Все о широкоугольных и сверхширокоугольных объективах
Широкоугольные и сверхширокоугольные объективы — необходимые элементы успешной панорамной съёмки. О том, что это такое и для чего нужно, часто хотят знать даже владельцы смартфонов, где используются подобные камеры. Чтобы разобраться в вопросе, стоит подробнее изучить советские широкоформатные объективы и их современные аналоги.
Что это такое и для чего нужны объективы?
Традиции широкоформатной съёмки существовали и во времена советских фотоаппаратов. Мастера художественной фотографии использовали специальные линзы, увеличивающие угол обзора, чтобы получить панорамные снимки.
При съёмке такого кадра очень большое значение имеет правильное построение композиции.
О том, что значит широкий угол применительно к фотографии, стоит поговорить более подробно.
- Широкоугольные объективы. Этот тип объективов (оптических систем, формирующих изображение) имеет строго определённые параметры. Он подходит для создания пейзажей, интерьерной съёмки. Такие объективы имеют угол обзора от 60 (иногда от 52) до 82 градусов, фокусное расстояние варьируется от 10 до 35 мм.
- Сверхширокоугольные. Такие объективы имеют угол обзора более 85 градусов и сверхкороткий фокус в 7-14 мм. При съёмке с такой оптикой искажение объектов более заметно, есть определённая «бочкообразность». При этом кадр получает большую перспективу, приобретает выразительность.
Какими бывают?
Все широкоугольные объективы сегодня подчиняются общим правилам. Их фокусное расстояние всегда меньше диагонали кадра. Например, для малоформатных фотоаппаратов оно будет меньше 50 мм, а у цифровых зеркальных — до 28 мм.
По типу конструкции выделяют симметричные модели, дающие наименьшее искажение, а также ретрофокусные.
Среди сверхширокоугольных объективов особенно хорошо известен дисторсирующий — так называемый «рыбий глаз» или fish eye. Этот тип оптики формирует «бочкообразный» эффект в кадре, угол охвата достигает 180 градусов, фокусное расстояние начинается с 4,5 мм. Он превосходно формирует перспективу, а получаемые искажения абсолютно незаменимы для художественной съёмки.
В профессиональной фотографии «рыбий глаз» не используется, но его очень любят производители мобильных девайсов.
Также среди сверхширокоугольных объективов есть ортоскопические модели. Они используются для плоскостной панорамной съёмки. Эти линзы не дают искажения, сохраняют линейную перспективу.
Советские объективы крепились к камере через переходники — чаще всего М39 или М42. Их можно использовать и с современными камерами, поддерживающими аналогичный диаметр кольца. Такие объективы называются мануальными — в них нет автофокусировки, настройка производится вручную. Самые светосильные из моделей того времени и сегодня довольно популярны.
Например, «Мир-1В» — объектив 35 мм со светосилой f 2,8. Здесь используется более универсальная резьба М42, сама линза получила всемирное признание в профессиональной сфере в СССР и за рубежом. Эффект fish eye помогает получать другой объектив — «Зенитар-16». Этот сверхширокоугольный вариант имеет фокусное расстояние всего 16 мм.
Популярные модели
Собственный рейтинг лучших широкоугольных объективов может составить каждый фотограф. Кто-то предпочитает бюджетные марки, другие профессионалы выбирают исключительно дорогостоящие модели, позволяющие получить наилучшую резкость без вибраций.
Сопоставив все важные параметры, можно получить представление о том, какая широкоугольная оптика точно заслуживает внимания.
- Canon EF 17–40 MM F/4L USM. Модель от ведущего японского бренда, оснащённая максимальной диафрагмой, гарантирующая превосходное качество изображения. Байонет хорошо защищён от пыли и влаги резиновым кольцом, сам объектив позиционируется брендом как предназначенный для съёмки со штативом, но практика показывает, что он хорош и в создании архитектурных и интерьерных фото. Оптика совместима с фильтрами с резьбой 77 мм, корпус из металла имеет тактильно приятное полимерное покрытие. Высокая цена вполне оправдывается качеством съёмки и мощной начинкой.
- Nikon 14–24MM F/2.8G ED AF-S Nikkor. Один из самых дорогих широкоугольных объективов, рассчитанных на камеры бренда серии DX. По своим параметрам эта модель — одна из лучших, обеспечивает превосходную резкость и чёткость панорамных снимков, особое покрытие бленды обеспечивает устранение бликов солнца. С таким объективом можно делать снимки в 84 градуса, создавать фото в тёмных помещениях. Это отличная профессиональная оптика, с которой можно создавать большие панорамные кадры пейзажей, архитектурных сооружений.
- Sigma AF 16MM F1/4 DC DN Contemporary Sony E. Не самая новая модель, но одна из лучших для любителей поездок, путешествий, архитектурной съёмки. Представленный объектив ориентирован на использование с камерами Sony беззеркальной серии E. Оптика отличается плавностью фокусировки, подходит для создания видео в движении. Эта модель считается оптимальной для новичков — достаточно настроить фокусное расстояние, а затем перейти к съёмке.
- Nikon 10MM F/2.8 Nikkor 1. Ультракомпактный широкоугольный объектив, представленный в средней ценовой категории, считается универсальным вариантом для путешествий. У модели высокая степень защиты, металлический корпус имеет защищённый байонет, автофокусировка происходит очень тихо. У объектива очень хорошо продумана настройка диафрагмы, кадр выставляется за секунды, неплохо он проявляет себя и при съёмке в темноте.
- Fujifilm XF 35MM F/2 R WR. Широкоугольный объектив из средней ценовой категории. Для него характерен угол обзора, соответствующий зрению человека, можно использовать эффект боке, снимать чёткие панорамы. Автофокусировка происходит в десятые доли секунды, корпус оптики хорошо защищён от брызг воды и попадания пыли. Модель отличается простотой управления за счёт кольца на корпусе, достаточная светосила даёт возможность создавать эффектные кадры после заката.
Эта пятёрка объективов вряд ли может считаться бюджетной, но у Canon есть и более недорогие модели, рассчитанные на непрофессиональных фотографов. Кроме того, при невысоких требованиях к качеству съёмки, можно найти совсем дешёвые объективы от малоизвестных китайских компаний, но они подойдут разве что новичкам.
Какой выбрать?
При выборе широкоугольного объектива для съёмок нужно обращать внимание на важные моменты, способные повлиять на удобство и качество съёмки. Среди основных критериев следующие.
- Фокусное расстояние. Сверхширокоугольные модели с показателем менее 24 мм стоят дороже, но обеспечивают действительно максимальный угол обзора. Их лучше выбирать при наличии опыта съёмки. Обычные широкоугольные модели самого популярного сегмента имеют фокусное расстояние 24-40 мм.
- Fix или Zoom. Постоянное фокусное расстояние требует большей работы от самого фотографа, он выбирает, какой именно объект окажется в центре композиции. Такая оптика обозначается как Fix, имеет высокие показатели светосилы, привлекательную стоимость. Переменное фокусное расстояние обозначается Zoom, такие объективы позволяют автоматически приближать или отдалять объекты, попавшие в кадр. Опытные фотографы имеют в своём распоряжении оба типа оптики.
- Светосила. В среднем нормальными параметрами считаются показатели F/2.8 — этого достаточно для того, чтобы обеспечить необходимое качество съёмки в разных условиях. Для создания интерьерных фотографий выбирают показатели до F/2.0. При наличии 2 чисел через тире, первое отвечает за светосилу на короткой части, второе — на длинной.
- Защищённость. Хороший широкоугольный объектив должен иметь резиновые уплотняющие элементы для герметизации. Минимальной считается защита от пыли и брызг, для съёмок в условиях высокой влажности лучше подобрать модель, полностью исключающую попадание воды и конденсата внутрь конструкции.
Учитывая все эти моменты, можно заметно упростить процесс выбора подходящего широкоугольного объектива для современной камеры.
Советы по эксплуатации
При использовании широкоугольных объективов можно получить фотографии, обладающие высокой художественной ценностью. Правильно выбранный угол съёмки в этом случае играет не последнюю роль, ведь именно он определяет, насколько выразительным получится кадр. Когда фотограф снимает объект с широкоугольным объективом, нужно обязательно выстраивать композицию.
Добиться успеха помогут следующие советы.
- Выбор центрального объекта съёмки. Он должен быть буквально в нескольких сантиметрах от камеры. Тогда окружающая панорама будет выглядеть впечатляюще, а снимок обретёт центральную идею. Фон при этом будет более объёмным, фото получит глубину, создаст ощущение присутствия.
- Наличие переднего и заднего плана. Этот момент напрямую связан с предыдущим. Чтобы расслоить плоскую фотографию, нужно чётко сфокусироваться на главном. Центральным элементом может быть гвоздь в деревянных перилах, шина велосипеда, яркий лист или цветок, выступающий камень на фасаде здания.
- Смещение. Убрав главный объект от центральной части снимка, можно не только создать ощущение того, что зритель следует за фотографом, но и показать окружающее пространство. Также можно сместить акценты при помощи правильного освещения.
- Упрощение. Чем больше объектов в кадре выглядят одинаково крупными или мелкими, тем менее выразительным он будет. Фотографируя рыночный прилавок или камни на речном дне, лучше отказаться от желания вместить всё и сразу в 1 кадр. Лучше сосредоточиться на чём-то простом, превратив окружающий антураж в интересный фон.
- Правильные пропорции. Сложнее всего снимать широкоугольным объективом портреты. В этом случае лучше не делать лицо центральным элементом снимка, фигура человека, его черты будут смотреться более пропорционально. Но искажение в любом случае останется — это стоит учитывать при выборе инструментов для создания фото.
C практическими советами по съемке на широкоугольный объектив можно ознакомиться в следующем видео.