Все о палетах
Большинство торговых и производственных операций связано с транспортировкой и хранением грузов. Чтобы не испортить готовую продукцию в процессе складирования и перевозки, очень важно правильно ее зафиксировать. Для этого используются палеты — приспособления типовых форм и размеров, предназначенные для проведения различных работ, связанных с погрузкой и разгрузкой.
Что это такое?
Палета представляет собой поддон, используемый для перевозки грузов. Слово пришло из английского языка (pallet). История производства и использования этой тары уходит корнями в начало XX столетия. В то время в Америке палеты использовали для транспортировки готовой продукции в поездах. С развитием производства и торговли через железную дорогу начали провозить всё больше и больше товаров. Все они имели различные габариты, их было трудно перемещать и хранить, погрузка и разгрузка отнимали немало времени.
Чтобы ускорить этот процесс, было принято решение ввести в обиход поддоны единого размера в соответствии с параметрами вагонов. В наши дни этот размер принят за стандарт, хотя сфера использования поддонов значительно расширилась.
Помимо облегчения транспортировки, палеты начали выполнять еще одну функцию — это защита грузов от механических повреждений в случае ударов и сотрясений.
Материалы изготовления
Современные палеты предназначаются для одноразового и многоразового использования. Одноразовые производят из картона и других непрочных материалов, они выдерживают не более двух эксплуатаций, после чего быстро приходят в негодность и подлежат утилизации. Многоразовые изготавливают по принятым ГОСТом стандартам из металла, синтетических смол и недорогих пород древесины.
Деревянные
Наибольшее распространение получили деревянные палеты, при этом древесина используется особая. Для создания европоддонов используют исключительно сортовое сырье второго или третьего сорта, влажность которого не превышает 24%. Такие требования предъявляются к американским, финским, а также азиатским поддонам. По отечественному стандарту можно использовать древесину самых разных сортов, её качество определяет сортность готового продукта.
- Высший сорт. Включает деревянные поддоны светлого оттенка без каких-либо трещин, видимых сколов, деформаций и других повреждений. Допустимый предел эксплуатаций — не более трех раз.
- Первый сорт. Состояние таких палет максимально приближено к высшему, разница заключается лишь в числе отработанных циклов. Такие изделия не должны иметь визуальных повреждений и отметин после ремонтных работ.
- Второй сорт. Такая тара может иметь тёмный цвет, часто выглядит загрязненной. Допускается наличие сколов и растрескиваний в пределах трех единиц и длиной не больше 30 см. К этой же группе относят палеты после проведённого ремонта.
На российском рынке стандартами допускается применение поддонов любого из этих сортов. Для отправки продукции за рубеж необходимо предварительно уточнить требования к палетам, поскольку в разных странах они варьируются.
Но в любом случае тара должна быть сертифицированной и иметь клеймо о прохождении санитарно-гигиенической обработки. Чаще всего это поддоны высшего или первого сорта, обязательно новые.
Сырьем для изготовления деревянных поддонов становится осина, береза, сосна, ель и ольха.
Пластиковые
Гораздо менее распространены полимерные палеты, которые изготавливаются из пластика. Их преимущества заключаются в малом весе, такие поддоны проще перемещать. Помимо этого, пластмасса легка в очистке и обработке, а служат такие модели гораздо дольше деревянных. Однако и стоят они намного дороже.
Металлические
Металлическую тару производят из алюминия или нержавейки. Она намного тверже и долговечнее полимерных и деревянных моделей, но и стоимость ее высока. Такие поддоны используют для перемещения сырья и готовой продукции в пределах одного предприятия, а также в цехах с повышенной температурой. В подобных условиях поддоны из дешевых материалов быстро ломаются, поэтому экономически целесообразнее однократно купить стальные и годами использовать их, нежели все время приобретать новые из дерева и пластика.
Картонные
Для производства этих поддонов используется рифленый прессованный картон. Модели предназначены для перемещения малогабаритных легких грузов. Эксплуатировать их можно 1-2 раза, поскольку этот материал быстро промокает и деформируется.
Виды
Выделяют несколько типов поддонов. Посмотрим, какими бывают модели.
По типу конструкции
Конструкция поддонов может быть двухзаходной, а также четырехзаходной. Палеты первого типа погрузчик зацепляет с двух сторон, для этого в них предусмотрены пазы. Вторые можно надевать с любой из четырех сторон. Однонастильные поддоны предусматривают только одну рабочую площадку. Двухнастильные имеют возможность переворачивания. Устанавливать грузы можно на любую из двух сторон.
Для транспортировки нестандартных предметов производятся специализированные поддоны. Их конструкция предполагает наличие ящиков, стоек или завышенных стенок. Для перемещения по железной дороге используют поддоны с дополнительной крепежной системой, раскладными стенками, фитингами и островными надстройками.
По допустимой массе груза
Палеты могут различаться своей грузоподъёмностью. Но стандартами потенциальная нагрузка на поддоны не установлена. Каждый изготовитель может выставлять любую произвольную цифру, при этом не давая никаких гарантий. Это связано с различием эксплуатационных характеристик применяемой древесины.
Кроме того, и сами грузы могут различаться. Масса одних равномерно распределяется по всей рабочей площади поддона, а другие воздействуют точечно. В последнем случае максимальная нагрузка должна быть ниже.
В соответствии с ГОСТами времён СССР, предельно допустимая нагрузка соответствует 1 тонне. Фактически же выявлено, что палет способен выдерживать до 1,5 тонн. Однако при перевозках обычно стараются избегать перегруженности транспорта, поэтому на практике в поддоны помещают продукцию весом не более 800 кг.
Размеры
На территории европейских стран получили распространение несколько типоразмеров палет. Габариты европалеты составляют 1200х800х144 мм. Общая масса подобного поддона — до 30 кг, предельная грузоподъёмность – 700 кг. Верхние и нижние площадки такого поддона включают 5 досок: 3 широких (145 мм) и пару узких (100 мм). Толщина таких досок – 22 мм. Широкие располагаются по краям, а также в центре, узкие — равномерно между ними.
Есть ещё палеты евроразмера. Они практически не отличаются от евростандарта, только имеют меньшую грузоподъёмность — не более 400 кг.
Повсеместное распространение во всем мире получили финские палеты. Их параметры соответствуют 1000х1200х145 мм. Они больше по ширине и, соответственно, глубже. Весит каждая тара 15-20 кг. Настил двойной. Верхний включает 7 досок шириной в 120 и 100 мм. При этом их толщина такая же, как и у европоддонов, — 22 мм. Верхняя площадка формируется в следующем порядке: 1 широкая, 2 узких, 1 широкая, 2 узких и 1 широкая доски. Шашечки устанавливаются в 3 ряда и фиксируются к нижней рабочей площадке. Здесь узкие заготовки располагаются по краям, а самая широкая проходит по центру.
Габариты палеты в Америке были утверждены в 2012 году. Величина составляет 1200х1200х150 мм. На сегодняшний день на предприятиях США широко применяют около десятка палет разных типов. Здесь распространены одно- и двусторонние модели. В односторонних нижний и верхний настилы составляются из разного числа досок, в двусторонних же обе площадки одинаковы. Таким образом, двусторонние поддоны в случае необходимости можно переворачивать.
Масса американских изделий никак не стандартизируется. Но обычно вес одностороннего поддона составляет 15-30 кг, двустороннего — в пределах 40 кг. Предельная нагрузка — 1200 кг. Верхний настил подобного поддона включает 7 досок, нижний — только три. Их ширина не стандартизируется, но она должна быть не менее 10 мм. По краям грузовой площадки используются широкие заготовки по 145 или 150 мм. Более узкие размещаются посередине.
На территории нашей страны можно использовать палеты 2 размеров:
- 1200х800 мм — эти габариты соответствует евростандарту;
- 1200х1000 мм — такие модели являются аналогами финского поддона.
Особенности производства
На сегодняшний день для производства поддонов применяют автоматические либо полуавтоматические установки. На территории европейских стран цена физического труда крайне высока, поэтому там чаще используют автоматы.
В нашей стране физический труд гораздо дешевле автоматизированного, потому на некоторых производствах поддоны делаются вручную. Стоят они недорого, но при этом качество будет невысоким.
Собранные автоматическим способом палеты несложно отличить от ручных по виду забитых гвоздей. На автоматической линии шляпка гвоздя утапливается, при ручном же изготовлении остаётся заподлицо с верхней гранью доски. Именно автоматическая техника отвечает действующим стандартам ГОСТа.
Для изготовления поддонов применяют ерши — гвозди навивного типа, которые являются чем-то средним между обычным гвоздем и саморезом. Их отличают специфическая шляпка, увеличенная толщина и наличие спецнасечек. Все это позволяет элементам крепче фиксироваться на доске, за счет чего тара из древесины не разваливается. Это весьма актуально, так как в ходе работ и перевозки палеты нередко толкают и роняют, и обычные гвозди при подобном обращении очень быстро бы вылетели из заготовки.
Выделяют четыре основных техники производства поддонов.
- Бюджетный вариант. В этом случае из кругляка изготавливается промышленный лес и отправляется по прямому производственному назначению. На выходе остается порядка 40% отходов, подлежащих утилизации. Именно из них и делают палеты при помощи молотка и гвоздей. Стоимость подобного поддона невелика, но конструкции недолговечны и используются в основном для перемещения облегченных грузов.
- Производство ручного типа с использованием пневматических инструментов. Такую тару собирают вручную, только вместо стандартных молотков применяют пневматические. Это существенно ускоряет процесс производства, а также повышает качество готовых изделий. Себестоимость таких поддонов выше, нежели тех, что изготовлены по первой технологии. Однако человеческий фактор не позволяет гарантировать высокого качества всей партии производимых продуктов. Низкая сортность поддонов нередко становится причиной повреждения грузов при транспортировке.
- Третья техника используется преимущественно в странах Евросоюза. Такие палеты изготавливаются на полуавтоматических устройствах. Автомат вбивает крепежи в заготовки, которые складываются в клише из металла. Сами клише заполняются вручную. На выходе получаются довольно качественные палеты.
- Четвертый метод будет самым дорогим, но он позволит создать максимально качественный и долговечный продукт. Это полностью автоматизированная производственная линия. Работникам требуется лишь поместить доски в установку, а дальше оборудование само будет выполнять складирование, скрепление, заматывание и выкатку готовых палет на погрузку.
Для справки: машина с максимальной производительностью может ежемесячно делать 65 тысяч палет. Впрочем, подобных линий не так уж и много. Поддоны, изготавливаемые по европейским стандартам, предусматривают обязательную санитарную обработку и последующее кодирование. Санобработка может выполняться тремя методами.
- Фумигация. Это опрыскивание химическими препаратами, обладающими свойством уничтожать патогенную микрофлору.
- Тепловое воздействие. Предполагает продолжительное нахождение поддонов в термокамере с высокой температурой, благодаря чему нейтрализуются все вредные бактерии.
- Камерная сушка. Выдерживание поддонов в установках с пониженным уровнем влажности.
Информация о том, что палеты прошли биологический санитарный карантин, указывается в виде клейма, имеющего вид колоска.
Производители
Теперь рассмотрим самых известных производителей палет.
- Компания «Бастион». Это предприятие из Омска – известный производитель поддонов, ящиков, урн для сбора мусора. Кроме того, фирма предлагает различные типы заборов и ограждений, офисное и магазинное стоечное оборудование.
- «Пак-М». Компания из Московской области выпускает палеты, деревянные ящики и предметы декора из древесины.
- Palletov. Данное предприятие из Санкт-Петербурга занимается производством и продажей новых, а также бывших в употреблении палет.
- «Простор». Один из самых крупных производителей деревянных поддонов из Йошкар-Олы.
- «Ол Райт». Фирма из Волгограда, которая занимается производством и реализацией поддонов, мешков и упаковочных материалов.
- «Эйпи-Паллет». Крупнейший во Владимирской области производитель поддонов.
- «Дельта». Предприятие из Ленинградской области специализируется в основном на пластиковых поддонах. Также оно продает другую пластмассовую тару, уличные и аварийные светильники, электромонтажное оборудование.
Сферы применения
Поддоны производят для кратковременного либо продолжительного хранения и транспортировки единиц груза. Они позволяют существенно сэкономить время и физические активы при проведении погрузки и разгрузки, снижают риски порчи и утраты продукции. Эти подставки востребованы в самых разных сферах: в промышленности, на предприятиях строительной отрасли, в торговле, а также в логистике.
Палеты часто применяют в быту, особенно те, что выполнены из древесины. Домашние умельцы нашли применение новым и бывшим в употреблении изделиям: их широко используют в ландшафтном дизайне и домостроительстве. Палеты применяют при изготовлении самодельных тротуаров, садовой мебели, обустройстве веранд, строительстве беседок, качелей и песочниц.
Если подойти к работе с фантазией и проявить креатив, то при помощи молотка, пилы, гвоздей и краски из поддонов можно сделать скамейки, столики, диваны, шкафы, полки, тумбы, вешалки, ограждения на крыльцо, а также дорожки на огороде и даже целую лаунж-зону.
Палеты на даче часто используются для возведения каркаса дровяников, гаражей и сараев, они востребованы при обустройстве вольера, компостера или мойки.
В заключение дадим небольшой совет. Поддоны для бытовых нужд можно получить бесплатно, для этого нужно лишь рассмотреть объявления в интернете и посетить тематические форумы. Большая часть транспортных и торговых предприятий старается всячески избавиться от вышедшей из употребления тары. Обратившись в соответствующие компании, можно получить палеты бесплатно либо по символической цене, и при этом почти новыми.