Выбираем замок для опалубки
При применении опалубки в монолитном строительстве пристальное внимание уделяют соединительным элементам. Они гарантируют стабильность и прочность формирующей бетонную смесь конструкции, обеспечивают ее жесткость и непроницаемость всех соединительных швов. Поговорим более подробно, какие встречаются замки (другие наименования: зажим, «лягушка», заклепочник, «бабочка», клипса арматурная) для опалубочной системы, об их характеристиках и способах применения каждого типа. Это в дальнейшем даст возможность осуществить верный выбор замковых соединений под определенный вариант конструкции.
Виды
Сегодня в строительном деле практикуют применение различных замков для опалубочной системы. Каждый из них обладает собственными рабочими характеристиками и назначением. Потому перед приобретением необходимо непременно ознакомиться с устройством приспособления. В роли монтажного элемента для опалубки применяются такие разновидности крепежа:
- клиновой;
- пружинный;
- универсальный (удлиненный либо «крокодил»);
- винтовой;
- ударный.
Клиновой зажим
Это особенно часто используемые крепежи при устройстве опалубочных щитов, дающие возможность их точно состыковывать и выровнять, что, в свою очередь, обеспечивает безупречно ровную бетонируемую плоскость. Поскольку данный замок неразборный, потери элементов в процессе установки можно не опасаться. Клиновой замок выполняется из покрытой цинком стали либо чугуна и может работать как с металлической, так и с опалубкой, изготовленной из алюминия. Средний вес замка – примерно 2,5 килограмма, но имеются модели и в разы тяжеловеснее. Практичен для опалубочных систем из древесины либо металла. Устанавливается и фиксируется посредством специализированного ключа. Монтаж производится очень быстро и без вспомогательного инструментария, в то же время весьма удобен при сооружении ограждений различной конструкции.
Пружинный зажим («лягушка»)
Этот замок появился в нашей стране в 90-х годах вместе со строителями из Турции, привезшими передовые технологии монолитного строительства. Собственно, по этой причине его еще именуют турецким зажимом, а модели замка турецкого производства и сегодня считаются самыми качественными.
Пружинный зажим предназначается для монтажа на арматуру диаметром от 6 до 10 миллиметров. Хорош тем, что может быть задействован для установки опалубочной системы, выполненной из любого материала. Он обладает высокой степенью надежности в эксплуатации и характеризуется несложностью установки. Плюсы зажима:
- практичность в использовании;
- несложность конструкции;
- разумная цена.
Пружинный крепежный элемент в силах выдерживать нагрузки до 2 000 килограммов, однако имеются и усиленные устройства. Это дает возможность применять его при сборке различных видов опалубки.
Удлиненный («крокодил»)
Применение удлиненного зажима для опалубочной конструкции дает возможность собирать и ровнять щиты из различных материалов. Другое название данного крепежа – универсальный зажим для опалубки, поскольку он дает возможность (при необходимости) применять специализированные вставки шириной до 250 миллиметров. Также посредством его можно связывать щиты под углом 90 градусов, что особенно важно при сооружении фундаментов. Этот зажим подходит ко всем разновидностям опалубочных конструкций.
Винтовой (стяжной) зажим
Как и остальные разновидности крепежа на опалубку, стяжной замок предназначается для сопряжения стыковочных швов панелей и щитов и их выравнивания. Производят зажимы главным образом из металла, а в виде защитного слоя используют порошковую краску.
Минусом этой модификации считается большая масса. Одно устройство весит ориентировочно 5 кг, впрочем, имеются и более тяжеловесные образцы.
Особенность структуры замка дает возможность устанавливать доборы промеж щитов шириной до 250 миллиметров.
Замок ударный
Данный тип используется в роли зажима для мелкощитовых опалубочных конструкций. Замок обладает особенной конфигурацией, специально разработанной для надежного и основательного соединения опалубки сквозь отверстия в обвязочном поясе. Структура изделия дает возможность осуществлять его встраивание в систему и последующую разборку просто и быстро (практически за несколько секунд) с применением ручной работы. Для монтажа зажимов применяется обыкновенный молоток, в результате гарантируется крепкое и плотное соединение. Монтаж не отнимает много времени, зажим годится для подавляющей массы разновидностей опалубочных щитов.
Назначение
Все представленные выше замки придают соединениям жесткость и устойчивость. Их основное предназначение – сохранение требуемых конфигураций конструкции, что заполняется бетонной смесью.
Более того, посредством замков щиты опалубочной конструкции крепко связываются между собой, благодаря чему выдерживают внушительные технологические нагрузки, формируемые бетонным раствором. Процедуры распределения, укладки и уплотнения бетонной смеси становятся проще, снижаются затраты рабочего времени и даже денежных средств.
Правила выбора
Начинать необходимо с места, где вы приобретаете изделие. Не доверяйте подозрительным компаниям, которые считаные дни работают на рынке. Должна иметься вся сопроводительная документация, поскольку от замков напрямую зависит безопасность на строительной площадке, следовательно, они обязаны на все сто процентов отвечать действующему стандарту.
Как правило, замки производятся из стали 35ГЛ, серого чугуна либо сплава чугуна и стали. Покрытие также имеет значение. Оно может быть оцинкованным, оксидированным и порошковым. Дополнительно попадаются образцы без напыления. Стоимость их значительно ниже, однако и продолжительность использования намного короче. Осуществляя заказ, обратите внимание и на предельно максимальную толщину вставки.
При приобретении зажимов для опалубочной системы следует принимать во внимание такие критерии:
- вид опалубочной конструкции: мелко- либо крупнощитовая, для колонн, стен, фундамента и тому подобное;
- размер бюджета на сооружение опалубочной конструкции;
- требования к жесткости и прочности опалубочной системы.
Необходимо принимать к сведению советы производителя опалубки, который обладает значительным опытом установки и применения опалубочных систем различных видов.
Технология монтажа
Железные опалубочные щиты закрепляются замками с шагом, способным придать всей конструкции требуемую устойчивость, принимая в расчет, наряду с этим, показатель оказываемого давления на каждый квадратный метр заливаемой бетонной смеси. Чтобы сделать крепления более надежными, в листах высверливаются отверстия, которые предназначены для монтажа зажимных ножек. Дополнительно прочность опалубки повышается поперечными балками из древесины, смонтированными в местах замковых соединений по всей площади собираемой конструкции.
Посредством поперечных балок распределяется давление от зажима, элиминируется местная деформация листов железа. Общеизвестно, что крепежные элементы требуются при устройстве любой опалубочной системы, от конструктивных особенностей которой находится в зависимости процедура монтажа.
Порядок действий такой:
- щиты опалубки устанавливаются в соответствии с условиями проектных решений;
- производится их первоначальное выравнивание;
- устанавливаются замки;
- осуществляется окончательная подгонка конструкции, и она крепко стягивается.
Монтаж пружинных зажимов:
- в отверстия установить прутки арматуры, они должны выходить за границы опалубки приблизительно на 15 сантиметров;
- на торчащий конец прутка надеть зажим;
- пододвинуть его впритык к щиту;
- надеть на зажим ключ, зафиксировав его посредством малого рычага;
- повернуть большой рычаг и закрепить клипсу.
Разборка опалубочных зажимов
Применяя при возведении монолитных железобетонных конструкций опалубочные системы, необходимо не только знать приемы их монтажа, но и уметь аккуратно разбирать конструкцию, чтобы пользоваться ею в дальнейшем.
К работам по демонтажу приступают, как только бетонная смесь окончательно застыла и накопила необходимый коэффициент прочности. Первым делом демонтируются крепежные элементы, дальше алгоритм действий такой:
- при использовании клинового зажима посредством молотка освобождается клин, убираются губки зажима;
- когда соединение производилось пружинным зажимом, требуется размонтировать зажимные детали, оставив арматурный прут в толще бетона, и срезать выступающие куски арматуры;
- в винтовом соединении попросту отворачивают гайки.
Демонтаж пружинных замков
После застывания бетонной смеси молотком стукнуть по языку «лягушки», демонтировать зажим. Срезать выступающие части прутка.
Сняв замковые элементы, начинают осторожно разбирать щиты, чтобы переместить их на другой участок работы.