Перфораторы Bosch: описание, виды и ремонт

Перфораторы Bosch: описание, виды и ремонт
  1. Технические характеристики
  2. Преимущества
  3. Недостатки
  4. Виды
  5. Как выбрать?
  6. Как разобрать и отремонтировать?

Перфоратор является инструментом, который испытывает большие механические нагрузки. Для нормальной работы агрегата следует регулярно проводить профилактический осмотр и ремонт. Если не принимать во внимание подобные правила, то через короткое время устройство придет в негодность.

Фирма Bosch – это один из мировых лидеров в производстве электроинструментов, в том числе и перфораторов. Для обслуживания подобной техники требуется участие сертифицированных сервисных центров. Мелкие неполадки можно ремонтировать самостоятельно.

Технические характеристики

Перфоратор Bosch – это инструмент, который пользуется особой популярностью в среде профессиональных строителей. Серьезно ремонтировать эти агрегаты приходится нечасто, но, как любая и техника, перфораторы от «Боша» со временем нуждаются в профилактическом ремонте.

Агрегаты от Bosch подразделяются на два больших класса:

  • перфораторы, в которых движок стоит горизонтально (схема расположения ствола и якоря параллельны);
  • перфораторы, где движок стоит вертикально – в этом случае все работающие узлы расположены под определенным углом.

Перфоратор обладает механическими и электрическими блоками. Второй блок состоит из таких узлов:

  • двигатель;
  • управляющее устройство двигателя;
  • кнопка и блок выключателя;
  • сменный шнур;
  • блок, уменьшающий помехи.

Механический узел собирают из таких элементов:

  • редуктор (монтируется непосредственно на валу движка);
  • механизм, обеспечивающий ударный импульс;
  • патрон, щетки, якорь;
  • муфта, которая обеспечивает сцепление.

Также вместе с самим перфоратором в набор прилагаются различные сменные съемные элементы:

  • сверла;
  • буры;
  • коронки;

Есть также автономный пылесос, который работает вместе с агрегатом. Инструмент находится в удобном кейсе.

Преимущества

Производительность перфоратора «Бош» характеризуется тремя критериями.

  • Количество оборотов шпинделя (от 650 до 2200 оборотов в минуту).
  • Мощность удара напрямую связана с характеристиками движка, весом бойка, расстоянием его рабочего хода. Это один из главных показателей качества инструмента. Она варьируется от 1,5 Дж до 14 Дж. Самые дорогие модели могут стоить 50 тысяч рублей.
  • Частота удара характеризуется количеством механических импульсов за единицу времени (одна минута). В моделях от «Бош» показатель может колебаться от 1000 до 5600 ударов в минуту.

В моделях от «Бош» все три параметра органично сочетаются, что позволяет назвать перфораторы от этого производителя лучшими в мире.

Модели перфораторов от Bosch могут выполнять следующие функции:

  • вращение;
  • удар;
  • вращение и удар одновременно.

При режиме «Вращение» происходит сверление различных материалов: металл, дерево. В режиме «Удар» устройство может работать как отбойный молоток – перфораторы особенно эффективны в демонтажных строительных работах. Последняя функция – «Вращение и удар» прекрасно зарекомендовала себя при сверлении особо прочных материалов (гранит, бетон, плитка).

Недостатки

Главный недостаток инструмента Bosch – это довольно высокая цена.

Виды

Перфораторы от Bosch разделяются на типы:

  • Бытовые модели (движки 410-720 ватт). У таких агрегатов присутствует три стандартных режима, вес их невелик (не более шести килограммов).

    Самым популярным перфоратором из этого семейства считается Bosch PBH 2800 RE.

    Буква «Р» определяет модель как агрегат для использования в бытовых условиях. Обычно такой инструмент маркируется зеленым колером. Недостатком таких машинок является не самое лучшее охлаждение и повышенная отдача.

    Достоинств у таких моделей гораздо больше, чем недостатков, среди которых стоит упомянуть:

    • средняя цена;
    • небольшой вес;
    • компактные размеры;
    • хорошая производительность;
    • надежность в работе.
    • Второй большой класс инструментов от «Бош» – это профессиональные перфораторы мощностью 810 ватт и более, вес их колеблется от 6 до 12,5 килограмм.

    Самым популярным перфоратором этого класса является GBH 8–45 DV, он имеет мощность более полутора тысяч ватт, есть только два режима работы: удар, а такжесверление и удар.

    Достоинства этой модели – это эффективное охлаждение агрегата, минимальная вибрация, надежность в работе. Если говорить о недостатках, то следует упомянуть о больших размерах таких аппаратов и высокой цене.

    • Аккумуляторные перфораторы от «Бош» могут работать от сети 220 вольт. Выпускаются также устройства, которые функционируют в беспроводном режиме от аккумулятора. Используются литиевые и кадмиевые многозарядные источники питания. Такие перфораторы бывают крайне необходимы в локациях, где отсутствует питание от сети. Работать профессиональные аккумуляторные перфораторы могут до 6-8 часов.
    • Все агрегаты с пылесосом от «Бош» снабжены полезным устройством – пылесборником. Такое приспособление значительно продлевает срок службы агрегата. Также в комплект производитель прилагает пылесос, который функционирует от автономного источника питания.
    • Дрель-перфоратор. Имеет такие технические показатели:
      • мощность – до 1,6 кВт;
      • вращение – не более 3980 оборотов;
      • количество ударов – около 50 в минуту.

    Применяется технология «Антиротация», которая эффективно защищает от перегрузок. Таким инструментом можно сверлить бетон невысокой плотности. Скорость вращения не меняется как при холостом ходе, так и при появлении нагрузки. Такой дрелью можно также сверлить кирпичную кладку и плотный брус.

    • Пневматический перфоратор Bosch оснащается движком мощностью 750 Ватт, при этом скорость достигает 855 оборотов в минуту. Сверлить отверстия можно в бетоне средней плотности (до 25 мм толщиной), плотной древесине, стали (15 мм). Вес – около трех кг.

    Как выбрать?

    Чтобы правильно выбрать перфоратор для дома, стоит рассмотреть несколько важных факторов. Для домашних работ подойдут агрегаты, мощность которых не превышает шести сотен ватт.

    В работе любого перфоратора важна компоновка движка. Если двигатель расположен в горизонтальной плоскости, то такое устройство применимо для небольших узких сверлений. Двигатель в таких моделях компонуется вдоль ударной оси, что не позволяет ему быстро охлаждаться.

    Если делается большой объем работ, то такой силовой агрегат должен довольно часто «отдыхать» (в среднем, каждые 15-20 минут). В противном случае – он просто перегреется и придет в негодность.

    Вертикальная компоновка двигателя увеличивает мощность перфоратора, при этом нет необходимости постоянно охлаждать движок. Такие устройства пользуются спросом среди профессиональных строителей, работоспособность таких перфораторов высокая.

    При выборе следует смотреть на маркировку. Если присутствуют надпись SDS+, значит, этот инструмент может работать по бетону. При выборе перфоратора следует ознакомиться с инструкцией, проконсультироваться с продавцом, который может дать ценный практический совет.

    Также на перфораторах «Бош» встречаются такие литеры: PBH или GBH.

    • G означает, что агрегат пригоден для профессионального применения;
    • Р – это литера, которой маркируются бытовые агрегаты.

    Цифры показывают, сколько перфоратор весит (пример: 3-30, 2-42). Буквы прописью:

    • d – используется для долбления;
    • f – использование со смешанным патроном;
    • r – присутствует реверс.

    Подделки под перфораторы от «Бош» также встречаются. Приобретать такой инструмент не рекомендуется.

    Как разобрать и отремонтировать?

    Появление неисправностей в перфораторе характеризуется звуковыми сигналами:

    • появляется скрежет;
    • странный шумовой фон;
    • движок начинает работать рыками;
    • пропадает мощность;
    • возникает запах горелой проводки;
    • появляется высокая вибрация.

    Чаще всего встречаются в перфораторе «Бош» такие поломки:

    • выход из строя переключателей;
    • износ резиновой муфты между ударником и бойком;
    • прекращение работы самого механизма, обеспечивающего удар;
    • нарушение работы шестеренок или их износ;
    • дефект зажимного узла – он перестает держать бур;
    • нарушение электрического соединения.

    Также дефекты, возникающие в проводке, провоцируют появления искр и перегрев агрегата.

    Электрические неисправности бывают такими:

    • не работает двигатель;
    • нарушение контактов;
    • перегорание обмотки.

    Чтобы устранить механические и электрические неисправности своими руками, необходимо разобрать перфоратор. Все подобные устройства сделаны по одному принципу. Ремонт перфоратора Bosch мало чем отличается от разборки подобного узла в любом другом перфораторе.

    Разборка инструмента должна быть сфотографирована с помощью телефона, чтобы потом правильно все собрать.

    Начало демонтажа начинается с патрона: следует снять прорезиненый пыльник, затем – фиксирующее кольцо, только после этого демонтируется пластмассовый пыльник. Затем требуется найти шарик (расположен под шайбой), аккуратно его вынуть. Причина неисправностей часто кроется именно в износе этих деталей.

    Демонтируется корпус перфоратора – для этого снимается переключатель, который контролирует режимы работы. Переключатель ставится в позицию «Удар» (на корпусе стоит символ молотка). Если подобное обозначение отсутствует, то ставится переключатель в обозначение «Удар-сверление». После этого нажимается небольшая кнопка, которая находится на самом переключателе. Его следует немного повернуть вниз значка-символа, изображающего молоток, при этом должен возникнуть щелчок. После этого переключатель поднимается отверткой, тянется на себя.

    В отдельных моделях переключатель крепится к корпусу шурупами, так что достаточно будет их просто открутить.

    Если возникают мысли, что проблема заключается именно в электрическом блоке, то следует предпринять следующие шаги:

    • откручиваются шурупы, снимается тыльная крышка;
    • снимется крепеж, который фиксирует сетевой кабель;
    • демонтируется кнопка «Пуск»;
    • демонтируются все крепежи, которые держат провода статора и якоря;
    • вынимаются щетки;
    • разъединяется электрический и механический блок – для этого достаточно открутить несколько болтиков;
    • вынимается ротор, осматриваются подшипники;
    • снимается воздухозаборник;
    • снимается статор.

    Немного другая конструкция присутствует у перфораторов, в которых электропривод скомпонован вертикально. В этом случае сначала демонтируется ручка, затем с помощью отвертки удаляются болты, соединяющие корпус с движком.

    Нередко требуется замена щеток движка, появление подобной неисправности нетрудно определить: она проявляет себя запахом горелой проводки, обильным искрением. Этот дефект один из самых распространенных.

    Наличие искр говорит о том, что требуется заменить подшипники, могут также быть дефекты в изоляции ротора и статора. Возможен также такой вариант: пластины коллектора сгорели. Повреждение статора также генерирует обильное искрение, причем исключительно под одним электродом.

    Без тестера обойтись тут нельзя, следует прозвонить как ротор, так и статор. Необходимо будет пошагово замерить все параметры, особенно внимательно – уровень сопротивления на обмотках (сопротивление должно быть константным). Если установлено, что все проблемы в роторе и статоре, то следует отдать агрегат в сервисный центр – такую неисправность устранить сможет только опытный специалист.

    Самый простой ремонт – это замена щеток. Достаточно только открыть крышку – щетки находятся в специальных пазах-держателях.

    Щетки дифференцируются на несколько типов.

    • Щетки, сделанные из графита. Такие щетки надежны и могут работать без помех длительное время. Из недостатков можно отметить, что их износ происходит неравномерно, что отрицательным образом влияет на коллектор.
    • Угольно-графитовые щетки более прочные, замена требуется, если 30% материала стерлось. Даже если одна щетка нормальная, а другая совсем стерлась, то требуется замена обеих.

    При работе со щетками следует обратить внимание на пружину и крепление контакта. Пружина должна прочно крепиться – если она оторвется, то движок будет поврежден. Слабая пружина не будет обеспечивать нужного прилегания, что пагубно скажется на качестве контакта.

    После окончания работ следует прочистить все узлы от графитовой крошки, задействовать в этом случае следует спирт или водку. Затем электроды подгоняются к коллектору. Используется при этом наждачка с минимальной зернистостью, которая прикладывается к коллектору и небольшими вращательными колебаниями происходит притирка электрода.

    Когда площадь электрода слегка закруглится, то это будет считаться полноценным контактом. Такой контакт будет гарантировать хорошее прилегание к поверхности пластин коллектора.

    Ударный механизм зависит от того, какой вид перфораторов ремонтируется. Бочковые агрегаты имеют вертикальную компоновку движка, ударный блок присутствует на базе кривошипно-шатунного механизма (КШМ). Шатунный механизм содержит всего один подшипник – он монтируется на самом кулачке колеса с эксцентриком.

    Также бывают конструкции, когда подшипник крепится непосредственно к основанию шатуна. При проведении ремонта, как правило, меняется шатун и эксцентрик.

    Еще один вид поломок – это выход из строя бойка. Установить эту неисправность просто: агрегат работает, но удара нет. Чтобы устранить дефект, необходимо разбирать ствол. Боек легко заменить. Также нередко изнашиваются резиновые прокладки – они также подлежать замене.

    Пистолетные перфораторы имеют другую конструкцию: поршень движется не с помощью шатуна, а в результате динамичного качающегося подшипника. Такой подшипник подвергается максимальным нагрузкам и изнашивается часто. Подшипник необходимо будет поменять. Снять подшипник несложно с использованием отвертки – достаточно будет зацепить скобу и вытащить ее.

    Во время проведения работ следует запастись ветошью, а также спиртом – необходимо будет промыть редуктор.

    Другие механические неисправности могут проявляться в выходе из строя переключателя режимов. В этом случае его следует почистить. Если после этого он все так же не функционирует, то его надо заменить. Если выходят из строя шестерни с косым зубом, то перфоратор перестает «долбить», также эти узлы подлежать замене.

    Существует 2 причины поломки шестрени: сломалась муфта сцепления либо вышла из строя шестерня. Потребуется замена этих элементов.

    Если вылетает бур из патрона, то причин быть несколько:

    • случилась деформация шаровых элементов;
    • «состарилось» страховочное кольцо;
    • деформирована пружина, которая фиксирует.

    При таких неисправностях придется разбирать патрон и смотреть на все детали.

    Если застревает бур, то это говорит о том, что смазка на хвостовике засохла или ее недостаточно. Чтобы устранить такую неисправность, необходимо будет закапать масло в гнездо.

    Застревает также бур по причине «отвердевания» накопившейся пыли. В этом случае также следует добавить немного машинного масла.

    Если в перфораторе было задействовано стандартное сверло, то его надо будет обработать специальным растворов WD-40. Затем несколько минут подождать, затем – аккуратно расшатать сверло в разные стороны.

    Если расклепался хвостовик, то в этом случае надо будет добавить специальную жидкость, а затем попытаться вытянуть инструмент из гнезда.

    О том, как починить перфоратор Bosch, смотрите в следующем видео.

    Комментариев нет
    Информация предоставлена в справочных целях. По вопросам строительства всегда консультируйтесь со специалистом.