Тележки для мотоблока: виды, особенности выбора и крепление

Содержание
  1. Что это такое?
  2. Виды
  3. Размеры и материалы
  4. Комплектующие
  5. Как выбрать?
  6. Известные производители
  7. Как соединить?

Мотоблок – один из агрегатов в сельском хозяйстве, пользующийся повышенным спросом. С его помощью на приусадебном участке или небольшой ферме можно производить практически все работы. Одной из самых необходимых функций является транспортировка всевозможных грузов и материалов. На мотоблоке можно выполнять такие действия только при наличии прицепного оборудования в виде небольшой тележки.

Что это такое?

Тележка для мотоблока – это прицепное устройство, которое оснащено прочной рамой и бортами. Используется для транспортировки различных грузов. Использование этой конструкции не предполагает поездок по дорогам общего пользования и наличия водительских прав, поэтому не имеет особенных эстетических или технических требований. Все критерии по внешнему виду относятся к удобству эксплуатации.

    Прицепные тележки могут иметь различную конструкцию, однако, существует и общая схема. Прицепное для мотоблока состоит:

    • из рамы;
    • кузова;
    • дышла (сцепного устройства);
    • сиденья для водителя;
    • рулевого механизма;
    • ходовой части.

    Если предполагается использовать конструкцию для перевозки габаритных грузов, то её борта могут быть усилены дополнительными рёбрами жёсткости. При отсутствии их в заводской конструкции недостаток можно легко исправить самостоятельно.

    Кроме того, большегрузные конструкции должны быть оснащены тормозами. Это правило относится к тележке грузоподъёмностью более 350 кг. Если пренебречь данным правилом, то прицепное может перевернуться на ходу.

    В заводских комплектациях, так же, как и в самодельных, должны быть упоры, которые помогут отсоединённой от мотоблока конструкции сохранить первоначальное положение.

    Виды

      Прицепное оборудование в зависимости от размера, комплектации и области эксплуатации делят на виды. В зависимости от размера тележки бывают:

      • легковесные;
      • среднего веса;
      • тяжеловесные.

      Легковесными конструкциями оснащают маломощные машины, которые могут перемещать до 3 центнеров груза. Габариты такого изделия составляют до 1 м в ширину и до 1, 15 – в длину. Высота бортиков зависит от того, какие грузы будут перевозиться на ней.

      Тележки средней весовой категории крепят к мотоблокам мощностью до 8–9 л. с. При этом длина изделия может быть больше, чем в предыдущей вариации (до 1,5 м).

      Что же касается большегрузных конструкций, то транспортировать их в гружёном виде могут только тяжёлые мотоблоки, мощность которых доходит до 15–17 л. с. Размерность изделия в таком случае будет 1,2 м в ширину и до 3 м – в длину. Данные габариты предполагают транспортировку не только сельскохозяйственной продукции (садовая), но и любых материалов для стройки (строительная) или поднятия участка. Такая модификация считается многофункциональной.

      Также прицепы делят:

      • на конструкции с одной осью или двумя;
      • двух- и четырёхколёсные;
      • стандартные и с откидывающимися бортиками.

      Двухосные тележки имеют маленькие габариты, четыре колеса и рассчитаны на небольшие грузы. Четырёхосные вариации в основном встречаются среди большегрузных прицепов большой длины. За счёт такого числа осей большая нагрузка распределяется более равномерно, прицепное сохраняет равновесие и хорошо держит дорогу.

      Двух- или четырёхколёсным является прицеп, зависит от его габаритов. Ведущей в обоих случаях является передняя ось. В небольших конструкциях достаточно двух колёс и опор, чтобы груз не падал при отсоединении от транспорта. Кроме того, меньшее число колёс облегчает прицепное.

      Стандартная прицепная тележка имеет глухие боковые борта и задний открывающийся. Это необходимо для удобства погрузочных работ. Тележки с откидывающимися бортами рассчитаны на перевозку как обычных, так и сыпучих грузов. Именно для насыпных материалов и разработаны откидывающиеся боковые бортики. Необходимо отметить, что такая конструкция, чаще всего, бывает дополнена возможностью самосвальной выгрузки (как в модели ТМ-500).

      Но существует и ещё несколько разновидностей прицепов для мотоблока, обзор которых необходимо сделать. Так, существуют самоходные тележки с рулевым управлением. Такая конструкция напоминает первые автомобили, где двигатель ставится под сиденьем. Манёвренность такого агрегата объясняется наличием ступицы на подшипниках.

      Также есть и зимние варианты прицепного. Они создаются на базе обычной тележки при помощи установки всесезонной или зимней резины. Такие модификации могут быть использованы для уборки снега с приусадебной территории.

      Размеры и материалы

      Габариты прицепного прямо пропорционально зависят от лошадиных сил мотоблока. Также при выборе размерности тележки нужно определить спектр перевозимых грузов. Если не предполагается использовать конструкцию для транспортировки строительных материалов, то лучше не покупать большое прицепное. Это будет стоить дороже и создавать дополнительную нагрузку на мотоблок. Садовая тележка со стандартными размерами 120х115 будет оптимальным вариантом.

      Чаще всего материалом для кузова телег является листовой стальной металлопрокат, а для каркаса – швеллер или уголок. Но на рынке есть и оцинкованные варианты. Их стоимость может быть выше, но и преимущества очевидны. Оцинковочное покрытие сохраняет металл от коррозии. Такая конструкция прослужит значительно дольше, чем просто окрашенный металл.

      Комплектующие

      Одной из наиболее важных деталей тележки является сцепное устройство. Оно бывает трёх видов:

      • навесное;
      • полунавесное;
      • прицепное.

      Но встречаются и другие деления данных устройств. Так, некоторые производители выпускают специальный вид креплений, которые подходят только к определённым моделям мотоблоков. Такие конструкции выпускают в виде двух креплений в форме буквы «П», которые соединяются профилем с квадратным сечением.

      А есть универсальные. С их помощью можно закрепить прицеп на мотоблоке любой марки, будь то «Зубр» или «Форза». Выглядят такие модификации, как две небольшие рамы, соединённые при помощи шариков. Этот вид сцепки считается наиболее надёжным.

      Отличительными чертами заводских сцепных механизмов является маленький вес. И высоту вылета в них можно отрегулировать при необходимости. Однако если монтаж сцепки по любым причинам невозможен, то отличным решением может стать переходник с зацепом.

      Важной деталью в конструкции прицепного являются тормоза. Ими укомплектовывают тележки с большой грузоподъёмностью. Лучшим вариантом являются дисковые конструкции со ступицей, которые приводятся в рабочее состояние от двигателя мотоблока.

      Однако, простая тележка может быть оснащена и стоячим ручным тормозом.

      Как выбрать?

      Для того чтобы выбрать прицепное к мотоблоку, необходимо проанализировать совокупность качеств всех его составляющих, а также его сочетаемость с мотоблоком.

      Первое, на что необходимо обратить пристальное внимание, это рабочая часть прицепа – кузов. Он может быть выполнен из стали или оцинкованного металла. Первый вариант считается более надёжным, а второй — более долговечным. Но при выборе оцинкованного кузова необходимо оценить толщину металла. Если она небольшая, то не сможет выдержать больших нагрузок. Допустимый тоннаж можно узнать, обратив внимание на цифры в названии прицепного.

      При покупке данного оборудования на рынке могут встретиться и пластиковые модели, однако, на низкую цену лучше не обращать внимания. Такой прицеп не сможет прослужить долго ввиду низких прочностных качеств материала. Придётся постоянно думать о том, чтобы бортики при погрузке остались целы или как не переборщить с весом груза.

      Также необходимо подумать и о частоте использования данной конструкции. От этого зависит необходимая конструкция бортов. Если прицеп предполагается использовать постоянно, то откидные борта с самосвальной системой выгрузки могут значительно сэкономить время работы.

      Следует узнать и о качестве ступиц на колёсах, так как от них зависит исправность тормозной системы. Чаще всего их выпускают из двух видов материала. Это чугун и сталь. Первый вариант намного быстрее выйдет из строя, чего не скажешь о втором. Прочные сплавы стали достаточно выносливы, долговечны и надёжны.

      И последнее, чему стоит уделить некоторое внимание, это дорожный просвет. При езде по полям и пахоте этот критерий особенно важен. Расстояние от земли до тележки не должно быть слишком маленьким, иначе в нагруженном состоянии конструкция может задевать поверхность земли. Но и большая высота недопустима, так как осуществлять загрузку будет намного тяжелее.

      Учитывая все параметры, можно сказать, что оптимальным вариантом полногабаритной тележки может служить бюджетный вариант под названием ТМ–360 отечественного производства. Грузоподъёмность этого прицепного составляет 360 кг. Одним из его главных преимуществ, помимо общих удовлетворительных характеристик, является температурная терпимость. Данное устройство может легко эксплуатироваться практически в любой части России. Конструкция выдерживает температурные перепады от -30 до +40 градусов.

      Известные производители

      Большую часть прицепного оборудования, которая представлена на современном рынке, собирают в России. И такие прицепы пользуются спросом, так как устройства разработаны с учётом местных климатических условий, а также типов почвы и её рельефа. Кроме того, такие модели имеют более низкую стоимость по сравнению с зарубежными аналогами. Это же утверждение верно и для запчастей, которые намного проще и дешевле приобретать в стране-производителе. Из российских фирм по производству прицепного можно выделить «Красный октябрь», «Зубр», «МТЗ».

      Что же касается зарубежных производителей, одним из лучших представителей является Hyundai. Модель тележки от этой фирмы TR 1200 получила просто всеобщее признание в силу своей скромной цены и отличного качества. Это тележка средней грузоподъёмности в 300 кг, имеет максимальную скорость езды 15 км/ч., есть механические тормоза. Длина кузова данного изделия составляет 240 см, высота – 69 см, а ширина – 23 см. Направление погрузки и выгрузки — только назад. Этот экземпляр не только может перемещать тяжёлые грузы, но и соответствует всем нормам безопасности.

      Как соединить?

      Покупной мотоблочный прицеп находится, как правило, в разобранном и запакованном виде. Для эксплуатации данную конструкцию необходимо собрать. В магазине могут предложить услуги специального сотрудника по сборке агрегатов с выездом на дом, но за приличную плату. В то же время с данным процессом можно легко справиться самостоятельно. Главное, соблюсти правильный порядок сборки, для чего можно воспользоваться прилагающейся инструкцией.

      Вначале необходимо перевернуть кузов и установить ступицы. При этом необходимо знать, что в большинстве конструкций они разные и должны монтироваться в строгом соответствии со схемой. Затем устанавливают упор тормозного троса, который должен направляться к передней части тележки. Потом идёт установка дышла прицепа в двух местах. После ставится в прямой последовательности тормозная лента, тормозной трос. Его необходимо натянуть. Затем ставят колёса и закрепляют их диски уплотнительными кольцами. В конце нужно прицепить на колёса колпаки. Прицеп переворачивают и устанавливают крылья, если таковые имеются. Чаще всего, у каждой детали есть два крепления. В конце скручивают и крепят шурупами к кузову сиденье. Мотоблочный прицеп готов к работе.

      О том, как сделать тележку для мотоблока, смотрите в следующем видео.

      Комментариев нет
      Информация предоставлена в справочных целях. По вопросам строительства всегда консультируйтесь со специалистом.