится игла звукоснимателя. С другой располагается рупор или раструб.

Между гранями пластины и стенками коробки не должно быть зазоров, иначе они приведут к искажениям звука. Для уплотнения используются резиновые кольца.

Игла изготавливается из алмаза или из твердой стали, что является бюджетным вариантом. Она закреплена на мембране через иглодержатель. Иногда для увеличения качества звука добавляется система рычажков.

Игла скользит по звуковой дорожке пластинки и передает на нее колебания. Эти движения преобразуются мембраной в звук.

Для перемещения звуковой коробки по поверхности пластинки предназначен тонарм. Он обеспечивает равномерное давление на пластинку, и от точности его работы зависит качество звука.

Рупор

Он усиливает громкость звука. Его работоспособность зависит от формы и материала изготовления. На рупоре не допускаются гравировки, а материал должен хорошо отражать звук.

В граммофонах ранних выпусков рупор представлял собой большую изогнутую трубу. В поздних моделях он начал встраиваться в звуковую коробку. Громкость при этом сохранялась.

Корпус

В нем монтируются все элементы. Он выполнен в виде ящика, который сделан из деревянных и металлических деталей. Сначала корпусы были прямоугольными, а затем появились круглые и многогранные.

В дорогих моделях корпус красится, покрывается лаком и полируется. В результате чего устройство выглядит очень презентабельным.

На корпус вынесены заводная рукоятка, элементы управления и другой «интерфейс». На нем закрепляется табличка с указанием фирмы, модели, года выпуска и технических характеристик.

Дополнительное оборудование: автостоп, автоматическая смена пластинок, регуляторы громкости и тембра (электрограммофоны) и другие устройства.

Несмотря на одинаковое внутреннее строение, граммофоны различаются между собой.

Какими бывают?

Устройства различаются между собой по некоторым конструктивным особенностям.

По типу привода

  • Механические. В качестве двигателя используется мощная стальная пружина. Достоинства – отсутствие потребности в электричестве. Недостатки – низкое качество звука и срок службы пластинок.
  • Электрические. Они называются патефонами. Достоинства – простота эксплуатации. Недостатки – обилие «конкурентов» для проигрывания звука.

По варианту установки

  • Настольный. Компактный переносной вариант. Некоторые модели производства СССР имели корпус в виде чемодана с ручкой.
  • На ножках. Стационарный вариант. Имеет более презентабельный внешний вид, но меньшую мобильность.

По варианту исполнения

  • Бытовой. Применяется в помещениях.
  • Уличный. Более неприхотливая конструкция.

По материалу корпуса

  • из красного дерева;
  • из металла;
  • из дешевых пород древесины;
  • из пластика (поздние модели).

По виду воспроизводимого звука

  • Монофонические. Простая однодорожечная запись.
  • Стереофонические. Могут воспроизводить левый и правый канал звука отдельно. Для этого используются двухдорожечные пластинки и сдвоенная звуковая коробка. Игл также две.
Удачно выбранный граммофон демонстрирует статус своего владельца.

Как выбрать?

Основная проблема при покупке – обилие дешевых (и дорогих) подделок. Они солидно выглядят и могут даже играть, но качество звука будет плохим. Тем не менее, его достаточно для нетребовательных любителей музыки. Но при покупке престижной вещи обратите внимание на ряд моментов.

  • Раструб не должен быть складным и разъемным. На нем не должно быть рельефов и гравировок.
  • Оригинальные корпусы старинных граммофонов были почти исключительно прямоугольными.
  • Ножка, держащая трубу, должна быть качественной. Она не может выгладить дешево.
  • Если в конструкции есть раструб, на звуковой коробке не должно быть посторонних вырезов для звука.
  • Цвет корпуса должен быть насыщенным, а сама поверхность – лакированной.
  • Звук на новой пластинке должен быть чистым, без хрипов и дребезжания.

И главное – новое устройство должно нравиться пользователю.

Найти ретро-граммофоны в продаже можно в нескольких местах:

  • реставраторы и частные коллекционеры;
  • магазины антиквариата;
  • зарубежные торговые площадки с частными объявлениями;
  • интернет-магазины.

Главное – внимательно осмотреть устройство, чтобы не нарваться на подделку. Желательно послушать его перед покупкой. Наличие технической документации приветствуется.

Интересные факты

С граммофоном связано несколько интересных историй.

  1. При работе над телефоном Томас Эдисон начал петь, в результате чего мембрана с иглой начала колебаться и уколола его. Это натолкнуло его на мысль о звуковой коробке.
  2. Эмиль Берлинер продолжал совершенствовать свое изобретение. Он придумал использовать для вращения диска электродвигатель.
  3. Берлинер выплачивал гонорары музыкантам, которые записывали свои песни на грампластинки.
В чем отличие граммофона от патефона — смотрите в видео.
Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. По вопросам строительства всегда консультируйтесь со специалистом.