Все об уклоне отмостки

Все об уклоне отмостки
  1. Почему уклон важен?
  2. Нормы СНиП
  3. Как правильно сделать?

В статье расписано все об уклоне отмостки (об угле наклона 1 м). Озвучены нормы по СНиП в сантиметрах и градусах вокруг дома, требования по минимальному и максимальному уклону. Указано, как сделать конкретный уклон отмостки из бетона.

Почему уклон важен?

Разбираться с углом наклона отмостки вокруг дома необходимо уже в силу того, что именно она защищает от просачивания осадков вниз. То есть от подмыва самого строения со всем, что так дорого в нем для жильцов. Но даже если отмостка вроде бы есть, она иногда подводит. И связано это как раз с неграмотным оформлением уклона. Этот параметр прямо зависит от других характеристик конструкции, и в идеале все должно рассчитываться сразу же.

Нормы СНиП

Строительные нормы и правила говорят прямо, что ширина конструкции должна составлять 1 м. Отклонения от этой величины допускаются в исключительных случаях при наличии технического обоснования. На глинистых почвах велик риск повреждения здания, потому слой песка должен быть увеличен до 0,3 м. Только такая закладка гарантирует надежность обустройства.

Что интересно, придется учитывать также кровельные свесы. Ширина отмостки должна превосходить габарит свеса не менее чем на 0,2 м. По нормативу отсчет уклона начинается строго от фундамента постройки. Это требование позволяет осадкам и талой воде беспрепятственно утекать и уходить в землю.

Рассчитывать кривизну необходимо сообразно точной ширине и применяемым материалам.

Так, при использовании щебенки и булыжников и ширине до 1 м минимальный уровень уклона в градусах равен 5, а максимальный — 10. Но часто отмостку делают на основе асфальта либо бетона. Тогда ее кривизна достигает от 3 до 5% общей ширины. Многие параметры задаются также в ГОСТ. Так, стандарт 9128-97 регулирует состав смесей, которые разрешено применять для обустройства отмостки.

Пересчитать указанные в нормативных актах нарушения кривизны в привычные метрические единицы не составляет труда. Но — только для профессионалов. Новичкам же и непосредственно заказчикам желательно ориентироваться на популярные изложения нормативов. Согласно им, на 1 м поверхности должно приходиться 1-10% искривления. В сантиметрах это будет от 1 до 10 — и выдержать подобный параметр, как показывает практика, не слишком сложно.

Но иногда характеристики отличаются. Для бетона или асфальта они равны 0,3-0,5 см, в зависимости от конкретной ситуации. Учитывают всегда и практические тонкости, причем правильный расчет могут выполнить опять же только профессионалы. Поперечный уклон от стен здания не менее важен, чем продольный наклон — его показатель должен составлять минимум 2%, а по некоторым сведениям, даже от 3%.

За этим требованием также следят очень четко; в строительных правилах (СП) на благоустройство озвучены те же цифры, которые приведены выше.

Как правильно сделать?

Но просто подобрать в таблицах и нормативных указаниях те или иные цифры далеко не достаточно. Непосредственно строительные работы часто сталкиваются с затруднениями. И одна из возможных проблем — как посчитать необходимое отклонение не на бумаге, а на бетоне или ином материале. Тут есть только один выход: использовать строительный уровень. Им промеряют кладку дважды: когда готовят саму конструкцию и когда решают, готова ли она; уже через некоторое время исправить ошибку будет затруднительно.

При строительстве отмостки своими руками нельзя забывать, что она должна быть согласована с дренажным комплексом. Именно о соответствии дренажа и наклона и нужно думать в первую очередь. Между трубами, оттягивающими воду, и выставленной вокруг частного дома или иного здания конструкцией должно оставаться как можно меньшее расстояние.

Это главнейшее требование, без соблюдения которого говорить просто не о чем.

Последовательность работ такова:

  • разметка обустраиваемой территории (вбитие кольев, натягивание шнура до появления ровной линии);
  • осторожное снятие верхнего яруса земли (обычно на 0,25 м, но точно можно сказать в зависимости от того, сколько предстоит залить бетонной смеси);
  • тщательный осмотр дна канавы, выкорчевка корней и обработка препаратами, мешающими прорастать растениям вновь;
  • подготовка опалубки на основе необрезной доски толщиной свыше 2 см;
  • раскладка подушки (чаще всего под отмостку из бетона используют песчаную подушку с минимальной величиной 5 см, желательно даже больше);
  • монтаж каркаса (для него берут арматуру высокого качества);
  • заливка бетоном, идущим под заданным углом.

Конечно, стандартный подход может заметно варьироваться по обстоятельствам. Так, вместо чистого песка на дно траншеи часто кладут песчано-щебневую композицию. Подобную подушку можно утрамбовать, а оптимальная величина слоя — 0,15 м. Поверх подушки выкладывают тепловой и гидравлический барьеры. Независимо от проектного уклона на 1 метр, выставить отмостку над поверхностью нужно на 0,05 м.

Лента, применяемая для пешеходной дорожки, должна соответствовать более высоким требованиям. Она обязательно имеет высокую прочность. Ширина полосы должна быть выше, чем обычно, что позволяет гарантировать комфортность перемещения. Важно: превышать нормативный уровень уклона нежелательно. При превышении показателя на 10% отток воды будет происходить очень быстро, и края отмостки станут разрушаться крайне интенсивно.

Предотвратить подобную ситуацию удается с помощью обустройства желобов. Они гарантируют наиболее эффективный отвод вытекающей воды. Технология заливки интуитивно понятна и максимально близка к обустройству бетонного тротуара. Для защиты от воды часто применяют мембраны ПВП.

Однако она исключает возможность оборудования пешеходной дорожки.

Тонкости таковы:

  • нельзя жестко соединять отмостку со стенами;
  • чтобы пучение грунта не причиняло вреда, следует применять герметик на полиуретановой основе либо демпфирующую ленту;
  • придется оборудовать поперечные швы для компенсации деформаций.

Отливка бетона наиболее практична. Выполнить подобную работу могут даже непрофессионалы. Наибольшая глубина отмостки — 50% от глубины, на которую промерзает земля. Если по ней будет ездить автомобиль, толщину залитого слоя увеличивают до 15 см. Для формирования отмосток обычно применяют бетон В3,5-В8.

Для закладки подушки используют как речной, так и карьерный песок. Оптимальные фракции щебня — от 1 до 2 см, допускается и применение гравия. Железнение проводят с помощью цемента. Использовать ли готовый раствор или замешивать его самостоятельно — зависит от ситуации.

Рекомендуется применять свежий цемент.

Повысить стойкость бетона к холоду помогает добавка жидкого стекла. Воду для замешивания раствора лучше всего набирать в мерную емкость. При самостоятельной укладке цементную смесь готовят мелкими порциями, что сокращает вероятность ошибки. Гидрозамок обычно делается из жирной глины. Повысить качество дренажа помогает труба, обернутая геотекстилем.

Подавление мостиков холода достигается при помощи двойной теплоизоляции. Ее организуют за счет арматурной сетки с квадратной ячейкой. Сторона ячеек — 5 либо 10 см. Связывать арматурный каркас сеткой-рабицей нежелательно, потому что она излишне гибка.

Мокрое железнение производится на 14 день после заливки.

О том, как правильно сделать отмостку, вы можете узнать из видео ниже.

1 комментарий
Рустам 26.03.2024 09:49
0

дайте, пожалуйста, ссылку на конкретный СНИП где указана норма по уклону а/б отмостки

Информация предоставлена в справочных целях. По вопросам строительства всегда консультируйтесь со специалистом.