Мотоблоки МТЗ-05: особенности модели и особенности эксплуатации

Содержание
  1. Назначение
  2. Основные технические характеристики
  3. Достоинства и недостатки
  4. Схема устройства и принцип работы
  5. Инструкция по эксплуатации
  6. Уход

Мотоблок – это своеобразный мини-трактор, предназначенный для проведения различных сельскохозяйственных операций на сравнительно малых площадях земельных участков.

Назначение

Мотоблок Belarus МТЗ-05 – первая модель подобной мини-техники сельхозназначения, выпущенной Минским тракторным заводом. Его предназначение – выполнение пахотных работ на сравнительно небольших земельных участках с легкими почвами, обработка земли с помощью бороны, культиватора. А также эта модель может обрабатывать междурядья посадок картошки и свеклы, косить траву, перевозить грузы при использовании прицепа до 0,65 т.

Для проведения стационарных работ необходимо присоединение привода к валу отбора мощности.

Основные технические характеристики

В данной таблице приведены основные ТХ этой модели мотоблока.

Показатель

Значение

Двигатель

Одноцилиндровый 4-тактный бензиновый с карбюратором марки УД-15

Объем двигателя, куб. см

245

Тип охлаждения двигателя

Воздушный

Мощность двигателя, л. с.

5

Объем топливного бака, л

5

Количество передач

4 передних + 2 задних

Тип сцепления

Фрикционный, с управлением вручную

скорость: при движении вперед, км/ч

От 2,15 до 9,6

скорость: при движении назад, км/ч

От 2,5 до 4,46

Расход топлива, л/ч

В среднем 2, при тяжелых работах до 3

Колеса

Пневматические

Габариты шин, см

15 х 33

Общие габариты, см

180 х 85 х 107

Общий вес, кг

135

Ширина колеи, см

От 45 до 70

Глубина обработки земли, смдо 20

Скорость вращения вала, об/мин

3000

Следует заметить, что высоту ручки управления, на которую часто жалуются собственники этой модели, можно удобно регулировать, к тому же возможно поворачивать ее вправо и влево на угол до 15 градусов.

Также к этому устройству можно прицеплять дополнительное навесное оборудование, которое позволит увеличить перечень операций, проводимых с помощью мотоблока:

  • косилка;
  • культиватор с фрезами;
  • плуг;
  • окучник;
  • борона;
  • полуприцеп, рассчитанный на груз массой до 650 кг;
  • и другие.

Максимальный общий вес прицепляемых дополнительных механизмов составляет 30 кг.

Достоинства и недостатки

К достоинствам данной модели можно отнести:

  • простоту использования;
  • надежность конструкции;
  • распространенность и доступность запчастей;
  • сравнительную легкость ремонта, в том числе замены мотора на дизельный.

К минусам же относится то, что:

  • эта модель считается устаревшей – выпуск ее начался около 50 лет назад;
  • неудачное расположение регулятора газа;
  • необходимость добавочного баланса для уверенного удержания в руках и управления агрегатом;
  • многие пользователи жалуются на нечеткое переключение передач и значительные усилия, требующиеся для выключения блокировки дифференциала.

Схема устройства и принцип работы

Основой данного агрегата является двухколесное шасси с одной осью, к которой прикрепляется мотор с силовой передачей и реверсивная управляющая штанга.

Мотор располагается между шасси и муфтой сцепления.

Колеса закрепляются на фланцах конечных передач и снабжены шинами.

Для присоединения дополнительных механизмов имеется специальное крепление.

Бак для топлива расположен на кожухе муфты сцепления, а к остову его закрепление осуществляется хомутами.

Управляющая штанга, на которой располагаются управляющие агрегатом элементы, прикрепляется к верхней крышке корпуса трансмиссии.

Рычаг включения-отключения сцепления располагается на левом плече рулевой штанги. Реверсивный рычаг расположен на левой стороне пульта рулевой штанги и имеет две возможных позиции (передняя и задняя) для получения соответствующих ходовых передач.

Для переключения передач предназначен рычаг, расположенный на правой стороне пульта.

Рычаг управления ВОМ располагается на кожухе трансмиссии и имеет две позиции.

Для пуска двигателя используется педаль с правой стороны мотора. А также эту задачу можно осуществить с помощью стартера (шнурового типа).

Рычаг управления газом прикреплен к правому плечу рулевой штанги.

Блокировку дифференциала можно осуществить с помощью рукоятки на пульте.

Принцип действия состоит в передаче крутящего момента от мотора через муфту сцепления и коробку передач на колеса.

Инструкция по эксплуатации

Эту модель мотоблока легко эксплуатировать, чему способствует простота ее устройства. Руководство по эксплуатации идет в комплекте с агрегатом. Здесь приведены лишь некоторые моменты по правильной подготовке и использованию механизма (вся инструкция занимает порядка 80 страниц).

  • Перед использованием по назначению обязательно обкатайте агрегат на холостом ходу при минимуме мощности, чтобы улучшить притирание элементов трансмиссии и двигателя.
  • Не забывайте периодически проводить смазку всех узлов агрегата, соблюдая рекомендации по смазочным материалам.
  • После того как вы запустили мотор, педаль пуска необходимо поднять.
  • Перед включением переднего или заднего хода нужно остановить мотоблок, и выключить сцепление. Причем остановку агрегата нельзя производить путем установки реверсного рычага в нефиксированное нейтральное положение. Не соблюдая эти рекомендации, вы рискуете сколами шестеренок и поломкой коробки переключения передач.
  • Коробку передач необходимо включать и переключать лишь после уменьшения оборотов двигателя и выключения муфты сцепления. Иначе вы рискуете вылетом шариков и поломкой коробки.
  • Если мотоблок движется задним ходом, надежно удерживайте штангу руля, и не совершайте резких поворотов.
  • Дополнительное навесное оборудование прикрепляйте аккуратно и надежно, не забывая о плотной установке шкворня.
  • Если вам при работе на мотоблоке не нужен вал отбора мощности, не забудьте его отключить.
  • Перед использованием мотоблока с прицепом тщательно проверьте исправность тормозной системы навесного механизма.
  • При работе мотоблока на слишком тяжелых и увлажненных участках земли колеса с пневматическими шинами лучше поменять на грунтозацепы – диски со специальными пластинами вместо покрышек.

Уход

Уход за мотоблоком включает в себя регулярное техническое обслуживание. После 10 часов эксплуатации агрегата:

  • проверьте уровень масла в картере мотора и при необходимости долейте с помощью заправочной воронки;
  • запустите мотор и проверьте давление масла – необходимо убедиться в отсутствии протекания топлива, необычных шумовых эффектов;
  • проверьте работу муфты сцепления, и если нужно, подрегулируйте.

После 100 часов эксплуатации мотоблока необходим более тщательный техосмотр.

  • В первую очередь вымойте агрегат.
  • Затем проведите все вышеперечисленные процедуры (которые рекомендованы после 10 ч. работы).
  • Протестируйте исправность и надежность всех узлов механизма и креплений. В случае обнаружения неисправностей устраните их, ослабленные крепления подтяните.
  • Проверьте межклапанные промежутки, а при изменении величины зазоров подрегулируйте. Это делается так: снимите кожух с маховика, подготовьте тонкое лезвие толщиной 0,1-0,2 мм – это нормальная величина межклапанных промежутков, гайку чуть открутите, потом подложите подготовленное лезвие и слегка прикрутите гайку. Затем необходимо прокрутить маховик. Клапан должен двигаться легко, но без зазоров. Если возникнет необходимость, лучше провести повторную регулировку.
  • Очистите электроды свечей и контакты магнето от нагара, помойте их бензином и проверьте зазор.
  • Смажьте узлы, нуждающиеся в смазке.
  • Промойте регулятор и смажьте его детали.
  • Промойте бак топлива, отстойник и фильтры, в том числе и воздушный.
  • Проверьте давление в шинах и при необходимости подкачайте.

После 200 часов работы проведите все процедуры, необходимые после 100-часовой эксплуатации, а также проверьте мотор и проведите его техобслуживание. При смене сезона не забывайте менять сорта смазки на соответствующие сезону.

Во время эксплуатации возможно возникновение различных проблем и поломок. Многие из них можно предупредить, если соблюдать инструкцию производителя по использованию агрегата.

Иногда возникают проблемы с зажиганием. В этом случае необходимо его отрегулировать.

Если мотор не запускается, проверьте состояние системы зажигания (протестируйте контакт электродов свечей с магнето), есть ли бензин в баке, как идет поступление топлива в карбюратор и как работает его заслонка.

Понижение мощности может иметь следующие причины:

  • загрязнение вентиляционного фильтра;
  • низкокачественное топливо;
  • засорение выхлопной системы;
  • уменьшение компрессии в цилиндровом блоке.

Причиной появления трех первых проблем является нерегулярные осмотр и профилактические процедуры, а вот с четвертой все не так просто – она показывает, что цилиндр двигателя изношен и требует ремонта, возможно, даже с полной заменой мотора.

Замена двигателя либо КПП на неродные типы проводится с использованием переходной плиты.

Регулировку сцепления проводят при помощи регулировочного винта. При пробуксовке сцепления винт выворачивают, в противном случае (если сцепление «ведет») винт нужно ввернуть.

Но также следует заметить, что мотоблок до и после использования нужно держать в сухом и закрытом помещении.

Можно модернизировать данный мотоблок, установив электрический генератор, фары, электростартер.

О том, как отремонтировать сцепление мотоблока МТЗ-05, смотрите в видео ниже.

Комментариев нет
Выбираем кустарники и декоративные деревья
Декоративные кустарники: сорта, советы по выбору и уходу Декоративные кустарники Барбарис Тунберга: описание, сорта, посадка и уход Барбарис Бересклет: описание кустарника, посадка и уход Бересклет Бузина: описание, разновидности, посадка и уход Бузина Вейгела: описание, выращивание и применение в ландшафтном дизайне Вейгела Гортензия: разновидности, выращивание, размножение Гортензия Все о дерене Дерен Ели: описание, виды, выращивание и размножение Ель Калина: описание, разновидности, посадка и уход Калина Кедр: как выглядит, растет и цветет, как вырастить? Кедр Кипарис: что такое, как он выглядит и как за ним ухаживать? Кипарис Декоративный клен: виды, выращивание и применение в ландшафтном дизайне Клен декоративный Криптомерия: описание, виды, уход и размножение Криптомерия Лапчатка: описание и разновидности, посадка и уход Лапчатка Лириодендрон: особенности и виды, посадка и уход Лириодендрон Можжевельник: описание видов и сортов, особенности посадки и ухода Можжевельник Пихта: описание, виды, посадка и уход Пихта Кустовые розы: сорта и правила ухода Розы кустовые Плетистые розы: сорта, советы по выбору и уходу Розы плетистые Сирень: сорта, правила выбора и ухода Сирень Сосна: как выглядит и сколько лет живет, плюсы и минусы Сосна Спирея: описание, виды и сорта, агротехника Спирея Туи: описание и разновидности, правила посадки и ухода Туя Все о чубушнике (садовом жасмине) Чубушник (садовый жасмин)
Ландшафтный дизайн
Тонкости ландшафтного дизайна земельного участка Ландшафтный дизайн Красивые клумбы: особенности планировки в ландшафтном дизайне Красивые клумбы Деревья, кустарники и цветы в ландшафтном дизайне Деревья, кустарники, цветы Хвойные растения в ландшафтном дизайне: красивые композиции Хвойные растения Современные красивые дворики: ландшафтный дизайн вокруг частного дома Красивые дворики Интересные идеи для дачи: декор участка Идеи для дачи Альпийская горка: примеры оформления Альпийская горка Использование габионов в ландшафтном дизайне Габионы Газонные решетки: функции, разновидности и советы по выбору Газонная решетка Все, что необходимо знать о газонной траве Газонная трава Гамаки: особенности, разновидности, советы по выбору и размещению Гамаки Выбираем детский игровой комплекс с горкой для дачи Детский комплекс Декор из шин: тонкости создания необычных элементов Декор из шин Декоративный колодец в ландшафтном дизайне Декоративный колодец Оформление дорожки: красивые примеры ландшафтного дизайна Дорожки Дровницы: разновидности, особенности дизайна, советы по выбору Дровницы Дровяники: назначение, разновидности, изготовление Дровяник Как выбрать качественную и красивую искусственную траву? Искусственная трава Искусственный водопад: оригинальные идеи в ландшафтном дизайне Искусственный водопад Каркасные бассейны для дачи: виды и правила выбора Бассейны Качели-гамаки: что это такое и как сделать своими руками? Качели-гамаки Миксбордеры: идеи в ландшафтном дизайне Миксбордеры Тротуарная плитка на даче: разновидности форм и материалов Тротуарная плитка Как сделать пруд на даче своими руками? Пруд на даче Рокарий на дачном участке: тонкости ландшафтного дизайна Рокарий Рулонный газон: виды и правила ухода Рулонный газон Садовые качели: обзор ассортимента, выбор и самостоятельная сборка Садовые качели Сухой ручей – стильный элемент в ландшафтном дизайне Сухой ручей Чем и как укреплять склоны? Укрепление склонов Фонтаны для дачи: разновидности форм и декора Фонтаны
Информация предоставлена в справочных целях. По вопросам строительства всегда консультируйтесь со специалистом.