Размеры и вес палет
На протяжении многих лет поддоны используются как тара для транспортировки разнообразных грузов. Благодаря им товары можно безопасно перевозить на различные расстояния, проще хранить и учитывать. На складах без паллет погрузка и разгрузка значительно бы усложнялась. Собой палета представляет поддон прямоугольной формы с выемками для удобного захвата.
Стандартные
На сегодняшний день на отечественном рынке представлен следующий стандарт размеров палет, согласно ГОСТ 9078-84:
-
1200 на 800 миллиметров – данные габариты палет являются аналогичными евростандарту;
-
1200 на 1 000 миллиметров – эти длина и ширина аналогичны финскому образцу поддонов.
Параметры указаны на обычную палету из дерева, которая подходит для грузоперевозок и складских упаковок. Реальные размеры, в том числе и высота, могут отличаться от стандартных в пределах 5%. При этом верхний настил по площади может превышать нижний на 40%. Важным моментом также является сорт древесины, из которой изготовлены поддоны. Лучше всего, если был выбран высший сорт, но допускается применение 1-го и 2-го.
Стоит учитывать и влажность материала. Данный показатель не должен быть больше, чем 22%. Что касается других требований к конструкциям, то они не прописываются ГОСТом, поэтому производители могут определять их самостоятельно. Главное, чтобы были соблюдены габариты строительного стандарта.
Также есть еще ГОСТ под номером 9557-87, который почти полностью аналогичен нормативам европоддонов. По всем требованиям они идентичны. Основное отличие – это отсутствие специального клейма, подтверждающего международную сертификацию. Еще одним отличием могут стать фаски по углам тары, а точнее – их наличие или отсутствие. Обычно палеты этого стандарта носят название европоддона БК (без клейма).
По советским стандартам деревянные плоские палеты имели габариты 1200 на 800 миллиметров и 1600 на 1200 миллиметров, а картонные – 1200 на 800 миллиметров и 1150 на 950 мм. При этом их высота составляла 150, 180, 75-100 миллиметров соответственно. Помимо этого, были еще палеты разборные (1 200х1 080х1 300 мм), а также ящичные (1 240х835х1 150 мм).
Стандарты могут отличаться, в зависимости от страны, в которой изготавливались поддоны. К примеру, в США параметры палет чаще всего бывают следующими: 1016 на 1219 мм или 1219 на 1219 мм. На территории Японии, Китая и Австралии распространенным размером является 1100 на 1100 миллиметров. Европейский стандарт качества (UIC 435-2) предполагает габариты палеты под груз до двух тонн 800 на 1200 миллиметров. Согласно требованиям к поддонам, установленным международной организацией по стандартизации, размеры для перевозки грузов могут быть следующими:
-
800 на 1000 миллиметров;
-
800 на 1200 миллиметров;
-
1 000 на 1200 миллиметров;
-
1 200 на 1600 миллиметров;
-
1 200 на 1800 миллиметров.
Перевозки контейнерные предполагают несколько другие размеры палеты:
-
825 на 1000 миллиметров;
-
1000 на 1200 миллиметров;
-
1100 на 1100 миллиметров;
-
1100 на 1320 миллиметров.
Неодноразовые палеты для перевозки грузов имеют габариты 800 на 1200 миллиметров. При этом их высота составляет 14,5 сантиметра, а толщина досок – от 20 миллиметров.
Размеры поддонов разных видов
Постоянное использование палет обязывает придерживаться определенных стандартов. Однако бывает нестандартный вид поддонов, которые применяют только в определенном регионе. К примеру, на территории Европы есть так называемые европалеты, а в Финляндии финпалеты. Они могут существенно отличаться от тех размеров, которые встречаются на российском, американском или азиатском рынках.
Зная размеры стандартных и нестандартных поддонов, станет яснее, какие лучше подойдут для газобетонных блоков, а какие для кирпича. Также проще подобрать варианты, сочетающиеся с пеноблоком и другими строительными материалами.
Европалет
В европейских странах есть палеты различных габаритов, но среди них выделяется наиболее распространенный 1200 на 800 миллиметров. Именно его и принято считать здесь стандартным. Высота такого поддона может достигать 14,4 см, а вес – 35 кг. При этом максимально возможная загрузка составляет 600 килограммов.
Конструкция европоддона представляет собой два настила (нижний и верхний), которые состоят из пяти планок. Из них две узкие с шириной 10 сантиметров и три пошире – 14,5 см. Что касается толщины досок, то она составляет 2,2 см. Следует отметить, что более широкие располагаются посередине и по краям так, чтобы узкие были между ними.
Соединение настилов происходит с использованием бруса, отрезанного в виде шашечек. Размеры таких соединительных элементов составляют 100 на 145 миллиметров, а высота – 78 миллиметров. Также они позволяют ввести погрузочную платформу от вилочного погрузчика в отдельное пространство. Расположение шашечек делается по 3 в ряд с выдерживанием расстояния 38,25 см.
Для соединения рядов используются промежуточные планки. Габариты данных элементов составляют 800 на 145 мм и высота в 2,2 см. В итоге получается платформа в виде прямоугольника, которая является опорой для верхнего настила. Помимо данного стандартного вида, есть еще палеты евроразмера, которые имеют более маленькие шашечки. На них можно укладывать более легкие грузы с максимальной массой в 400 кг.
Стандартные палеты на территории Европы обязательно проходят маркировку, которая представляет собой буквы EUR, обведенные в овал. Ставится она на шашке, находящейся на углу. Следует уточнить, что на других шашках нанесены данные о производителе, а также серийный номер, прохождение санитарной обработки, обозначение партии. Причем тара, которая не прошла санобработку, не будет пропущена на таможне.
Финские
Fin-палета отличается большей шириной – 1000 на 1200 миллиметров. Что касается высоты, то она составляет 145 миллиметров. Вес такой тары начинается от 15 килограммов. Конструкция включает в себя, как и у европейского варианта, два настила. В состав верхнего входят 7 планок, среди которых есть узкие (шириной 10 сантиметров) и широкие (12 сантиметров). Толщина материала достигает 22 миллиметров. Располагаются доски, чередуясь: одна широкая, а затем две узкие.
У финской тары шашечки квадратные 10 на 10 сантиметров с высотой в 7,8 см. Установка их проводится в 3 ряда. Также обязательно соединение с нижним настилом, при этом по краям идут более узкие планки, а по центру – широкая. По углам финпалетов фаски снимаются в обязательном порядке.
Маркировка является неотъемлемым элементом финских поддонов и представляет собой буквы FIN, размещающиеся в прямоугольнике. Клеймо проставлено на всех ножках, но на каждой указана различная информация, в том числе производитель, номер партии, дата выпуска, прохождение специальной санобработки.
Американские
Последние стандартные габариты американских поддонов изменились в 2012 году. На сегодняшний день размеры типового поддона 1200 на 1200 миллиметров с высотой в 15 см. На территории Северной Америки представлено свыше 10 видов палет, включая одно- и двусторонние.
-
Односторонний тип предполагает, что нижний настил будет состоять только из нескольких досок.
-
Двухсторонний имеет идентичные верхний и нижний настилы. Такие типы поддонов можно использовать любой стороной.
Как правило, американские палеты не имеют нормированного веса. Однако средняя масса одностороннего поддона составляет 20 кг, а двустороннего – 40 кг. Что касается нагрузки, то она может достигать 1200 килограммов. Внешне американская тара отличается фигурными вырезами, которые можно найти на передней и задней стенках. При этом толщина самых тонких частей должна быть не менее 6 миллиметров.
Соединение досок производится при помощи гвоздей. Промежуточные стойки в американской палете представляют собой не шашки, а доски с вырезами, которые также подходят под погрузчик с вилами. В состав верхнего настила входят 7 планок, а в нижнего – от 3 до 7, в зависимости от его типа. Конкретная ширина досок не указывается в стандартах, но она должна быть 10 и более сантиметров. По краям располагаются более широкие планки (15 см), а все остальные просто одинаковые. Это аналогично как для верхнего, так и для нижнего настилов.
Сколько весят?
Вес поддонов из дерева может отличаться в зависимости от их размеров. Также данный параметр сильно зависит от материала, из которого изготавливается тара. Чаще всего для этого используются обрезные пиломатериалы. На конечный вес палеты влияет и количество планок в настиле.
Если учесть все вышеперечисленные параметры, то вес одного поддона с габаритами 1200 на 800 миллиметров будет составлять 15-22 кг. Для изготовления палет с параметрами 1200 на 1000 миллиметров берутся те же породы деревьев, но только требования к сорту древесины более высокие. Для настила берутся 7 досок, среди которых пошире и поуже, а также 9 опорных столбов и фаски. Вес такой пустой тары будет составлять в среднем 20-22 кг.
Вес европалет колеблется в пределах 15-20 килограмм. Однако двухнастильные варианты могут достигать даже 40 килограммов. Практика показывает, что на таможне масса палет определяется вслепую. Чаще всего ее определяют как разницу между значением брутто и нетто. Например, 24 поддона вмещают в себя 1380 мешков с поливинилхлоридом. При этом вес брутто составляет 35413 кг, а нетто – 34500 кг. Таким образом, разница в их весе составляет 913 кг – это и будет масса всех 24 палет. В итоге вес одного поддона составляет около 38 килограммов.
Помимо собственной массы поддона, важно учитывать такие параметры, как грузоподъемность (сколько выдерживает тара) и материалоемкость. Еще один нужный показатель – объем грузовой палеты, который находят путем произведения линейных размеров. Данный параметр еще называют паразитным объемом тары. Большинство ГОСТов предполагает, что палета может выдерживать максимальный груз весом до 1000 кг. В ходе испытаний было установлено, что при складировании и перевозке нагрузка может достигать 1500 кг.