Делаем освещение в гараже: все тонкости процесса
Гараж стараются обустроить очень тщательно. Но если его прочности, защите от нападений, влаги и перепадов температур уделяется достаточно много внимания, то устройство освещения часто недооценивается. При этом, удобство использования как помещения в целом, так и отдельных зон, очень сильно зависит от качества подсветки.
Особенности
В гараже машины не только хранят, их там подчас и ремонтируют. Выводить всякий раз на улицу очень неудобно и отнимает много времени, оттого многие автомобилисты оборудуют специальные смотровые ямы. Но даже в яркий солнечный день, когда двери открыты полностью, поток света в этой части помещения оказывается недостаточным для работы. Освещение в гараже нужно продумывать еще и с тем расчетом, чтобы даже в самых отдаленных углах все было хорошо видно. Подготовиться и смонтировать необходимые устройства смогут практически все.
Разновидности ламп
Прежде всего следует определиться с нужным вам видом ламп. Традиционные светильники накаливания применять не стоит, хотя бы потому, что КПД у них мал, и при работе выделяется слишком много тепла. Кроме того, спектр излучения старых ламп представлен желтыми и красными тонами, которые отвлекают от работы. Да и риск возгорания, когда лампа накаливания перегорает, очень велик.
Галогенные лампы довольно близки к лампам накаливания, но колба заполняется парами брома. Благодаря им вольфрамовые нити разогреваются эффективнее, дают больший световой поток и могут отработать до 4 тысяч часов. Люминесцентные лампы — это колбы, электроды в которых окружены инертными газами. Внутреннюю поверхность покрывают люминофорами, которые светятся при ультрафиолетовом облучении. Рекомендуется выбирать источники света, соответствующие классу защиты IP-65, они очень устойчивы к пыли и грязи.
Светодиодное освещение очень популярно, и считается многими специалистами настоящим прорывом в осветительной технике. Подобные устройства стоят достаточно дорого, но при условии качественного исполнения, способны проработать 50 тысяч часов. По сравнению с люминесцентными лампами, светодиоды потребляют меньше тока и дают более привлекательный свет. Диодное освещение является универсальным, люминесцентное – эффективнее в отапливаемом помещении, а галогенное – в холодном.
Пользоваться прожекторами на основе LED нужно для подсветки отдельных частей помещения — прежде всего, при работе под машиной и внутри смотровых ям. Автономное освещение тоже лучше всего выполняется на основе светодиодов. Его делают всегда на основе лент в плафонах (300 единиц на плафоне). Провода ведут на потолок, переключение предусматривается через щиток. Когда гараж остается без электричества, 12 вольт от аккумулятора какое-то время будут обеспечены. При возобновлении электропитания аккумулятор начнет заряжаться опять.
Автомобилисты, следящие за современными техническими достижениями, часто используют и другое приспособление, позволяющее меньше зависеть от перебоев на магистральных сетях. Речь идет о солнечной батарее, которая за день генерирует электричество, а в темное время суток аккумулятор отдает полученный заряд. Проблема только в том, что придется или весь день находиться в гараже, или платить за его солидную охрану. Ведь количество желающих похитить батареи очень велико, стоят они дорого.
Полезной опцией оказывается датчик движения для включения ламп. Передвигаясь с тяжелым инструментом, с громоздкими деталями или просто с грязными руками, даже самыми удобными выключателями пользоваться сложно. Автоматика позволяет успешно решить эту проблему.
Кроме выбора типа светильников и комплектации осветительной системы, требуется правильно рассчитать их мощность. Проще всего применить источники света мощностью 16 — 20 Вт на 1 кв. м.
Также вводятся поправки:
- для потолков не выше 250 см — нулевые;
- в гаражах высотой 3 м и более — дополнительно 50%;
- чем темнее отделочный материал, тем больше должна быть световая сила ламп.
Экономить на энергии будет проще, если сделать стены, пол и потолок как можно светлее.
Какое расположение лучше?
Когда виды источников света и их мощность определены, наступает очередь выбора их расстановки. Основное требование состоит в том, чтобы распределение света было однородным по всей территории гаража. В большинстве случаев лампы ставят так, как считают удобным и комфортным для себя. Традиционная схема подразумевает закрепление светильников на стене и на потолке, более современный подход включает применение автономных систем. Питаемые от аккумуляторов фонари, не только могут быть перемещены в любое удобное место, но и совершенно независимы от электросетей.
Освещение в гараже рекомендуется сделать многоуровневым: наверху ставят крупную лампу, а для каждой рабочей зоны устанавливают боковые светильники меньшего размера.
Типичное распределение таково:
- первый уровень — потолок;
- второй уровень — на высоте 1,8 м;
- третий уровень (рабочий) — на высоте 0,75 м;
- четвертый уровень — 40 см от пола.
Полноценное гаражное освещение делается с таким расчетом, чтобы тень автомобиля не падала на светильники. Боковые лампы крепят на кронштейны, что позволяет поворачивать их в требуемую сторону. Стационарные источники света располагают так, чтобы при входе, выходе и обычной работе они не слепили глаза. Другим обязательным условием успеха является использование плафонов. Это позволяет предотвратить негативное действие бликов и мигания. Главный светильник ставят не просто на потолок, а там, где он будет освещать капот, не создавая тени.
Особо важно подготовить освещение в смотровой яме, куда в любой момент может что-то укатиться. При этом допустимо применять только маломощные источники света — светодиоды и галогенные лампы. Ведь высокая влажность, от которой трудно избавиться, повышает риск удара током. Светильники ставят во флаконы, покрытые стальными сетками, по краям ямы, в специально подготовленных нишах. В результате лампы не будут мешать работе, и останутся целы даже в том случае, если сверху упадет тяжелый предмет или острый инструмент.
Проводку лучше всего провести скрытым способом — но учтите, что после оштукатуривания стен сделать это будет уже невозможно. Рассчитайте все максимально тщательно, чтобы отделочный материал не был вскоре разрушен. Провода делают параллельно потолку, а перед началом работ консультируются у опытных специалистов. Если вы не уверены в своих знаниях и умениях, правильнее будет нанять квалифицированного электрика, особенно когда гараж расположен в подвале или в ином месте, где скапливается вода.
При самостоятельной работе требуется сформировать четкую схему, где будут указаны:
- источники питания или вводы извне;
- светильники;
- иные стационарные приборы;
- трассы проводки;
- розетки и выключатели.
Всегда нужно идти в магазин с этой схемой — так и продавцам будет проще разобраться, что-то подсказать, и меньше риск забыть нужные пункты, перепутать отдельные моменты. Сверху над всеми розетками и выключателями нужно устанавливать распределительные боксы. Когда установка и соединение окончены, целесообразно сразу проверить работоспособность компонентов и переключателей. И при обнаружении малейших проблем нужно немедленно их исправить.
Этапы подготовки
Как в большом, так и в малом гараже, открытая прокладка проводов потребует использования коробов (из пластмассы либо металла). Заменой коробам может выступить гофрированная труба. Целесообразно при выборе варианта ориентироваться на рекомендации профессиональных электриков. В любом случае, обязательным компонентом является общий выключатель, располагаемый на входе или въезде в гараж. Он позволяет сразу зажечь верхний свет при входе в помещение, или погасить его при уходе.
Для подсветки в смотровых ямах нужны светильники на 12 или на 36 вольт (выбор между ними — во многом дело личного вкуса). Электропитание источников света нужно делать с помощью многожильного кабеля сечением 1,5 — 2 кв. мм. Рекомендуется выбирать лампы с цветовой температурой от 4000 до 5500 К. Тип цоколя — Е27 и Е40.
Светодиодные приборы должны иметь типоразмеры:
- SMD 5730;
- SMD 5630;
- SMD 3014;
- COB матрицы.
Чтобы сократить расходы на приобретение светильников и на потребляемую энергию, в самых темных местах можно поставить зеркало. Отражая лучи, оно позволит увеличить освещенность в гараже без лишних затрат.
Выбор схемы подключения
Требования электрической безопасности предписывают заземлять вводы в распределительные щиты, причем сопротивление у заземления делается максимум 4 Ом. Независимо от конкретной организации электропитания, в обособленном гараже ставят электросчетчик, а если гараж подключен к домашней электросети, то он не нужен. Ток вводного автомата определяется по величине, допустимой технически в данной электросети или разрешенной правлением гаражного кооператива.
Также в любой схеме должны быть:
- устройство защитного отключения;
- понижающие трансформаторы;
- обособленные автоматы для зарядных устройств и сварочных аппаратов.
Осветительные линии правильно создавать на основе кабеля ВВГ 3х1,5. Силовые однофазные цепи делают из провода ВВГ 3х2,5, а трехфазные — из провода ВВГ 5х2,5. Внутри ПВХ труб и коробов применяются кабели ВВГнг 3х1,5. Открытая установка поверх горючего основания требует использовать решение ВВГнг LS 3х1,5, который, благодаря сложной изоляции, позволяет обойтись без усиленной защиты. Можно провести трассу как вертикально, так и горизонтально. При любой возможности стоит выбирать наиболее короткую диагональную прокладку.
Важно: повороты разрешается делать только под углом 90 градусов, с разрывом минимум 0,1 — 0,15 м от полов и потолков. Нельзя размещать провода ближе 150 мм от отопительных труб и других нагревающихся, хотя бы периодически, конструкций. Поскольку в гаражах неизменно присутствует вода и пыль, все электрооборудование должно быть защищено от обоих факторов. Запрещено приближать выключатели к воротам, косякам и окнам. Минимальная высота монтажа розеток составляет 0,6 м.
Делаем своими руками: инструкция
Устройство освещения в гараже и монтаж электропроводки требует использования:
- тестера;
- комплекта изолированных отверток;
- изоляционной ленты;
- диэлектрических перчаток;
- защитных очков;
- плоскогубцев с изоляцией;
- строительного ножа либо кусачек (ими отрезают провод и зачищают его).
Прокладка проводки, монтаж распределительных шкафов и иных компонентов невозможны без перфораторов, дрелей и штроборезов.
Также стоит приготовить:
- строительные шпатели;
- лобзики;
- пилы по металлу и дереву;
- молотки, гаечные ключи;
- сверла для определенных материалов;
- дисковые пилы;
- строительные уровни и измерительную рулетку.
Точный перечень инструментов определяется тем, какие именно работы нужно провести и каков их объем. Одна розетка должна приходиться на 6 кв. м. гаража, причем выключатели общего и локального уровня нужно разделять. Когда помещение имеет отдельные зоны, число источников света на общем уровне можно уменьшить. Но это означает, что придется все равно подключать частные блоки питания к главным силовым линиям качественно.
Кирпичные стены с гипсовой и известковой штукатуркой позволяют делать скрытую проводку. Центром прокладки кабелей является внутренний распределительный блок. В направлении розеток проводят штробы для силовых кабелей. Штробы от выключателей к потолочным светильникам делают обязательно по вертикали. Когда использован подвесной или пожароопасный потолок, осветительные линии полагается убирать в особую гофру, скрываемую фальшивым перекрытием.
На высоких потолках сложной конфигурации или из крепких, плохо поддающихся обработке материалов, нужно протягивать гофру под навесом. При работе внимательно следят, чтобы натяжение кабеля было равномерным: он не должен нигде растягиваться и ломаться. Места для установки распределительных коробок оснащаются углублениями.
Нельзя рассчитывать, что обустройство освещения в гараже будет дешево и качественно одновременно. Еще сложнее выполнить эту работу в металлическом строении. Каркасный гараж, утепленный снаружи и отделанный внутри несколькими типами материалов, оборудуется осветительными системами с комбинированным маршрутом трассы.
Основные нюансы таковы:
- щиты ставят на негорючих основаниях справа от двери или ворот;
- целесообразно размещать электрические трассы скрыто;
- при невозможности скрытого монтажа применяют короба из пластика или металла;
- эти короба крепят на стены максимально надежно;
- для установки розеток и выключателей применяют открытые коробки;
- осветительные приборы ставят на особые кронштейны, которые подбираются в соответствии с методом крепления.
Когда в гараже, кроме машины, накапливаются хозяйственные принадлежности, запчасти, инструменты, вещи, или есть ряд рабочих сегментов, нужно предусмотреть несколько пунктов включения света, один из которых будет главным. Все приборы в смотровых ямах нужно подключать только через понижающий трансформатор. Если расчеты выполнены правильно и ошибок при монтаже проводов и аппаратуры не допущено — безопасная работа электросети гарантирована примерно на 30 лет.
Непременно следует предусмотреть аварийное освещение гаража. Простейший вариант — пара светодиодных лент, которые подключают непосредственно к аккумуляторам. Не обязательно брать именно автомобильную АКБ, компьютерный блок бесперебойного питания тоже подойдет для решения этой задачи. В качестве автономного источника электроснабжения ветряной генератор можно использовать только в горных местностях или на морских побережьях, где скорость ветра очень часто превышает 6 м/с. При такой скорости потока стандартное устройство за час генерирует 1 Квт электроэнергии — вполне достаточно для осветительных приборов.
Если солнечная батарея и аккумулятор не подходят, нужно выбирать «филиппинский фонарь». Это бутылка из прозрачной пластмассы, на которую надевают экран из оцинкованной, либо нержавеющей стали. Форма экрана бывает как круглой, так и прямоугольной. В емкость заливают чистую воду и разбавляют хлоркой. Устройство ставят в крышу, а стыки заливают герметиком либо силиконом. Чтобы света в помещении хватило, нужно использовать несколько светильников.
Полезные советы и рекомендации
Уличный фонарь следует оборудовать датчиком движения. Тогда он не будет целую ночь расходовать заряд аккумулятора или накручивать диск счетчика. Нельзя использовать даже малейшую часть проводки без заземления. Крайне опасно экономить на светильниках, УЗО и кабелях. Если ремонтировать машину в гараже не планируется, или это будет происходить лишь изредка, то можно сэкономить, отказавшись от аварийного освещения. Редко бывающим в гараже людям, стоит смонтировать только одну лампу и использовать ее по мере надобности.
Небольшой совет по проводке освещения в гараже смотрите ниже в видео.