Особенности и лучшие модели телеобъективов
Телеобъектив является разновидностью длиннофокусных объективов, которые приближают удалённые объекты, находящиеся на расстоянии больше нормального. Чтобы умножить качество зрения человеческого глаза, в них используется большее количество линз, которое влияет на длину оптики.
Особенности
Многие до сих пор путают телеобъективы с зумами, но на самом деле это разные вещи, потому что длиннофокусник необязательно будет зум-объективом. Все они, независимо от типа, делятся:
- на объективы с фиксированным или постоянным фокусом (например, Canon EF 135mm f/2L USM и Nikon 135mm f/2D AF DC-Nikkor);
- более многофункциональным с переменным фокусом (зумом).
Для сравнения, в портретных объективах фокусное расстояние (длина оптической системы в мм) примерно равно диагонали кадра и составляет в среднем 35–70 мм, а у длиннофокусных оно, наоборот, значительно больше (100–2000 мм). Соответственно, чем выше эта характеристика, тем меньше помещается в кадр, а, значит, и больше максимальное увеличение картинки.
Наиболее распространённые телескопические объективы имеют фокусное расстояние от 70 до 300 мм.
Однако не стоит путать телеобъективы с длиннофокусными, поскольку они имеют гораздо более массивные размеры. Всё, что выше 300 относится к супердлиннофокусным, но в очень редких случаях максимальное увеличение превышает длину в 1 метр.
Телеобъективы стали невероятно популярны как среди любителей, так и среди профессиональных фотографов. Они полезны в различных ситуациях и могут помочь поднять качество фотографий на новый уровень.
Основной их эффект заключается в том, что подобно телескопу они позволяют чётко запечатлеть такие объекты, к которым сложно подобраться физически: животных и иногда насекомых, спортсменов на арене, пейзажи.
Достоинства и недостатки
Обратной стороной телеобъективов является то, что снимки получаются с очень узким углом обзора от 30 до 40 градусов. К примеру, человек имеет поле зрения обоих глаз (отталкиваясь только от ахроматичных или чёрно-белых показателей) 180 градусов. Чтобы эффективно использовать телеобъективы, нужно держаться подальше от объекта съёмки. С телеобъективом 150 мм вы должны стоять на расстоянии более 50 метров от человека, чтобы поместить его в кадр. И чем он длиннее, тем меньше будет поле зрения.
Телеобъективы сжимают всё изображение. Отдалённые в реальной жизни предметы будут отображаться ближе друг к другу на изображении. Это не является ни положительным, ни отрицательным качеством — просто эффект, о котором нужно знать.
К плюсам относят следующие характеристики.
- Телеобъективы отлично подходят для приближения к небольшой точке без необходимости быть физически близко. Очень удобно для спортивных репортажей или фотоохоты, где нельзя подойти вплотную или нужно держаться на безопасном расстоянии. Их с большим успехом используют при макросъёмке для получения крупных планов насекомых или мелких животных, в то время как фотограф стоит в стороне.
- При хорошем освещении у вас будет достаточно глубины резкости при более низких значениях диафрагмы. Вы также можете выбрать широкую диафрагму и более короткую выдержку при макросъёмке.
- Подчёркивает объект, находящийся на художественно размытом фоне (боке). Этот эффект достигается при съёмке с длинной линзой и самой широкой из доступных диафрагм. Например, кадр, снятый на 200 мм телеобъектив с выдержкой f/2.8, изолирует объект от мечтательно смазанного фона. Качество боке будет сильнее по сравнению с широким углом, даже при съёмке на широкоугольном объективе с максимально открытой диафрагмой.
- Более длинные линзы позволяют снимать с более дальнего расстояния так, чтобы перцептивно сжимать передний план, в то время как фон остаётся неизменным. Помогают улучшить визуальное соотношение между объектом и его окружением, создавая эффект сжатия, похожий на то, как наш мозг видит его. Горные хребты, расположенные практически над городским пейзажем, лучше выглядят на фото с помощью телеобъектива, чем с широкими углами. Этот эффект также может сделать черты лица более пропорциональными. Портретные фотографы часто имеют предпочтительную длину для разных типов лиц. Добавьте к этому красивое боке, и у вас появится отличный инструмент для портретной фотографии.
- Идеальны для путешествий, потому что профессиональные длиннофокусные объективы имеют гораздо более громоздкую конструкцию, делая их очень неудобными в обращении.
Минусы.
- Полноразмерные матрицы с телеобъективом имеют тенденцию делать слишком большие и тяжёлые файлы, что скажется на чрезвычайно быстром заполнении внешних накопителей данных.
- Мешает ограниченный размер помещения, поэтому в тесном пространстве вы не сможете получить достаточное расстояние, чтобы вместить всё необходимое в кадр.
- Их устройство требует увеличенной скорости выдержки, чтобы получить достаточную резкость. Это означает, что им нужно намного больше света, чтобы получить хорошие фотографии, поэтому использование супердлиннофокусных объективов ночью практически невозможно. Кроме того, даже при использовании штатива и ручки-подставки (для лежачего положения) есть большой риск получить смазанные кадры, если выдержка менее 1/200-й секунды.
Популярные модели
Большинство доступных моделей являются переменными или зум-объективами, хотя можно выбрать несколько простых вариантов с фиксированным фокусом, если нужен именно портретный объектив. Например, фокусное расстояние (ФР) 85 мм отлично подходит для портретной работы. Универсальные телеобъективы пользуются популярностью среди всех фотографов: от свадебных и портретных до тех, кто снимает спортивные репортажи и дикую природу.
Модели от Canon и Nikon — одни из самых популярных объективов профессионального уровня в линейке зумов, и для этого есть все основания. Они быстро фокусируются и создают красивые резкие и красочные изображения с художественно размытым фоном.
Стандартное использование фокусных расстояний:
- 85 мм — портреты (Sigma 85 f/1.4 Art для Canon, Nikon и Sony E Mount);
- 70–200 мм — портреты, свадьбы, спорт, дикая природа (Canon 70–200 f /2.8L IS II; Canon EF-S 55–250 мм f/4–5.6 IS STM; Canon EF 70–200 мм f/4,0L USM; Nikon 70–200mm f / 4.0G ED VR AF-S);
- 200–500 мм — спорт, свадьбы, дикая природа (Nikon 200–500 мм f/5,6 ED VR; Nikon AF-S DX NIKKOR 55–300 мм f/4,5-5,6G VR).
70 мм удобен, чтобы вы могли фотографировать не слишком далеко, в то время как 200 мм достаточно для съёмки предметов, находящихся на большом расстоянии.
Нужно понимать, что на ФР влияет не только длина объектива, но и тип матрицы.
Бывают фотоаппараты с полноразмерной матрицей ФФ (Full frame) и обрезанной, то есть кроп (crop). Например, у популярной матрицы формата APS-C диагональ меньше полноэкранной в 1,5 раза. При этом габариты у вторых значительно больше, чем у более простых. Наличие кроп-фактора делит угол поля изображения, используя при съёмке только центральную часть картинки. Это не подойдёт тем, кому необходим широкий угол, так как при обрезании кадра широкоугольные объективы для макросъёмки становятся просто нормальными. Однако для телеобъективов кроп-фактор даёт определённые преимущества. Например, ФР у объектива 105 мм с кроп-фактором 1,6 составит целых 170 мм.
Как снимать?
Пейзажная фотография — это сфера широкоугольного объектива, его поле зрения свыше 90 градусов отлично подходит для ландшафта. Но это не единственный инструмент. Широкий диапазон скорее подходит для мелких элементов звёздного неба или переднего плана с классической композицией пейзажа.
Как и в широкоугольном пейзаже, при съёмке телеобъективом нужно учитывать множество различных слоёв изображения (передний и средний план, фон, объект и т. д.). Однако, в отличие от широкого кадра, глубина резкости (ГРИП) уменьшается, поэтому когда это возможно, используйте широкую диафрагму (f/11 или f/16). Широкие апертуры полезны по нескольким причинам.
При слабом освещении, особенно если вы снимаете движущийся объект или не используете какую-либо стабилизацию, съёмка с более широкой диафрагмой позволит сделать снимок быстрее. Кроме того, это поможет создавать изображения с малой глубиной резкости и гораздо лучше работать в тёмных условиях.
Пейзажи
Многие часто используемые зумы, такие как популярные 24–70 мм и 24–105 мм сохраняют значительную глубину резкости даже при довольно широких апертурах (диагональ диафрагмы), а угол обзора достаточно широкий, чтобы включать в себя крупные элементы ландшафта, такие как длинные горные хребты или изгибы реки. Даже скучное место может выделяться вне зависимости от того, какой камерой вы его снимаете. Потрясающий вид солнечного заката или восхода, падающего на вершины гор, будет ошеломляющим даже при съёмке со смартфона. Но ни один кадр не получится при плохом освещении.
Штатив — одна из самых важных деталей для пейзажных фотографий. Даже нажатие на кнопку даёт определённые колебания, которые могут смазать кадр, поэтому в идеале используйте дистанционный спуск затвора. С объективом 300 мм передний план может стать чем-то совершенно абстрактным, а выделенный вдали объект вместо бесформенного кусочка серого изображения станет чётким и ярким. При благоприятных обстоятельствах длинное ФР будет инструментом спасения для пейзажиста, когда широкий угол не даёт нужной чёткости.
Телеобъективы позволяют «играть» с узорами и мелкими деталями отдалённых элементов ландшафта, которые красиво показаны в контексте. Изображения, сделанные в этом фокусном диапазоне, редко имеют высокую глубину резкости. Она мала на большинстве диафрагм, и может быть трудно или невозможно сохранить фокусировку во всех слоях изображения. Поэтому тщательно выбирайте фокус, а затем составьте композицию в соответствии с историей, которую вы хотите рассказать.
ФР может сократить пейзаж, но в ряде случаев телеобъектив оказывается полезным для создания некоторых нетипичных изображений ландшафта.
Портреты
Если у вас полнокадровая камера и нет объектива для съёмки крупным планом, вы не ошибётесь с 85-миллиметровым ФР — одним из лучших для портретной съёмки. Эти модели универсальны и относительно недороги. Вы можете приблизиться к модели и заполнить рамку лицом или отойти подальше и захватить всё тело. Даже на расстоянии, необходимом для этого, вы всё равно достаточно близко, чтобы общаться и направлять её. Попробуйте сделать это с 200 мм линзой на расстоянии, это намного сложнее.
Средняя ФР помогает создать ощущение интимности в портретах, которое труднее получить с большим фокусным расстоянием.
Можете попробовать популярную технику при создании портретов. Найдите через что можно снимать модель, например, траву, цветы или листья дерева, используя широкую диафрагму, чтобы вывести её из фокуса. Телеобъективы полезны не только для изоляции части ландшафта и создания более плоских и минималистичных композиций пейзажей, но и для уличной и туристической фотографии. Они позволяют держаться на небольшом расстоянии от предмета, добавляя больше фона. Если вы захотите запечатлеть кого-то на улице, то можете сделать это, не вмешиваясь слишком близко в личное пространство человека.
Макросъёмка
Все лучшие макрофотографии имеют тщательно подобранную композицию, чтобы все элементы в кадре были расположены эстетично. Поэтому шагом номер один будет максимальное упрощение. Начните с выбора темы, чтобы выделялось что-то одно. Как только вы найдёте свой объект, удалите все отвлекающие от него мелочи. Если на заднем плане есть что-то лишнее, увеличьте размытие фона или поменяйте угол обзора. При очень широкой апертуре боке становится удивительно красивым.
Цель состоит в том, чтобы изолировать объект всеми возможными способами. Зритель должен точно знать, на что смотреть.
Фон должен быть простым и однородным, он призван дополнять объект и помогать выделить. Но помимо удаления всех отвлекающих предметов, нужно удалить и все отвлекающие цвета. Их избыток в макро создаёт хаос, поэтому их не может быть больше трёх, в крайнем случае – четырёх.
Нет идеального объектива. Эта статья предоставляет руководство по выбору подходящего для ваших нужд, сосредоточив внимание на трёх основных соображениях: фокусное расстояние, качество изображения и цена. Преимуществом большей рабочей дистанции является возможность использовать креативную технику съёмки. Тем не менее эти линзы довольно тяжёлые, что затрудняет удержание рук в течение длительного времени. В то время как большинство универсальных объективов позволяет получать изображения высокого качества, одни из них удовлетворяют определённые требования лучше, чем другие.
Если вы ищете более серьёзный аппарат и предпочитаете снимать с рук с большей гибкостью, используйте один из объективов среднего диапазона.
В следующем видео представлен обзор телеобъектива для зеркального фотоаппарата Canon EF 75-300 mm f/4-5.6 III.
Классный текст. Полезный, емкий, понятный.