Все о белорусских мотоблоках МТЗ

Содержание
  1. Особенности
  2. Плюсы и минусы
  3. Устройство
  4. Модельный ряд
  5. Навесное оборудование и запчасти
  6. Тонкости выбора
  7. Инструкция по эксплуатации
  8. Некоторые поломки и их устранение

Белорусские мотоблоки МТЗ выпускаются минским тракторным заводом с одноименным названием, известным с 1946 года. Завод является одним из крупнейших производителей сельскохозяйственной техники.

Особенности

Малогабаритная техника с завода МТЗ выпускается на базе производства тракторов «Беларусь». Оборудование изготавливается во вспомогательных цехах, которые сегодня представляют собой крупный комплекс с высокотехнической механизацией. Первый белорусский мотоблок появился в продаже еще в 1978 году. Изделие называлось «пешеходным трактором» и прочно вошло в быт огородников, оценивших качество земли, обработанной фрезой.

Главная особенность мотоблоков «Беларусь» заключается в наличии шасси от трактора, благодаря которым есть возможность транспортировки тяжелых прицепов. Транспортировочная скорость машины почти 10 км в час достигается благодаря 4 передним передачам. Скорость агрегата при выполнении работ тоже достаточно высока – 2,5 км/ч. Для управления блоком существует удобная рулевая колонка. Все органы, контролирующие движения в современных моделях МТЗ, перенесены в верхнюю часть корпуса. Фреза устройства выпускает в трех фиксированных модификациях с габаритами: 42, 60, 70 см. Двигатели четырехтактные, карбюраторные с объемом бака 3 литра, мощностью от 5 до 8 лошадиных сил.

Настраиваемая мощность агрегата позволяет совмещать его не только с классическими навесными деталями, но и с насосами, мельничками, циркулярками.

Одна из самых известных моделей белорусского производства – МТЗ о6 с лицензионным силовым устройством WEIMA 177F. Машина оборудовано фрезой, которая обрабатывает поле на глубину до 30 см, ширину – 1,1 метр. Вес мотоблока – 95 кг, габаритные параметры – 180*85*135 см. Топливный бак вмещает 6 литров топлива, расход которого до 2 литров в час. Завод предоставляет гарантийный срок эксплуатации – 12 месяцев.

Мотоблоки МТЗ полюбились хозяйственникам за качественную трансмиссию с механической шестеренкой и многодисковой фрикционной коробкой передач замкнутого типа. Для ее работы нужно постоянное наличие масла в муфте сцепления. К оборудованию можно подобрать быстросменные дополнительные, взаимозаменяемые детали. Машина успешно справляется с боронованием, вспашкой, междурядной обработкой картофеля, кошением травы. Колесные блоки МТЗ оснащены блокировкой и внутренним валом отбора мощности.

Плюсы и минусы

Основное достоинство мотоблоков МТЗ в бензиновых двигателях, которые способны работать на низкокачественном топливе. Другие положительные характеристики таковы.

  • Универсальность. Устройства совместимы с дополнениями отечественного и импортного производства. Они значительно расширяют возможности агрегатов.
  • Простота конструкции. Этот фактор позволяет производить ремонт устройств своими руками.
  • Обширный диапазон условий, которые не уменьшают работоспособность устройств. Мотоблоки успешно справляются с заданными процессами независимо от внешних условий среды. Конструкция даже рассчитана на эксплуатацию в средней полосе нашей страны. Тип почвы и топография местности являются подходящими для узлов агрегата.
  • Экономичность. Этот фактор связан с потреблением горюче-смазочных материалов. Качество последних никак не отражается на работоспособности двигателя.
  • Современность. Внешний вид мотоблоков различных модификаций различен. Несмотря на многовековую историю, облик современных агрегатов соответствует новомодным тенденциям.

Какими бы хорошими мотоблоки ни видел производитель, пользователи нашли в устройствах некоторые минусы.

  • Сложности скрываются в переключении режимов работы. Владельцы винят в этом несинхронность трансмиссии.
  • Затруднены повороты мотоблока с общей увеличенной нагрузкой на ходовую часть. Причина явления в несовершенной блокировке дифференциала.
  • Сложность доступа к креплениям. Из-за этого к аппарату сложно подключить даже заводское навесное оборудование.

Среди минусов отмечается и высокая цена даже в сравнении с идентичными конкурентами. Кроме того, все агрегаты белорусского производства относятся к тяжелому классу. Из-за тяжелого веса устройства оператор получает существенные физические нагрузки. Если работы проводятся по неподготовленной почве, человек очень быстро устанет.

Проблема решается специальным адаптером, который дает возможность управлять устройством из положения сидя.

Но покупка дополнения приводит к повышенным тратам. Тяжелый вес МТЗ можно отнести и к плюсам. Это одно из немногих устройств, которое справляется с обработкой глинистых почв, преобладающих в Сибирском регионе.

Устройство

Конструкция белорусского МТЗ классическая и включает:

  • колеса и шины;
  • трос сцепления;
  • ведущий диск и сальник;
  • коробку передач;
  • рулевое управление и шестерни;
  • карбюратор и редуктор.

Машина имеет значительно увеличенный вес. Внутри устройства успешно применяются унифицированные тракторные элементы. Это решение превратило агрегат в надежный и функциональный. Он терпимо относится к не очень качественному топливу и маслам. Устройство просто настроить для работы, его можно быстро отремонтировать. Обслуживающие сервисы и запасные части могут купить широкие слои населения.

Трансмиссия устойчива к ударам и прочим неблагоприятным моментам. Классический МТЗ способен передвигаться на четырех скоростях вперед и двух назад. При движении вперед машина развивает скорость от 2,4 до 11,4 км/ч, а назад – от 3 до 5,35 км/ч. Благодаря универсальному тросу сцепления агрегат взаимодействует с навесными деталями многих фирм, что сказывается на его многофункциональности. В состав трансмиссии входит механизм, позволяющий регулировать мощностные показатели двигателя.

Он уменьшает скорость вращения силового агрегата с 300 до 1200 оборотов в минуту. Это позволяет совмещать привод с другими стационарными устройствами.

Рулевое управление блоком легко перенастраивается на реверсивное прямо с рабочего места оператора, а при необходимости рычаги управления и регуляторы можно настроить на необходимую высоту. Если оператору приходится работать в условиях плохой видимости, можно включить галогеновую фару. Прицепное устройство, входящее в базовое оснащение мотоблока, имеет встроенную тормозную систему. Это удобно, когда в ходе движения потребовалась временная стоянка, при этом есть необходимость не глушить двигатель.

Силовые установки агрегатов МТЗ отличаются. На устройствах девятой серии уже установлены двигатели Honda GX270, Lifan LF177 или Kipor KG280. Установки удешевляют стоимость блоков. Ранние версии МТЗ оснащались отечественными конструкциями моторов «УД-15» или «УД-25». Новейшие агрегаты отличаются экономичностью, но сложны в обслуживании, неремонтопригодные. На высокомощных МТЗ 12-й серии устанавливаются двигатели нового поколения отечественного производства СК-12, позволяющие эксплуатировать устройства при широких температурных диапазонах от -30 до +30.

Модельный ряд

Известный представитель МТЗ Belarus 09H с двигателем Honda, трехколесный, 13 л. с., дизельный.

Машина имеет следующие технические характеристики:

  • вес – 176 кг;
  • габариты – 178*84*107 см;
  • возможная ширина колеи – 45-70 см;
  • радиус поворота – 1 м;
  • дорожный просвет – 30 см;
  • расход топлива 3 л.;
  • предельный вес прицепа – 650 кг.

МТЗ 09 оборудован четырехтактной одноцилиндровой установкой Honda, которая рассчитана на потребление АИ 92, АИ 95. Кроме японского двигателя, на установку могут быть установлены моторы чешской компании Jikov GH1509. Ранние изделия завода МТЗ – 05, 06 серии.

Мотоблок пятой серии – первая версия машины, известная с 1978 года. Его производство продлилось вплоть до 1992 года, поэтому он получил широкое распространение. Версия ценится из-за высокой ремонтной пригодности. Стандартный мотоблок оснащен двигателем, мощностью 5 л. с., который подходит для сельскохозяйственных площадей размером в 10-20 соток. Размеры изделия: длина 180 см, ширина – 85 см, высота 1070 см, вес 135 кг.Расстояния от двигателя до дороги в 30 см достаточно, чтобы выполнить полевые работы и не повредить растения. Мотор мотоблока 6-ступенчатый с максимальным разгоном 9,6 км/ч вперед, 2,5 км/час назад. Управление устройством позволяет поворачивать руль влево/вправо на 15 градусов.

В рулевом управлении можно менять высоту.

Несмотря на то что агрегат снят с производства, его до сих пор можно встретить в хозяйствах на ходу в хорошем состоянии. Мотоблок 6-й серии отличается от предыдущей версии улучшенными характеристиками. Кроме фрезы, к агрегату можно подцепить плуг. Ширина обрабатываемой площади будет около метра. Агрегат оснащен двигателем Weima 177F, который представляет собой совместно произведенную модификацию моторов серии «УД». Версия появилась на Сморгонском заводе. От предыдущей отличается увеличенной мощностью – 9 л. с. Остальные технические характеристики мотоблоков идентичны.

Усовершенствованная версия МТЗ 12 серии выпускается с 2000-х годов и за это время обзавелась немалым числом поклонников. Вариант имеет следующие технические характеристики:

  • вес – 148 кг;
  • двигатель с воздушным типом охлаждения СК -12;
  • габариты – 188*85*101 см;
  • регулируемый размер колеи от 45 до 70 см;
  • максимальную грузоподъемность 650 кг;
  • возможный вес навесного оборудования – 30 кг;
  • максимальная скорость при движении 9.6 км/ч.

Навесное оборудование и запчасти

Тяжелые модели белорусского производителя можно использовать для обработки обширных площадей до 1 га. техника допускается для круглогодичного использования. В очистке снега, например, помогут снегоочиститель и отвал. Белорусский мотоблок дополняется:

  • универсальным плугом;
  • фрезой для обработки рыхлых почв;
  • бороной, он же культиватор;
  • прицепным устройством;
  • косилкой роторного типа;
  • адаптированным устройством с сиденьем;
  • универсальным окучником;
  • щеткой для коммунальных нужд;
  • картофелекопалкой;
  • грунтозацепами.

В работе хорошими помощниками себя покажут:

  • активная фреза;
  • приставка;
  • передний адаптер;
  • утяжелители;
  • удлинитель.

Плуг выглядит широким режущим изделием, который рыхлит и подрезает корни. Для этой же работы можно применять бороны. Они бывают с зубьями или дисковые. Последние считаются более качественными. Борозды, которые нужны для высадки рассады, выполняются окучниками. Их конструкция различается фиксированной или переменным расстоянием между крайними деталями. Еще они бывают однорядные или двухрядные. Активные окучники не используются как сцепное устройство, поскольку служат колесами. Диски с зубьями особой конструкции хорошо обрабатывают грунт и удаляют сорные растения с мощной корневой системой.

Самое универсальное дополнение для мотоблока – фреза.

Оборудование позволяет одновременно и рыхлить, и выравнивать, и удалять сорняки. Фрезой можно обрабатывать даже запущенные участки. Считается, что инструмент разбивает гнезда вредителей, которые зимуют в земле. Сажалка и копалка облегчают работу, связанную с посадкой и уборкой картофеля. Первый вариант оборудования снабжается плугом, который делает борозду. На его раме размещается бункер, из которого картофель на равномерные промежутки падает в борозды. На задней стороне рамы есть окучники из дисков, которые засыпают грядку. Таким образом, оборудование позволяет выполнять разные работы единовременно.

Картофелекопатель состоит из плуга, к которому приварены прутья. Оборудованием поднимается слой почвы вместе с растениями, затем появляются клубни. Их остается сложить в подготовленную тару. Копалки бывают веерного или вибрационного типа. Последними удобнее обрабатывать большие участки. Движение на шкив оборудования передает вал, которым регулируется мощность, рабочие элементы детали получают вибрацию, тем самым как бы вытрясая овощ из земли. Между огородниками этот инструмент еще так и называется «трясучка».

Тонкости выбора

Выбор всегда основывается на мощностных показателях установленных моторов. За периоды своего существования МТЗ оснащался различными силовыми установками.

  • УД 15 – это двигатель четырехтактного типа с одним цилиндром, карбюраторный, требующий для работы высокооктанового топлива. По отзывам владельцев движок отличается реальными показателями мощности около 4 л. с. При полностью открытой дроссельной заслонке она может достигнуть 6 л. с. Двигатель, бывший в эксплуатации, теряет мощностные возможности.
  • УД-25 отличается от предыдущей модели наличием двух цилиндров. Максимальная заявленная мощность устройства 12 л. с., а фактическая – около 8.
  • Honda GX 270 – двигатель японской сборки, с максимальной работоспособностью 9 л. с. объемами 270 см куб. Топливная емкость фактически вмещает 5,3 л топлива, с расходом 2,5 литра в час. Для работы необязательно заливать высокооктановый бензин, достаточно АИ 92. Современные модели имеют оснащение в виде электрического стартера.
  • Lifan LF177 – движок китайской сборки. Бренд еще не обзавелся широкой известностью. Однако если сравнивать, то показатели силового агрегата схожи с Honda GX 270. По отзывам, копия справляется с заданными параметрами не хуже оригинала. Китайская компания поставляет силовые установки многими предприятиям. Этот же движок установлен на таких агрегатах как Grasshopper 9 л. с, «Зубр», «Нева», «Кентавр МБ 2075Д». Стоимость аналогов зачастую в разы меньше белорусского конкурента. Навесное оборудование, возможное для сцепки идентичное. Изделия можно совмещать с различными мотоблоками.

Идентичными параметрами для МТЗ обладает мотоблок украинского производства «Сич».

Сравнительный анализ моделей:

  • МТЗ – три варианта колеи (42, 60, 70 см);
  • СИЧ – четыре варианта (50, 0, 70, 80 см);
  • дорожный просвет МТЗ – 30 см, а у «Сич» – это 24 см;
  • максимальная разгонная скорость МТЗ – 12 км/ч, «Сич» – 16 км/ч;
  • возможный вес навесного оборудования для МТЗ – 30 кг, «Сич» – 45 кг;
  • вес самого тяжелого МТЗ 12 с навесным оборудованием – 170 кг, «Сич» – 220 кг.

Перед покупкой аппарата для собственного подворья стоит задуматься о необходимости высокой мощности.

Сэкономить на мотоблоке можно, приобретая модель со средними характеристиками двигателя, но с качественной отечественной сборкой.

Инструкция по эксплуатации

Вспашка земли – это то мероприятие, ради которого и нужен любой мотоблок. Завести его можно лишь после правильной подготовки и регулировки клапанов.

Подготовительные работы включают следующие этапы:

  • сборку устройства согласно пунктов руководства пользователя;
  • затягивание резьбовых сцеплений;
  • наполнение моторной и трансмиссионной емкостей смазкой и топливом;
  • предварительный запуск мотора.

Последний пункт начинается с открытия краника топливной емкости, подкачки топлива в карбюратор, затем нужно приоткрыть аэрозслонку, а дроссельную, наоборот, прикрыть. Пусковой шнур нужно переместить в паз шкива. Повернуть коленвал до сжатия и резко дернуть тросик. При успешном завершении мероприятия мотор запустится. Нужно, чтобы он прогрелся, а лишь затем увеличить скорость и приступить к работам.

Обкатка длительностью 50 часов обязательна для начала работ на всех устройствах.

За этот период допускаются легкие транспортные нагрузки с половинной нагрузкой. Сцепление с навесными деталями можно производить на определенных правилах.

Например, на 1 и 2 скорости возможно использовать:

  • плуг;
  • фрезу;
  • культиватор;
  • косилку.

Для боронования допускается 2 или 3 скорость. Прицеп можно перетаскивать при условии повышенного давления в шинах – 0,12 МПа. Например, популярный плуг для вспашки навешивается с настройкой колеи 60 см. Сцепные устройства должны быть в рабочем режиме, а только потом стягиваться болтами. Для удобства сцепления под левое колесо можно поставить колодку высотой до 15 см. Таким образом, стойка плуга примет вертикальную позицию.

Чтобы носовая часть плужка стала выше, регулятор глубины нужно повернуть против хода часов. Культивацию можно проводить на первой передаче только после включения блокировки дифференциала. Глубину пахоты можно отрегулировать специальным регулятором. Далее допускается перейти на вторую передачу. Если наблюдается пробуксовка колес, нужно уменьшить ширину захвата.

Некоторые поломки и их устранение

При работе с МТЗ может возникнуть неполадка, когда в верхний раструб под валы управления заливается масло. Для устранения причины пользователи советуют слить лишнее топливо до нужных отметок. Так как на валы могут попасть излишки масла. Если техника глохнет при работе, советуют проверить исправность системы подачи топлива. Первым делом проверяется состояние свеч.

Пересушенная деталь говорит о нехватке горючего.

Долейте в бензобак топлива, подходящего для нормального функционирования машины. Осмотрите топливный кран. Иногда для продолжения успешной пахоты достаточно открыть эту деталь. Некоторой сложностью отличается необходимость регулировки системы зажигания. При этой неисправности мотоблок тоже может постоянно глохнуть. Настройка включает довольно точные шаги, но при отсутствии должных умений лучше провести ее в специальном сервисе.

Об устройстве белорусского мотоблока МТЗ смотрите в видео ниже.

Комментариев нет
Выбираем кустарники и декоративные деревья
Декоративные кустарники: сорта, советы по выбору и уходу Декоративные кустарники Барбарис Тунберга: описание, сорта, посадка и уход Барбарис Бересклет: описание кустарника, посадка и уход Бересклет Бузина: описание, разновидности, посадка и уход Бузина Вейгела: описание, выращивание и применение в ландшафтном дизайне Вейгела Гортензия: разновидности, выращивание, размножение Гортензия Все о дерене Дерен Ели: описание, виды, выращивание и размножение Ель Калина: описание, разновидности, посадка и уход Калина Кедр: как выглядит, растет и цветет, как вырастить? Кедр Кипарис: что такое, как он выглядит и как за ним ухаживать? Кипарис Декоративный клен: виды, выращивание и применение в ландшафтном дизайне Клен декоративный Криптомерия: описание, виды, уход и размножение Криптомерия Лапчатка: описание и разновидности, посадка и уход Лапчатка Лириодендрон: особенности и виды, посадка и уход Лириодендрон Можжевельник: описание видов и сортов, особенности посадки и ухода Можжевельник Пихта: описание, виды, посадка и уход Пихта Кустовые розы: сорта и правила ухода Розы кустовые Плетистые розы: сорта, советы по выбору и уходу Розы плетистые Сирень: сорта, правила выбора и ухода Сирень Сосна: как выглядит и сколько лет живет, плюсы и минусы Сосна Спирея: описание, виды и сорта, агротехника Спирея Туи: описание и разновидности, правила посадки и ухода Туя Все о чубушнике (садовом жасмине) Чубушник (садовый жасмин)
Ландшафтный дизайн
Тонкости ландшафтного дизайна земельного участка Ландшафтный дизайн Красивые клумбы: особенности планировки в ландшафтном дизайне Красивые клумбы Деревья, кустарники и цветы в ландшафтном дизайне Деревья, кустарники, цветы Хвойные растения в ландшафтном дизайне: красивые композиции Хвойные растения Современные красивые дворики: ландшафтный дизайн вокруг частного дома Красивые дворики Интересные идеи для дачи: декор участка Идеи для дачи Альпийская горка: примеры оформления Альпийская горка Использование габионов в ландшафтном дизайне Габионы Газонные решетки: функции, разновидности и советы по выбору Газонная решетка Все, что необходимо знать о газонной траве Газонная трава Гамаки: особенности, разновидности, советы по выбору и размещению Гамаки Выбираем детский игровой комплекс с горкой для дачи Детский комплекс Декор из шин: тонкости создания необычных элементов Декор из шин Декоративный колодец в ландшафтном дизайне Декоративный колодец Оформление дорожки: красивые примеры ландшафтного дизайна Дорожки Дровницы: разновидности, особенности дизайна, советы по выбору Дровницы Дровяники: назначение, разновидности, изготовление Дровяник Как выбрать качественную и красивую искусственную траву? Искусственная трава Искусственный водопад: оригинальные идеи в ландшафтном дизайне Искусственный водопад Каркасные бассейны для дачи: виды и правила выбора Бассейны Качели-гамаки: что это такое и как сделать своими руками? Качели-гамаки Миксбордеры: идеи в ландшафтном дизайне Миксбордеры Тротуарная плитка на даче: разновидности форм и материалов Тротуарная плитка Как сделать пруд на даче своими руками? Пруд на даче Рокарий на дачном участке: тонкости ландшафтного дизайна Рокарий Рулонный газон: виды и правила ухода Рулонный газон Садовые качели: обзор ассортимента, выбор и самостоятельная сборка Садовые качели Сухой ручей – стильный элемент в ландшафтном дизайне Сухой ручей Чем и как укреплять склоны? Укрепление склонов Фонтаны для дачи: разновидности форм и декора Фонтаны
Информация предоставлена в справочных целях. По вопросам строительства всегда консультируйтесь со специалистом.