Неисправности котлов Vaillant и их устранение
Современные отопительные системы довольно надежны. Но все же приходится констатировать факт, что все они могут ломаться произвольно. При этом никакие марки и модели, никакое старание инженеров не исключают возникновения такой проблемы.
Ремонт различных моделей
Согласно указаниям производителя, нельзя чинить газовый котел Vaillant TurboTEC Pro 28 кВт таким образом, чтобы происходили изменения в самом котле, на магистралях, подающих воду или газ, в электросети или в дымоходах. Затягивать и ослаблять резьбу всех соединений можно исключительно гаечными ключами открытого типа. Нельзя для этой цели применять трубные клещи, удлинители и тому подобное оборудование.
Проверка давления производится следующим образом:
- снимается оболочка;
- вперед откидывается распределяющая коробка;
- перекрывается газовый кран;
- ослабляется винт in;
- подсоединяется манометр;
- открывается запирающий газовый кран;
- прибор запускают на полную нагрузку;
- измеряется давление при подключении.
Если устранить возникшую неполадку своими силами не получается, стоит выполнить следующие действия:
- котел требуется остановить;
- снять манометр;
- проконтролировать герметичность закрепления винта;
- откинуть распределяющую коробку;
- вернуть на место обшивку;
- дождаться представителей газовой службы.
Важно! Диагностические данные имеют два уровня. Второй доступен исключительно для специалистов и только после ввода пароля. Чтобы знать, какие ошибки требуется исправить, полагается изучить фирменные коды ошибки.
Как одноконтурные, так и двухконтурные котлы, потребляющие очень много газа и дающие крайне жаркий дымовой поток, чинить не требуется. Необходимо очищать и отмывать верхний теплообменник. При малом гидравлическом сопротивлении фирма советует поджимать подающий кран. В случае полного отсутствия искры не стоит тратить время на очистку газового клапана. Проблема с вероятностью почти 100% связана с системной электронной платой. Если котел AtmoTEC Plus меняет резко давление, когда меняется температура, требуется накачивать расширяющий бачок.
Что означают коды ошибок?
Во многих случаях нет необходимости самостоятельно разбирать устройство или гадать, с чем связана проблема. Всю необходимую информацию предоставляют потребителю коды ошибок. Но их нужно обязательно знать. Условное обозначение, начинающееся с S, свидетельствует об определенном статусе аппарата. А коды, начатые с F, показывают те или иные сбои.
Впервые увидев тот или иной условный сигнал, не стоит пугаться. Нужно попробовать перезагрузить электронику. Только при повторном появлении того же кода нужно принимать особые меры. F0, а также F71 показывает, что нарушена цепь, питающая термический датчик, измеряющий температуру теплоносителя.
Нужно выяснить такие моменты, как:
- работоспособен ли сам датчик;
- хорош ли контакт штекера;
- надежна ли проводка.
F1 демонстрирует, что оборвался измеритель температуры на возвратной линии. F2 говорит, что нарушена работа термического сенсора заполнения. При появлении сигнала F3 легко понять, что повреждена цепь такого же сенсора, но уже отвечающего за контроль накопителя. Увидеть ошибку F5 можно только в стенных котлах Atmo, и означает она, что исчезла связь с наружным индикатором удаления дыма. Код №6 заявляет о сбое в проводке внутреннего сенсора, размещенного в отводе.
По коду №10 специалисты опознают короткие замыкания термисторов подачи. F11, F13 показывают то же состояние, но только для термистора возвратного хода и для измерительного устройства горячего старта соответственно. Для замкнувшего наружного распознавателя отвода газообразных продуктов характерны сразу две ошибки – F15 и F16. Код F20 свидетельствует о том, что нарушена работа системы вследствие чрезмерного нагрева. А F22 говорит о другом моменте – не хватает воды. Похожую картину указывает код F23, который часто связан с нарушением работы сенсоров, насосов или при низкой производительности.
Сигнал №24 свидетельствует, что не только понизился уровень теплоносителя, но и существенно вырос его нагрев, и сократилось давление. F26 означает, что произошел сбой в газовой арматуре. А также стоит подозревать ошибку в подсоединении сервомотора. F27 высвечивается, если обнаружено пламя при перекрытом топливном клапане. Серьезнее F28, этот код появляется при невозможности запустить горелку.
Придется контролировать счетчик, арматуру, реле, измеряющее давление, и основной модуль.
F29 показывается при угасании огня из-за перебоев с поступлением газа. Остается только ждать восстановления его подхода. Если ожидание затягивается, придется обращаться в службу, отвечающую за поставки голубого топлива. А также полезно проверить, заземлен ли котел, как следует. Лишь в конденсационных котлах встречается ошибка F32, F37. Она сообщает, что вентилятор вращается не так, как это нужно в конкретный момент (иные модели демонстрируют это кодом F38).
Модель TurboTEC имеет особенную ошибку, не встречающуюся в других аппаратах – №33. По ней легко выяснить, что не срабатывает реле, замеряющее давление. Сигнал F36 поступает, когда измеритель тяги фиксирует ее слабость и проникновение газообразных продуктов сгорания в помещение котельной. А F42 высвечивается, если оборвалась работа резистора, отвечающего за условное кодирование.При поступлении сигнала №49 требуется проверить состояние информационной шины eBus.
О неверной настройке процесса горения заявляет код 53. По сигналу 54 нужно заняться устранением сбоев в подаче горючего, при этом стоит последовательно открыть вентиль, повысить давление и оценить визуально исправность запирающей арматуры. Код 56 свидетельствует о нарушении работы основных частей блока, сжигающего топливо. Если при подключении штекера проблема не устраняется, требуется проверять арматуру. А код 57 выдается при задании режима «Комфорт» с ошибочной регулировкой. А также стоит подозревать, что электрод поджига подвергся коррозии.
Если зачищенные детали продолжают работать плохо, придется ставить совершенно новую деталь.
F61 может иллюстрировать либо замкнувший кабель, либо оборванную цепь, либо сбой топливного клапана. По сигналу F62 определяют отложенное отключение арматуры, вызванное плохим срабатыванием контрольного электрода. Выход на дисплей цифры 63 обозначает так называемую поломку EEPROM, которая устраняется исключительно сервисными центрами. Нарушения, демонстрируемые цифрами 64 и 67, свидетельствуют о том, что повреждена электронная «начинка» котла либо разладились датчики. Сравнительно небольшую проблему представляет ошибка 70, возникающая, когда пропускают этап ввода кода нового котла после монтажа сменного дисплея и электронных компонентов.
Индекс F72 позволяет распознать нарушения в термических датчиках линии, отвечающих за подачу либо расположенных на обратном контуре. F75 как бы уведомляет владельцев котла, что даже запуск насоса не помогает поднять давление. Придется выпускать скопившийся в системе воздух, регулировать настройки байпасов и расширяющих баков. F35 является своеобразным «напарником» 36-й ошибки.
Эта ошибка появляется при следующих неисправностях:
- если отвод воздуха или газа перекрыт;
- когда по погодным условиям либо в силу нарушений конструкционного характера нарушена тяга;
- при ненормальной вентиляции;
- при перегреве котельного помещения;
- при слишком близком расположении котла к стене.
F76 загорается на дисплее, когда первичный радиатор нагрет слишком сильно. А F77 говорит о том, что отводной клапан либо насос, отвечающий за конденсацию, работает слишком плохо. F51 сигнализирует про опрокидывание тяги и заведомо неправильную работу дымохода. Одновременно появившиеся сигналы 80 и 91 сразу указывают на короткое замыкание в сенсоре вторичного радиатора. Если сочетаются ошибки 81 и 91, налицо сбои в работе загрузочного насоса.
Устранить такой сбой можно, выполняя следующие действия:
- выпустить воздух;
- проверить нарушения кабелей, датчиков и крыльчаток;
- выяснить, не загрязнен ли теплообменник, при необходимости его вычистить.
F83 извещает про неверное измерение, производимое термисторами на приемной и возвратной линиях. Просто доливают теплоноситель либо корректируют размещение термистора. Коды 84 и 85 обозначают также неверность сведений от термисторов, но устранять проблемы нужно иначе – менять блоки местами или устранять иные дефекты монтажа. Деформация F93 демонстрирует, что горение происходит неправильно. Когда очистка сопла Вентури не помогает, требуется менять форсунку на более правильный аппарат. Дефект Con извещает о том, что нарушен обмен информацией с управляющей аппаратурой, придется обращаться в сервисную организацию.
Код Fxx рассказывает про сбои программного характера, 5ER не столько ошибка в привычном смысле слова, сколько напоминание о необходимости технического обслуживания.
Котлы Vaillant могут выдавать и промежуточные сообщения, не являющиеся ошибками. Так, S0–S8 рассказывают потребителям про запущенный отопительный режим. Когда котел готовит горячую воду, на дисплее транслируются сигналы S10–S17.
Другие знаки состояния следующие:
- 30 – внешний термостат заблокировал обогрев;
- 31 – система переведена в летний формат и не может отапливать дом;
- 33 – работает защита от промерзания, система заблокирована на 1/3 часа.
Бывает так, что отопление вроде бы запущено, но регулятор предписывает котлу работать при +20 градусах. В этом случае на экран выводится сигнал 36. А вот код 41 говорит, что внутри развивается слишком высокое номинальное давление. S42 может высвечиваться при неработающей горелке, когда срабатывает клапан на отводе либо повреждается конденсационный насос. S51 – это состояние, когда газообразные продукты горения проникают в комнату.
Ошибка 53 обнаруживается при недостатке воды. Котел будет исправлять ситуацию или ждать помощи со стороны владельца в этом в течение 150 секунд. S54 означает, что система ждет действий в течение 20 минут. Нет поводов для тревоги при появлении статуса S98, 96 или 97, поскольку это признаки работы в тестовом режиме.
Минимизировать появление всех перечисленных проблем можно, если своевременно обследовать котел и проводить техническое обслуживание.
Настройка и управление
Обращение с котлами Vaillant подразумевает грамотный перевод их из одного режима в другой. Часто возникает вопрос, как правильно отключить на лето систему отопления, чтобы не платить лишние средства за газ и не перегревать дом. Решением проблемы является замыкание отопительного контура на короткий ход, при этом используются кран и перемычки.
Важно: обязательно требуется соединять ввод и выходной узел второго контура таким образом, чтобы в пределах контура оказался расширяющий бачок. По сути, в таком режиме котел работает, как бойлер незначительной вместимости.
Если аппаратура выполнена по схеме с искусственной циркуляцией, все будет еще проще: следует отключить из схемы циркуляционный насос и загерметизировать вводной патрубок котла. Пытаться решить проблему за счет установки дополнительных колонок непрактично и не слишком экономично. Важно помнить, что обеспечить стабильную температуру придется, нормируя расход горячей жидкости. Накачать расширительный бак требуется, если уровень давления беспрерывно сокращается и растет, меняется непредсказуемо. Неуклонное падение давления в системе так просто не устраняется, нужно обязательно отыскать место, где теплоноситель утекает, и ликвидировать причину проблемы. Поиск дефектов нужно вести на радиаторных пробках, соединительных линиях и там, где припаяны фитинги и трубы.
Если накачка бака результатов не дает или они сохраняются слишком короткое время, нужно обследовать резервуар. Часто его внешняя оболочка разгерметизируется и пропускает воздух. Но еще чаще нарушается работоспособность золотников, которые тоже начинают подтравливать.
Сама подкачка бака производится в следующие стадии:
- заворачивают котловые, подающие и возвращающие краны;
- открывают сливающий штуцер до полного слива;
- подсоединяют насосный агрегат посредством золотника, ни в коем случае не перекрывая штуцера.
Для работы пригодится любой вид насоса; можно брать автомобильный и манометр тоже с машины. Прокачка насосом воздуха производится до остановки излива воды из выливающего штуцера. Далее, выпускают воздух и повторяют его введение, непрерывно контролируя показания манометра. Он должен показывать 1,1–1,3 бара, более точные сведения приводятся в технической документации. Теперь можно закрыть выливающий штуцер, раскрыть все завернутые прежде краны, подпитать котел штатным способом до 1,2–1,5 бар, после чего начать прогрев.
Особенно важно контролировать внутреннее давление, если дом или иное строение посещается только периодически. Не секрет, что стабильность электроснабжения сейчас далека от идеала. И если питание останавливается, котел прекращает работу, поэтому давление внутри бака может упасть из-за охлаждения ниже, чем нужно для работы котла. Даже после возобновления электропитания котел не может прогреть дом, поскольку вскоре бесконтрольный дом представляет печальное зрелище – всюду порванные ото льда трубы и радиаторы. Поэтому контроль давления в расширительном бачке требуется вести постоянно. Не менее плоха ситуация, при которой уровень напора беспрерывно нарастает. Конечно, грамотно выбранный и правильно установленный предохраняющий клапан исправляет дело в какой-то степени, но лучше не уповать на него, так как это все же скорее аварийная мера. Стоит помнить всегда, что контроль давления заслуживает повышенного внимания.
Причины неполадок
Чтобы возможные отзывы о котлах этой марки были благоприятными, необходимо уделить большое внимание профилактике неисправностей и их устранению. Стоит отметить, что не все проблемы обозначаются кодами, некоторые возникают без предупреждения. Ситуация, когда котел, вообще, не включается, может появиться из-за неверного подключения «ноля» и «фазы».
Также неполадка может быть связана со следующим:
- воздух, обильно примешанный к газу;
- слабое давление в газопроводе;
- ошибки при заземлении;
- порванные кабели;
- неграмотное подключение к газопроводу.
Когда совсем нет горячей воды или котел плохо ее греет, требуется оценить состояние датчика протока. Подчас он загрязняется, жидкость движется, но автоматика не дает команды вентилятору продувать топку и раздувать огонь. Выпустив воду из горячего контура водопровода, добиваются насыщения труб воздухом. Вслед за этим нужно резко отпирать и закручивать водяные краны перед самым котлом, чтобы за счет перепадов давления снять с вентилятора или датчика грязь. Если давление непредсказуемо растет или падает, при этом горячая вода капает из холодного крана, можно предположить повреждение вторичного теплообменника.
Иногда котел гудит при включении – не нужно бояться его вскрыть. Требуется посмотреть, чтобы никакие трубочки или иные детали не контактировали с корпусом. Тогда и проблем с посторонними шумами точно не будет.
Также следует проверить следующие причины:
- насыщенность труб воздухом;
- содержание кислорода в воде;
- появление накипи;
- затруднения в работе вентилятора.
Инструкцию по использованию газового котла Vaillant смотрите в следующем видео.