Жидкие обои своими руками: мастер-класс по изготовлению
Изготовление жидких обоев своими руками – неожиданное решение, которое позволит сделать дом необычным, красивым, уютным.
Особенности
Жидкие обои – это необычное покрытие для стен и потолка, которое отличается от привычных обоев тем, что здесь нет привычного полотна в виде рулона. Но при этом они прекрасно покрывают поверхности, одновременно их декорируя. За счет разнообразного состава стены и потолок могут быть гладкими, слегка шероховатыми или рельефными, напоминать мраморную крошку или мягкий шелк.
Состав это необычного покрытия:
- натуральные волокна – основа в объеме выше 95% (целлюлоза, шелк или хлопок);
- акриловые красители на водной основе придадут цвет составу;
- клеевой компонент (чаще всего КМЦ – карбоксиметилцеллюлоза – гранулированный порошок белого цвета с обеззараживающим компонентом) свяжет состав и удержит его на поверхности;
- дополнительные составляющие станут декором (например, блестки).
Исходя из преобладающей основы такой материал получил название хлопковых, шелковых или целлюлозных жидких обоев. Хлопковые представляют собой экологически чистый материал (впрочем, как и остальные виды), приятный и теплый на ощупь. Шелковые отличаются тем, что их можно наносить на бетонные и гипсокартонные покрытия, а так же они хорошо поддаются фрагментарной замене. Целлюлозные – самый экономичный вариант, производимый из переработанной древесины (опилки и бумага).
Все виды жидких обоев прекрасно скрывают микротрещины на поверхностях, за что и пользуются заслуженной любовью домашних мастеров и профессиональных отделочников.
Плюсы и минусы
Такой вид покрытия оказался настоящей находкой за счет большого количества достоинств. По отзывам тех, кто делал такой ремонт самостоятельно, можно отметить их следующие особенности:
- обои экологичны;
- их несложно нанести на стену даже без опыта подобной работы;
- в процессе нанесения отсутствуют неприятные запахи;
- с ними легче работать, чем с рулонными моделями, т. к. не требуется места для нанесения клея на полотна, а также не нужно выжидать время пропитки полотна;
- таким составом очень удобно отделывать углы, арки, потолок, ниши, пространства вокруг дверей и окон;
- они скроют микротрещины и незначительные неровности на поверхности;
- обои поглощают и отдают лишнюю влагу;
- на них практически не заметен мелкий ремонт, когда испорченный фрагмент покрытия снимается и заменяется на новый;
- состав можно размочить, снять со стены и использовать еще не один раз в этом же или другом помещении;
- таким же образом можно поступить, если нужно внести какое-то изменение в рельеф стены (например, проштробить для новой проводки);
- на поверхности не будет швов, стыков и воздушных пузырей;
- обои не выгорают и через 10 лет;
- они отталкивают пыль за счет своей антистатичности;
- это безотходное производство – оставшуюся массу высушивают и используют по необходимости;
- полотно можно сделать не только однотонным, но и создать рисунок, аппликацию, панно;
- любой вид состава приятен на ощупь;
- смесь пожаробезопасна.
Кто-то называет 48-часовое высыхание длительным и причисляет это к отрицательным моментам. Но ведь и обычные обои полностью высыхают примерно за это время. Спорным является возможность использования во влажных помещениях. Тем не менее, есть много примеров ванных комнат и кухонь, отделанных жидкими обоями.
Но на стене не должно быть ничего металлического, иначе сквозь мокрые обои просочится ржавчина.
Поверхность не должна иметь глубоких изъянов, такие дефекты после высыхания будут видны. Основа, на которую накладывается смесь, должна быть в тон (иначе она будет просвечивать сквозь обои). Что категорически не нравиться покупателям – высокая цена при покупке смеси (около 1 000 рублей за пакет, которого хватает на 3 м2).
Инструменты
Состав для нанесения на поверхность должен быть пластичным, с хорошей приклеивающейся способностью, не слишком быстрой высыхаемостью, чтобы можно было откорректировать поверхность спустя несколько часов. Именно для таких характеристик и нужно подбирать инструменты. Можно обойтись минимумом (одной кельмой), можно максимумом. О нем и расскажем.
Выбора инструмента зависит от консистенции состава и привычек мастера. Как правило, в каждом доме есть шпатели разной ширины. С их помощью удобно подготовить стену к работе (снять старые обои, зашпаклевать большие отверстия). Но ими же можно наносить состав на стену или потолок. При этом можно подготовить металлические, акриловые или пластиковые шпатели.
С их помощью можно накладывать смесь на стену, а дальше выравнивать кельмой либо равномерно распределять слой по поверхности шпателем. Кто-то любит работать жестким инструментом, других устроит шпатель для выравнивания обычных обоев. Для нанесения смеси в углах существуют угловые шпатели. Но не всем они нравятся, гораздо проще наложить и разровнять смесь непосредственно рукой.
Кельма – инструмент прямоугольной, трапециевидной, овальной или формы подошвы утюга для разравнивания состава по поверхности. К оргстеклу или металлу приделана ручка посередине, которая помогает при работе. Профессионалы предпочитают оргстекло, т. к. через него удобно контролировать наносимый слой. При растирании материала кельма никогда не прикладывается полностью, а лишь под небольшим углом (в противном случае при отсоединении кельмы от стены или потолка смесь может оказаться на инструменте, а не на поверхности).
Кельма может быть и металлической, главное – с гладкой поверхностью. При распределении очередной порции смеси по поверхности кельмой ведут сначала вверх, затем вниз, а заканчивают круговым движением. Если такого инструмента нет в арсенале домашнего мастера, то его нужно обязательно приобрести. Это значительно ускорит работу.
Еще один инструмент – прозрачная терка. Она очень похожа на кельму, но чаще имеет другую форму ручки. Ее задача – выравнивание слоя через несколько часов после нанесения, когда становится видно, что слой имеет дефекты и лег неровно на поверхность. Для его выравнивания терку смачивают в воде и аккуратно, но с некоторым усилием сравнивают покрытие.
Если обои пересохли, то их смачивают пульверизатором.
Следующий инструмент – валик для разравнивания (используется вместо терки) и нанесения жидких обоев на поверхность. Для первого действия допустимо использование любого валика с коротким ворсом, который перед использованием смачивают в воде. Вместо этого можно заранее смочить поверхность пульверизатором. Валиком проводят по обоям, нажимая и выравнивая их.
Если же поверхность получилась слишком гладкой, то с помощью ребристого валика можно добавить рельефности.
Для этого его нужно смочить водой, и, сильно надавливая, пройтись по поверхности.
При жидкой и однородной консистенции валиком можно наносить смесь на стены и потолок. Для этого подойдет инструмент с редким ворсом, который должен отличаться достаточной жесткостью. Тогда смесь не будет прилипать к ворсинкам, а ровно ляжет на стены.
Для обработки поверхности большой площади используют пистолет-хоппер.
Это удобная емкость, куда закладывается смесь. Под давлением в 2 атмосферы таким электрическим аппаратом наносят ровный слой (за рабочий день это может быть 200 м2). Но для его удержания нужна физическая сила.
Таким образом, покупать ли много инструментов или обойтись минимумом – индивидуальный выбор домашнего мастера.
Фабричные покрытия
Сегодня во многих странах производят жидкие обои в промышленных масштабах. Это позволяет покупателям выбрать то, что больше нравится. Тем более, что даже иностранный производитель часто имеет свои предприятия на территории России, что существенно снижает стоимость обойной смеси.
По отзывам специалистов и обычных покупателей, самой качественной является продукция следующих брендов:
- «Леруа Мерлен» (Франция, производство развернуто во многих странах);
- «Биопласт» (Россия, г. Белгород, продает продукцию в несколько стран СНГ);
- Silk Plaster (Россия, г. Москва, продает продукцию во многие страны мира).
Продукция «Леруа Мерлен» – это французское качество декоративной штукатурки. Ей не требуется идеально ровная поверхность перед нанесением. Она прекрасно справляется с функцией шумоизоляции. Обои эластичны, что позволит не растрескаться покрытию даже после усадки дома. Основой выступает шелк, хлопок или полиэстер. Связующий компонент – акриловая дисперсия. Разводится состав водой.
Компания «Биопласт» российская, но имеющая представительства в странах СНГ. К сожалению, не все представительства честно выполняют свои обязательства. В результате появились некачественные материалы, которые оказались вредны для здоровья. Покупателям нравится продукция «Биопласт», но выбирать нужно именно белгородское производство.
Преимущества этих смесей:
- соблюдение всех стандартов при производстве;
- легкое нанесение на поверхность;
- разнообразная цветовая гамма;
- обеспечение тепло- и шумоизоляции.
Также пользователи говорят, что этим смесям присущи все преимущества жидких обоев.
Silk Plaster – один из самых популярных производителей. Эта продукция безопасна, хорошо справляется с механическими нагрузками, резкими перепадами температуры, очень высокой влажностью. Смеси продаются в полуготовом виде: содержимое разводят водой и ждут намокания волокон. Но покупатели обращают внимание, что их цветовая гамма гораздо беднее вышеназванных производителей.
Но есть и другие производители: польский Poldecor, российский Casavaga, японский Silkoat, турецкий Bayramix Koza. Покупателям есть из чего выбрать. Главное – не экономить на качестве, чтобы через год такая обойная штукатурка не отвалилась от стены или потолка. Либо же сделать жидкие обои самостоятельно.
Материалы
Действительно, убедившись в положительных качествах жидких обоев, вполне можно изготовить их своими руками в домашних условиях. Для этого нужно подумать, что выступит основой (ее нужно больше всего), наполнителями и связующим составом.
Основа
Самый дешевый вариант основы – это бумага. При этом следует знать, что не подойдет глянцевая бумага – она не распадется на нужные волокна. Желательно использовать макулатуру с наименьшим количеством типографской краски, например, яичные лотки или туалетную бумагу. Но можно взять старые газеты и журналы. Идеальный вариант – старые пористые обои. Причем они могут быть именно из той комнаты, где планируется ремонт.
Также в качестве этой составляющей можно использовать медицинскую вату или синтепон в соотношении 1 кг бумаги на 0,250 г ваты. Вату обязательно нужно мелко порезать, рассоединить на волокна. Но вата, синтепон или утеплительный вариант «эковата» сами по себе могут выступать основой без использования бумаги. Эту роль могут играть и шерстяные волокна, льняные или полиэстер.
Есть материал, который даже резать не надо – опилки. Прекрасная основа для экологически чистого покрытия стен и потолка. Если в запасах хозяйки имеется большое количество старой пряжи, то она может выступить основой. Тогда ее так же нужно измельчить.
Наполнители
Если же пряжи не так много, то она может выступить наполнителем. Длинные разноцветные или одноцветные волокна будут смотреться очень красиво среди основы. Также наполнителем могут быть цветные нитки, блестки (глиттер), кусочки ткани, древесная кора, порошок слюды, каменная крошка, кусочки высушенных водорослей. Общее количество этих компонентов не должно быть больше 200 г на 1 кг основы.
Важно помнить, что чем мельче основа и наполнители, тем ровнее будет стена. Для получения более выраженной рельефности количество составляющих должно быть больше.
Связующие
Специалисты рекомендуют связывать состав с помощью обойного клея КМЦ на основе модифицированного крахмала. Это недорогой клей, но он с антигрибковым эффектом, что очень важно, особенно для влажных помещений. На 1 кг бумаги потребуется 120 -150 г сухого порошка.
Кроме КМЦ, можно использовать клей «Бустилат», ПВА или обойный казеиновый. Вместо клея можно использовать акриловую шпатлевку. Работать будет сложнее, но обои получатся более устойчивыми к истиранию. Есть еще два компонента, которые могут выступить связующими компонентами – это гипс или алебастр. Но работать с ними непрофессионалу будет гораздо тяжелее, так как алебастр быстро сохнет, и скорость работы должна быть очень высокой.
Красители
Нужно приобрести красители, которые добавляют при производстве красок на водной основе. Для получения однородного цвета колер добавляют в момент перемешивания всех компонентов. Если же есть желание получить неоднородный состав, то вмешивать колер нужно дважды: первый раз тщательно перемешать со всеми компонентами, второй – перед нанесением на стену добавить в емкость и слегка смешать.
Способы изготовления
Перед началом работы с использованием бумаги в качестве основы ее нужно подготовить. Бумагу и картон рвут на мелкие куски и замачивают в холодной воде на 12 часов. Если используются старые газеты и журналы, то от типографской краски состав будет иметь серый цвет. Его можно отбелить (но, к сожалению, не полностью) с помощью хлорного или кислородного отбеливателя. Хлорный придется нейтрализовать тиосульфатом натрия.
Отбеливание можно проводить неоднократно. Но, в конце концов, бумагу следует промыть и отжать. После чего дрелью со специальной насадкой ее измельчают. Для облегчения процесса в емкость добавляют воду (на 1 кг отжатой бумаги 1 л воды). Когда бумага будет готова, ее нужно соединить с другими компонентами.
Для этого понадобится большой таз, в который заливают немного воды. В случае, если используют блестки, их размешивают в воде в первую очередь. Затем туда же вываливают бумагу и вводят клей. После тщательного перемешивания смесь должна напоминать мягкий творог. После чего добавляют остальные компоненты, в том числе колер. После повторного замеса массу перекладывают в полиэтиленовые пакеты, закрывают их и оставляют на 6-8 часов для дозревания.
В случае, если основой выступают опилки или другой материал, будет сэкономлено время на размягчении. Основу смешивают с клеящим составом в соотношении 1: 1, добавляют остальные компоненты. Количество воды может быть разным, добавлять ее нужно понемногу. После чего смесь помещается в пакет и оставляется на дозревание (7-8 часов).
Подробный мастер-класс:
Итак, чтобы приготовить смесь самостоятельно, потребуется гораздо больше времени, чем на магазинный вариант. Но работа эта несложная. И право выбора остается за домашним мастером: сделать состав самому или приобрести в магазине.
Когда смесь отправилась на дозревание, это время можно использовать для того, чтобы подготовить стены, если это не было сделано раньше. Если нет полной уверенности в качестве покрытия или предстоит работа с новой стеной (потолком), то подготовить поверхность стоит заранее.
Подготовка стен
Особое внимание этому вопросу связано с тем, что жидкие обои потому так и называются, что в их основе жидкость, которая, соединяясь с поверхностью стены, впитает в себя все, что там есть. В результате сквозь обои может проявиться не только ржавчина от металлических гвоздей и аналогичных элементов, но и разводы от масляной краски, грязь и т. д. Поэтому работу эту нужно сделать очень хорошо. Алгоритм работ будет таков:
- Снятие старого обойного полотна с поверхности. Если на стене другое покрытие, то нужно удалить отваливающуюся шпаклевку, а также масляную краску или побелку.
- Зашпаклевать проблемные участки, не придавая большого значения микротрещинам.
- Голый бетон или кирпич нужно обработать гипсовой шпатлевочной смесью, чтобы он впитывал меньше влаги. Остальным типам поверхностей поможет хорошая пропитка или грунтовка. Причем грунтовать нужно 1-3 раза, чтобы стена действительно была однотонной. Гипсокартон требует особого подхода. Часто обрабатывают только швы. При работе с жидкими обоями этот вариант не пройдет, т. к. швы будут заметны после высыхания смеси. Грунтуют полностью всю гипсокартонную конструкцию до равномерного тона.
- Если используется колеровка, то лучше стену покрыть сначала таким же цветом. Это придаст однородности поверхности, обои не будут просвечивать.
- Стоит еще раз проверить, нет ли перепадов уровня поверхности больше 3 мм. По свежепокрашенной поверхности это сделать легче. Если все же такие имеются, то не стоит лениться, нужно выровнять стену и вновь прогрунтовать.
Не стоит забывать, что в отличие от других обоев, жидкие очень хорошо относятся к проветриванию. Наклеивать их лучше в теплое время года. Температура в помещении должны быть выше 15 градусов.
Определяем пропорции
Назвать точные пропорции достаточно сложно. Ведь будет использован разный материал разного размера. Но ориентир мастера называют такой: на поверхность в 4-5 м2 потребуется 1 кг бумаги, 5 литров воды, 1 кг клея. Зная площадь покрываемой поверхности, можно рассчитать примерный расход материала.
Если основой выступают опилки, то для приготовления смеси пропорции будут следующие: 1 кг опилок, 5 л воды, 0, 5 кг клея, 0, 5 кг гипса, антисептик и краситель, а также декоративные наполнители.
Как наносить?
Так как заранее было замочено несколько мешков со смесью, в каждом из них не может быть абсолютно одинакового состава. Ведь даже несколько грамм колера дадут другой оттенок. Поэтому специалисты советуют готовить окончательный состав перед нанесением на стену следующим образом: из каждого мешка брать равные порции и тщательно смешивать в емкости.
Начинать отделку нужно от окна. Через полтора часа работы повторно пройтись и выровнять поверхность. Это уже делают теркой, смоченной водой. Движения осуществляются против часовой стрелки.
Рукой или шпателем нанести на стену небольшую порцию смеси. Кельму приставить к стене под углом в 15 градусов и начать разравнивать смесь вверх, вниз, вправо, влево. Последнее движение – круговое. Слой обоев должен быть не более 1 см, но чаще всего его делают толщиной в 2-4 мм. Как только покрытие разровняли, берут следующую порцию и делают то же самое.
Жидкие обои хорошо тем, что не нужно мучиться с углами, как при наклеивании других видов обоев. Смесь рукой наносится в угол, разравнивается. Таким образом, гораздо проще сделать угол ровным.
Технология нанесения изменится, если на поверхности будет рисунок или трафарет.
Декорирование
Оформление поверхности с помощью рисунков новичкам может даться с трудом. Ведь на большой площади нужно правильно учесть пропорции. Декораторы рекомендуют воспользоваться следующим приемом. На кусок стекла наносят эскиз рисунка. На декорируемую стену направляется луч настольной лампы, перед которым выставляется стекло с эскизом. Так на стене отражается рисунок. Его нужно перевести на стену после ее грунтовки, и далее работать с жидкими обоями. Такая хитрость поможет создать любой красивый рисунок. Временной интервал между покрытием разных цветов – 4 часа.
Гораздо проще работать с трафаретом. Он может быть создан для одного использования (например, солнце с лучами, автомобиль) или многократного (цветочный орнамент). Значит, основа для трафарета должна быть достаточно прочная: твердый картон, фанера. Трафарет прикладывается к стене, по нему делается шаблонный одноцветный или многоцветный рисунок. После чего используют жидкие обои другого цвета вокруг изображения.
Но декорировать можно и другими способами. Например, с помощью аппликации или объемного рисунка из тех же жидких обоев. А если поверхность стены выбрана однотонная, то украсить ее можно объемными фигурами.
Использование отражающих материалов в составе смеси (порошок слюды, блестки) поможет создать неповторимый колорит при правильной подсветке. Настенные бра в сочетании с таким декором создадут необычную атмосферу и украсят комнату
Уход
Натуральные жидкие обои – материал дышащий. Но в таком состоянии он не подвергается влажной уборке. Чтобы подольше сохранить покрытие, его покрывают акриловым лаком. Так действительно обои меньше пачкаются, их можно аккуратно почистить с помощью воды. Но дышащий эффект вместе с нанесением лака теряется. Поэтому некоторые решают, что испачканный фрагмент обоев лучше заменить, чем покрывать лаком всю площадь.
Примеры в интерьере
Благодаря разноцветным колерам обои могут быть абсолютно разных цветов. Именно этим и воспользовались авторы этого необычного декора. Яркий акцент может скрыть недостатки покрытия и заслуженно привлечь к себе внимание.
Жидкие обои – это удобный материал не только для домашнего уюта, но и строгого офиса, гостиничного комплекса и музейного пространства. Строгая классика и домашний уют подвластны этому необычному покрытию.
Удачным вариантом наполнителя являются длинные крупные волокна, которые создают эффект жатой ткани. Рисунок становится крупным и не требует дополнительного декора.
Использование большого количества цветов требует навыка в работе и особой аккуратности. Кроме того, каждому предыдущему цвету надо дать подсохнуть, если по задумке цвета имеют четкие грани.
Если же поверхность стены представляет собой полноценную картину с плавным переходом цветов, использованием различных оттенков, то она заслуживает наивысшей оценки мастерства художника.
О том, как наносить жидкие обои, смотрите в следующем видео.