Готическая роза

Готическая роза
  1. Происхождение
  2. Применение в архитектуре
  3. Виды
  4. Размеры окон

В стиле готика каждый элемент имеет свое значение. Характерно это даже для, казалось бы, такой простой детали, как круглое витражное окно под названием «готическая роза».

Происхождение

Стиль готика в архитектуре зародился в Средневековой Франции, то есть с XII по XVI столетия. В дальнейшем он обрел популярность и во всей Европе. Готическая роза является одним из наиболее часто упоминаемых элементов данного стиля, но закрепилось это название не раньше XVII века. До того момента данный архитектурный элемент именовался колесом, розеткой, окном Екатерины или просто круглым окном. Необычный витраж, украшенный фигурным переплетом, располагали над входом в собор или по центру фасада.

За романтическими «готическая роза» или «окно-роза» скрывалось огромное круглое окно, напоминающее звезду или раскрывшийся цветочный бутон с симметрично расположенными лепестками. «Расчленение» на отдельные сегменты происходило за счет использования фигурного переплета. Стоит упомянуть и о том, что в то время роза существовала только дикая, а значит, название это относилось к цветку шиповника.

Роза пришла в готику из романского стиля и изначально выглядела гораздо скромнее и обладала меньшим размером, но с развитием самого архитектурного стиля также стала обрастать узорами, изысканными лепестками и разноцветным лучами. Со временем витраж занимал все больше места на фасадах зданий, добавляя громоздким строениям необходимой легкости. После завершения возведения собора Парижской Богоматери подобные круглые окна стали практически неотъемлемой частью архитектурного стиля.

Считается, что витражи-розы, украшающие большинство готических соборов Франции, в том числе и в Реймсе, несли тайный смысл.

К примеру, «северная роза», расположенная на портале Руанского собора, могла быть связана с кельтским символом удачи или колесом Фортуны, а цветок на портале Реймского собора представлял собой геометрическую матрицу, в которой заложены принципы католицизма.

Довольно часто суть данного витража на средневековых соборах трактовалась как теологическая карта мира. Части круга олицетворяли бесконечное множество миров, идущих из одного центра и создающих единое целое. В некоторых случаях сюжет готической розы был вполне однозначен и основывался на теме Судного дня. Такой витраж располагался в арке над западным входом в храм, так как именно западная стена церковных строений была связана с темой Страшного суда. С течением времени готическая роза стала все чаще символизировать Деву Марию.

Среди предков готической розы принято называть римский окулюс – большое круглое отверстие, позволяющее попадать внутрь не только свету, но и воздуху. Самый знаменитый окулюс располагается на вершине купола римского Пантеона, но в древнейшей архитектуре подобные элементы также располагались на низких фронтонах.

Что касается «заполнения» округлой формы, то геометрический цветочный узор также берет свое начало из Древнего Рима, где он часто фигурировал в мозаике.

Применение в архитектуре

Готическая роза особенно характерна для стиля готика, но подобные круглые окна использовались и в других храмах и церквях, главным образом в романских. Данный архитектурный элемент присутствовал в соборах античных времен, а также в период неоготики. С визуальной точки зрения розетка всегда выполняет роль одного из главных акцентов или является координационным центром строения, а потому должна сразу же притягивать взгляд смотрящего.

Ярким «носителем» готических роз является церковь Сен-Дени. Ее три больших окна часто называют окнами Сугерия, так как именно аббат Сугерий руководил постройками. В своем трактате церковный деятель объяснил, что данный архитектурный элемент должен был демонстрировать течение времени и символизировать колесо Фортуны. Окно-роза с наиболее необычным сюжетом расположилось на северной стене над входом в гробницу французских королей и церковных деятелей. Витраж на библейскую тему был посвящен Древу Иессееву.

Имеются готические розы и в, пожалуй, самом известном строении Франции – Нотр-Дам-де-Пари. Старейшая из них находится на северном фасаде. Достигающая размеров 12,9 метра, роза огорожена квадратом поверх кружевного фриза, в результате чего образуется гигантский витраж высотой 18,5 м. За создание данного архитектурного элемента, раскрывающего Ветхий Завет, отвечал архитектор Жан де Шель. В центре окна располагается Богоматерь с младенцем, а окружают ее три уровня лепестков. В украшении витража также задействуются растения, медальоны и изображения библейских персонажей.

Капелла Сент-Шапель была выстроена в XIII веке, но большое окно-роза появилось в ней только к концу XV столетия. Темой витража стала история из книги «Апокалипсис».

Собор Нотр-Дам-де-Шартр украшен несколькими розетками, в том числе и уникальным витражом, известным как «роза Франции». Располагается он в северном отсеке здания. Готическая роза с гербами Франции и Кастилии посвящена Богородице. В диаметре данный архитектурный элемент составляет 10,5 м.

Сюжет розетки, украшающей собор Святой Марии в Лозанне, раскрывает темы времен года и устройства Вселенной. Эта архитектурная роза была сотворена в XIII веке странствующим французским художником, а потому по стилю и иконографии пересекается с лаонской традицией. Центр композиции занимают рисунки, иллюстрирующие возникновение мира, а вокруг располагаются зарисовки времен года и месяцев, а также знаков зодиака и стихий.

Орнаментальный витраж в Страсбургском соборе является символом благоденствия города. Окно-роза, достигающее 12 метров в диаметре, появилось в XIV веке. Его особенностью является отсутствие каких-либо изображений святых или библейских сюжетов. Вся композиция была «собрана» из орнаментов пшеничных колосьев, символизирующих процветание города.

Витражная работа под названием «Небесный концерт» располагается в соборе Святого Этьена и относится к поздней готике. Вся конструкция XVI столетия составляет порядка 13 метров в высоту и 9 метров в ширину. Все составляющие композиции обладают идеальной симметрией. Центр цветка занимает изображение Иисуса Христа, а вокруг него располагаются музыканты со своими инструментами.

Розы редко наблюдаются в английском готическом стиле, однако две розетки все же присутствуют в Линкольнском соборе. Северная сторона строения украшена «Оком настоятеля», а южная – «Оком епископа».

В целом все окна-розы, представленные в архитектуре, обычно украшаются масверком – универсальным декоративным орнаментом, строящимся на пересечении окружностей разных размеров. Для розеток характерны симметричность относительно центра композиции и присутствие расходящихся прямых линий. Часто в витражах готических роз встречаются четкие геометрические фигуры – обычно квадраты и звезды, каждая из которых обладает своим значением.

Виды

В зависимости от ассоциаций внешнего вида все готические розы можно подразделить на три категории: колесо со спицами, солнце с разлетающимися лучиками и бутон с раскрытыми лепестками. Проем, в котором размещается розетка, может представлять собой простой круг или быть квадратным. Возможен вариант с большой аркой, в верхней части которой располагается окно-роза, а под ней занимают свое место несколько узких ланцетных окошек. И стилистически, и тематически все используемые элементы должны образовывать единую композицию. Наконец, готическая роза часто вписывается в верхнюю часть стрельчатого проема, что соответствует поздней готике.

Несмотря на довольно широкий круг тем, которым посвящаются витражи розеток, в принципе, все их можно разделить на посвященные библейскому сюжету, посвященные христианскому святому и символизирующие что-то стороннее. Стоит также упомянуть, что для ранних готических роз более характерно подражание романскому стилю, а для поздних – наличие сложных орнаментов, напоминающих огненные язычки.

Розетки, располагающиеся на временной шкале между ними, обладали более сложной, чем у романских, композицией, и часто напоминали солнечный диск.

Размеры окон

Как уже было выше сказано, изначально окна-розы обладали небольшим размером. Однако с течением времени архитектурный элемент занимал все больше места на фасаде. Самые большие готические розы встречаются на соборах Шартра и Сен-Дени.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. По вопросам строительства всегда консультируйтесь со специалистом.