Выбираем объектив для фотоаппарата

Содержание
  1. Что это такое?
  2. Важные характеристики
  3. Классификация по фокусному расстоянию
  4. Сравнение самых лучших моделей
  5. Какой выбрать?
  6. Советы по использованию

Выбирать объектив для фотокамеры – дело достаточно сложное, особенно для начинающих и неопытных фотографов. Информации и нюансов очень много, изучить все довольно трудно, ведь в результате что-то можно не учесть и пропустить. О том, как научиться понимать технические характеристики и определять, подойдет ли деталь к фотоаппарату или нет, – поговорим в данной статье.

Что это такое?

Основной механизм в устройстве фотоаппарата – это объектив, система, состоящая из нескольких линз. Именно не матрица, как думают многие пользователи, а объектив. С помощью этого узла формируется изображение-фотография на светочувствительном материале. А матрица – это элемент для преобразования полученного изображения в цифровую форму.

Человеку, занимающемуся фотосъемкой, необязательно быть знатоком оптики, но минимальные знания о работе объектива камеры только помогут в творческом развитии и сделают процесс создания фотографии осознанным.

Главная задача объектива для фотоаппарата – это сбор света с объекта, где проходит съемка, и его фокусировка на матрице или пленке аппарата. Справиться с такой задачей может и двояковыпуклая линза, но качество полученной картинки будет не лучшим из-за аберрации оптической системы. Аберрация – это погрешность или отклонение, то есть луч, который должен был пройти по определенной траектории, сдвигается.

Для того чтобы получать фотографии приемлемого качества, оптическая конструкция дополняется линзами, которые корректируют поток света. Они исправляют все аберрации, а у объектива появляются нужные свойства. В новых усовершенствованных объективах количество оптических элементов иногда может превышать и два десятка, эти узлы объединяют в группы, а вместе они функционируют как одна собирающая конструкция.

Кроме линз, конструкция оптического блока состоит из дополнительных механизмов для изменения расстояния фокуса, для управления резкостью и диафрагмой и так далее.

Все компоненты объектива соединяются в одно целое – корпус, также он выступает в роли крепежа к фотокамере.

Важные характеристики

Фотообъектив – это важная составляющая камеры, без него не получится сделать фотографию. От его описания основных характеристик зависит восприятие сцены – какая часть будет видна и запишется, а какая останется за кадром. Все объективы по характеристике фокусного расстояния делятся на 2 вида:

  • с переменным фокусом – зум-объективы;
  • с постоянным фокусом – фиксы.

Диафрагма

С ее помощью фотограф управляет потоком света, который проходит через фотообъектив. Диафрагма – это перегородка, состоящая из подвижных лепестков-ламелей, их число может варьироваться от 5 до 9. Эти лепестки образуют отверстие круглой формы, размер диаметра которого изменяется, и в зависимости от поставленной задачи контролирует поступление света в камеру. Движение ламелей происходит за счет специальной пружины или привода.

Диафрагма выполняет 2 важные функции – это контроль экспозиции и управление глубиной резкости. Диафрагменное число – это светопропускающая характеристика объектива, она заключается в отношении диаметра отверстия к фокусному расстоянию.

В качестве примера можно рассмотреть объектив с фокусом 200 миллиметров и отверстием диафрагмы 50 миллиметров, их отношение рассчитывается следующим образом – 200: 50 = 4. Полученное число имеет обозначение f/4, то есть размер диаметра диафрагмы меньше фокусного расстояния в 4 раза. Если уменьшить диаметр до 20 миллиметров, то значение диафрагмы получится – 200: 20 = 10. Соответственно, уменьшая диаметр отверстия, пользователь получает большее число диафрагмы.

Светосила – это минимальное значение диафрагмы. Многие современные фотообъективы обладают диафрагмой с «моргающим» или «прыгающим» устройством. Оно функционирует независимо от заданного диафрагменного значения. Диафрагма остается в открытом положении до начала съемки, а после спуска затвора она закрывается до заданного параметра. После одного кадра диафрагма принимает первоначальное открытое положение.

Фокусировка

В стандартном начальном положении объектив сфокусирован на бесконечность. Для фокусировки объектива на определенном объекте, расположенном ближе, нужно увеличить расстояние от задней поверхности объектива до поверхности матрицы, то есть объектив во время съемки должен выступать в сторону объекта.

В объективах с упрощенным устройством контроль резкости осуществляется за счет перемещения всей оптической системы внутри объектива.

В некоторых аппаратах может двигаться только передняя линза, иногда это все усложняется, если она приходит в движение при фокусировке.

В некоторых объективах со сложной системой есть фокусировка внутренняя. В такой конструкции оптический центр смещается за счет движения группы линз внутри аппаратуры, внешние же параметры остаются неизменными.

В современных объективах предусмотрена система автоматической настройки фокуса. В корпусе фотообъектива находится встроенный звуковой или шаговый двигатель – он и передвигает систему линз, отвечающих за фокусировку.

Зум-объективы

Зум – это объективы с переменным фокусом. Их конструкция намного сложнее простого дискретного (дискретный – постоянный фокус) фотообъектива. Здесь с помощью дополнительных функций оптические элементы перемещаются и меняют не только фокусное расстояние, но и изменяют возникающие оптические погрешности.

Кратность зум-объектива – это соотношение максимального фокуса к минимальному. Например, у объектива со значениями 24-70 миллиметров, кратность будет приблизительно равна 70: 24 = 3. Объектив с таким значением называют «3-кратный зум».

Оптический стабилизатор

Оптический стабилизатор предназначен для компенсации вибрации фотоаппарата, благодаря чему снимок не будет смазанным. Стабилизация происходит за счет специального привода, который приводит в движение одну из линз.

Светофильтры

Почти со всеми объективами есть возможность использовать светофильтры. Как правило, они монтируются на переднюю панель объектива, для этого в его оправе есть специальная резьбовая нарезка. Но если передняя линза имеет достаточно большой размер или выпуклость, использовать подобные фильтры становится затруднительно. Поэтому и резьба может просто отсутствовать.

Из этой ситуации есть 2 выхода.

  • Супертелеобъектив – он оснащен специальной обоймой, которая выдвигается. В нее устанавливается светофильтр с небольшим диаметром, и далее вся конструкция вставляется внутрь объектива.
  • Так как некоторые фотообъективы не предназначены для использования стеклянных фильтров, у них на задней поверхности имеются специальные зажимы для пластиковых элементов.

Используя эти виды фильтров, применение защиты для передней главной линзы исключается. Поэтому фотографу, чтобы защитить прибор от царапин и пыли, нужно быть предельно аккуратным.

Байонет

Большинство объективов присоединяется к фотоаппарату за счет байонетного крепления. На задней стороне объектива имеются специальные лепестки, по стандарту их обычно 3. На камере же есть соответствующие этим лепесткам пазы.

Если сравнивать соединительный элемент с резьбой, то у байонета есть 2 больших плюса:

  • смена фотообъектива при необходимости будет проходить быстрее;
  • расположение объектива относительно фотокамеры будет более точным – это необходимо для правильного соединения контактов.

Кроме главной функции – крепление к фотокамере, байонет также отвечает и за связь между фотообъективом и камерой. Благодаря ему происходит согласованная работа остальных механизмов.

Еще одна важная характеристика соединения – это рабочий отрезок, расстояние от опорной или задней поверхности объектива до матрицы фотоаппарата. Его длина напрямую зависит от индивидуальной конструкции аппаратуры.

ГРИП

ГРИП, или глубина резкости, – это глубина резко изображаемого пространства. Объекты, находящиеся в этой зоне, выглядят достаточно резкими. ГРИП – это также один из значимых показателей во время съемки, благодаря ему все внимание акцентируется на объекте.

Tilt-Shift

Также стоит уделить внимание эффекту Tilt-Shift. Он создает иллюзию маленького игрушечного вида. Основная часть объекта размыта, а небольшая сцена находится в фокусе. Есть несколько способов для получения такого эффекта:

  • съемка специальным Tilt-Shift-объективом;
  • с помощью сдвига – то есть центр объектива сдвигается относительно центра изображения;
  • вращением – область более резкого фокуса смещается относительно оптической оси фотообъектива;
  • Software – это специальные программы для создания Tilt-Shift;
  • Lensbaby – это гибкий объектив;
  • Freelensing – в этой системе для получения эффекта объектив просто снимают с фотокамеры;
  • Photoshop – специальный редактор, в котором эффект накладывают на уже готовую фотографию.

Классификация по фокусному расстоянию

Фокусное расстояние – это один из важнейших параметров не только объектива, но и всей оптической конструкции. Снимаемое изображение попадает в фотообъектив, там оно преломляется и остается в одной точке – это фокус или точка фокусировки. Длина от фокуса до системы линз – и есть фокусное расстояние. Фокусное расстояние может отличаться – чем оно меньше, тем больше предметов поместится в кадр, и наоборот, чем больше – тем ближе объектив зафиксирует изображение.

Обычно используется термин – «заднее фокусное расстояние», потому что при съемке для фотографа важно направление лучей от сцены в камеру. Направление света от камеры к объекту характеризуется передним фокусным расстоянием.

По отношению фокуса к диагонали кадра все объективы делятся на 3 основных вида – нормальные, длиннофокусные, короткофокусные. Также бывают и специальные объективы для определенного вида съемки – шифт-объектив, софт-объектив, «рыбий глаз», линзбеби.

Широкоугольный

Широкоугольным («шириком») называют фотообъектив с большим обзором – от 60°. Его фокусное расстояние варьируется от 24 до 35 миллиметров. Здесь намного меньше искажения. Такой диапазон идеально подходит для групповых фотографий, съемки пейзажей, для фотографий стрит-жанра, для съемки в ограниченном пространстве – на готовой фотографии получается интересный размытый задний план. Один минус – это высокая цена.

Нормальный

Объектив с фокусом 35-85 миллиметров. Используется для съемки портретов в полный рост и пейзажей. Однако с таким фотообъективом на портретах возможно искажение пропорций лица и головы.

Макрообъектив

Это оптический прибор для создания снимков с небольшого расстояния. Фокус варьируется от 50 до 180 миллиметров. Особенности объектива такого типа – создание фокуса при очень маленьком расстоянии, создание малой глубины резкости изображаемого пространства, готовые фотографии отличаются ярким цветом и высокой резкостью. Обычно используется для съемки мелких деталей крупным планом – например, насекомых, цветов, росы, снежинок.

Длиннофокусный

Длиннофокусный, или телеобъектив, – это прибор с большим фокусом – 70-300 миллиметров, диапазон видимости – до 40°. Используется для создания снимков на очень большом расстоянии от объекта – например, спортивных мероприятий или дикой природы.

Портретный

Портретный фотообъектив, или фикс, обладает фиксированным фокусом, используется для съемки портретов. Его главные особенности – во время съемки расстояние фокуса не изменяется, высокая светосила, малая ГРИП, на готовых фотографиях получается интересное и красивое размытие.

«Рыбий глаз»

Циркулярный «рыбий глаз» – оптический прибор с видимостью в 180° и фокусом от 4,5 до 24 миллиметров. Используется для съемки в ограниченных пространствах, где нужно максимально захватить объекты в кадр.

Такие объективы очень сильно искажают перспективу, а фон размыть практически невозможно.

Сравнение самых лучших моделей

Со временем старые российские фотокамеры сменили современные усовершенствованные модели со множеством функций и улучшенным качеством. Сделать прекрасные снимки можно даже на любительский фотоаппарат, если оптика подобрана правильно. Ниже представлен обзор объективов по оценкам пользователей. Выбирая модели, нужно сравнить и учесть множество факторов – цену (дорогие и бюджетные), рейтинг отзывов, количество владельцев и рейтинг просмотров.

Дорогих

  • Nikon 200mm f/2 – один из лучших объективов «Никон». Его цена составляет около 300 000 рублей. Главное преимущество – светосила.
  • Canon EF 800mm f/5.6L IS – цена около 800 000 рублей, а вес – 4,5 килограммов. Имеет дополнительное приближение, но немного ограничена светосила.
  • Leica Noctilux-M 50mm f/0.95 – эта оптика больше подходит для коллекционеров и ценителей техники. Цена объектива варьируется от 500 000 до 800 000 рублей. Так же как и предыдущие модели, отличается высокой светосилой.

Бюджетных

  • Canon EF 50mm f/1.8 II – классическая недорогая модель для фотокамер «Кэнон». Идеально подходит для съемки портретов, но для постоянного использования на кроп-камерах не слишком удобна из-за небольшого угла обзора.
  • Lensbaby Spark – эта модель не всем придется по душе, так как сильно отличается от современных фотообъективов. Конструкция имеет вид гибкой трубы с одной стеклянной линзой. Чтобы изменить фокус, нужно самостоятельно перемещать линзу.
  • Nikon AF-S 35mm f/1.8G – идеальный вариант для кроп-камеры «Никон», совместим со всеми моделями фотоаппаратов фирмы.

Какой выбрать?

Многие фотографы считают, что качество снимка зависит от фотоаппарата. Очень часто вопрос выбора объектива игнорируется, а все силы уходят на подбор камеры.

Не каждый фотообъектив для зеркальных камер подходит для конкретного фотоаппарата. Так, например, по своим параметрам детали фирмы Canon не подойдут для Nikon, и наоборот. Объективы от старых советских пленочных камер тоже не подойдут для съемки на современном оборудовании.

Все дело в различающихся соединительных системах объектива и камеры. Большинство электронных устройств работает во взаимодействии фотокамеры и оптики.

При выборе объектива, особенно для начинающих фотографов, стоит обращать особое внимание на совместимость этих конструкций.

Часто производители камер при продаже «зеркалок» включают в комплект и объектив. Обычно на такой бонус есть скидка. С одной стороны, это большой плюс – экономия денег, возможность экспериментировать с фокусами. Но с другой – такая оптика универсальная и имеет среднее качество, в итоге готовые снимки могут не оправдать ожиданий.

Для того чтобы у фотографа была возможность попробовать себя в разных жанрах съемки, рекомендуется подобрать универсальный фотообъектив с классическим зумом. Фокус такой оптики составляет 24-70 миллиметров. Если позволяют средства, можно приобрести зум 28-105 миллиметров, с ним можно расширить свои возможности. Также желательно иметь и фикс с фокусом 50 миллиметров – он идеально подходит для съемки портретов.

Советы по использованию

Чтобы объектив и камера работали без каких-либо сбоев, нужно чистить контакты на байонетах аппаратуры – для этого подойдет изопропиловый спирт. Не стоит забывать и об оптической составляющей фотообъектива – стекло нужно протирать салфеткой из микрофибры.

  • Освещение. Работа со светом может сделать снимки еще более резкими, но если к свету добавить вспышку, готовая работа получится еще качественнее. Вспышка всегда дает дополнительный свет и делает фотографию более детальной. Также она «замораживает» движение, от чего изображение получается более резким.
  • Фильтры. Раньше фотографы пользовались УФ-фильтрами для того, чтобы защитить объектив и сократить излучение солнца. Для современной аппаратуры такая защита не нужна, но для предотвращения появления царапин или других повреждений оптической системы фильтры по-прежнему используются. Считается, что УФ-фильтры влияют на качество картинки не лучшим образом. Но это возможно только с самым дешевым элементом, качественный фильтр не будет делать фотографию хуже.

О том, как выбрать объектив для фотоаппарата, смотрите в следующем видео.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. По вопросам строительства всегда консультируйтесь со специалистом.