Мотоблоки МТЗ-05: особенности модели и особенности эксплуатации
Мотоблок – это своеобразный мини-трактор, предназначенный для проведения различных сельскохозяйственных операций на сравнительно малых площадях земельных участков.
Назначение
Мотоблок Belarus МТЗ-05 – первая модель подобной мини-техники сельхозназначения, выпущенной Минским тракторным заводом. Его предназначение – выполнение пахотных работ на сравнительно небольших земельных участках с легкими почвами, обработка земли с помощью бороны, культиватора. А также эта модель может обрабатывать междурядья посадок картошки и свеклы, косить траву, перевозить грузы при использовании прицепа до 0,65 т.
Для проведения стационарных работ необходимо присоединение привода к валу отбора мощности.
Основные технические характеристики
В данной таблице приведены основные ТХ этой модели мотоблока.
Показатель | Значение |
Двигатель | Одноцилиндровый 4-тактный бензиновый с карбюратором марки УД-15 |
Объем двигателя, куб. см | 245 |
Тип охлаждения двигателя | Воздушный |
Мощность двигателя, л. с. | 5 |
Объем топливного бака, л | 5 |
Количество передач | 4 передних + 2 задних |
Тип сцепления | Фрикционный, с управлением вручную |
скорость: при движении вперед, км/ч | От 2,15 до 9,6 |
скорость: при движении назад, км/ч | От 2,5 до 4,46 |
Расход топлива, л/ч | В среднем 2, при тяжелых работах до 3 |
Колеса | Пневматические |
Габариты шин, см | 15 х 33 |
Общие габариты, см | 180 х 85 х 107 |
Общий вес, кг | 135 |
Ширина колеи, см | От 45 до 70 |
Глубина обработки земли, см | до 20 |
Скорость вращения вала, об/мин | 3000 |
Следует заметить, что высоту ручки управления, на которую часто жалуются собственники этой модели, можно удобно регулировать, к тому же возможно поворачивать ее вправо и влево на угол до 15 градусов.
Также к этому устройству можно прицеплять дополнительное навесное оборудование, которое позволит увеличить перечень операций, проводимых с помощью мотоблока:
- косилка;
- культиватор с фрезами;
- плуг;
- окучник;
- борона;
- полуприцеп, рассчитанный на груз массой до 650 кг;
- и другие.
Максимальный общий вес прицепляемых дополнительных механизмов составляет 30 кг.
Достоинства и недостатки
К достоинствам данной модели можно отнести:
- простоту использования;
- надежность конструкции;
- распространенность и доступность запчастей;
- сравнительную легкость ремонта, в том числе замены мотора на дизельный.
К минусам же относится то, что:
- эта модель считается устаревшей – выпуск ее начался около 50 лет назад;
- неудачное расположение регулятора газа;
- необходимость добавочного баланса для уверенного удержания в руках и управления агрегатом;
- многие пользователи жалуются на нечеткое переключение передач и значительные усилия, требующиеся для выключения блокировки дифференциала.
Схема устройства и принцип работы
Основой данного агрегата является двухколесное шасси с одной осью, к которой прикрепляется мотор с силовой передачей и реверсивная управляющая штанга.
Мотор располагается между шасси и муфтой сцепления.
Колеса закрепляются на фланцах конечных передач и снабжены шинами.
Для присоединения дополнительных механизмов имеется специальное крепление.
Бак для топлива расположен на кожухе муфты сцепления, а к остову его закрепление осуществляется хомутами.
Управляющая штанга, на которой располагаются управляющие агрегатом элементы, прикрепляется к верхней крышке корпуса трансмиссии.
Рычаг включения-отключения сцепления располагается на левом плече рулевой штанги. Реверсивный рычаг расположен на левой стороне пульта рулевой штанги и имеет две возможных позиции (передняя и задняя) для получения соответствующих ходовых передач.
Для переключения передач предназначен рычаг, расположенный на правой стороне пульта.
Рычаг управления ВОМ располагается на кожухе трансмиссии и имеет две позиции.
Для пуска двигателя используется педаль с правой стороны мотора. А также эту задачу можно осуществить с помощью стартера (шнурового типа).
Рычаг управления газом прикреплен к правому плечу рулевой штанги.
Блокировку дифференциала можно осуществить с помощью рукоятки на пульте.
Принцип действия состоит в передаче крутящего момента от мотора через муфту сцепления и коробку передач на колеса.
Инструкция по эксплуатации
Эту модель мотоблока легко эксплуатировать, чему способствует простота ее устройства. Руководство по эксплуатации идет в комплекте с агрегатом. Здесь приведены лишь некоторые моменты по правильной подготовке и использованию механизма (вся инструкция занимает порядка 80 страниц).
- Перед использованием по назначению обязательно обкатайте агрегат на холостом ходу при минимуме мощности, чтобы улучшить притирание элементов трансмиссии и двигателя.
- Не забывайте периодически проводить смазку всех узлов агрегата, соблюдая рекомендации по смазочным материалам.
- После того как вы запустили мотор, педаль пуска необходимо поднять.
- Перед включением переднего или заднего хода нужно остановить мотоблок, и выключить сцепление. Причем остановку агрегата нельзя производить путем установки реверсного рычага в нефиксированное нейтральное положение. Не соблюдая эти рекомендации, вы рискуете сколами шестеренок и поломкой коробки переключения передач.
- Коробку передач необходимо включать и переключать лишь после уменьшения оборотов двигателя и выключения муфты сцепления. Иначе вы рискуете вылетом шариков и поломкой коробки.
- Если мотоблок движется задним ходом, надежно удерживайте штангу руля, и не совершайте резких поворотов.
- Дополнительное навесное оборудование прикрепляйте аккуратно и надежно, не забывая о плотной установке шкворня.
- Если вам при работе на мотоблоке не нужен вал отбора мощности, не забудьте его отключить.
- Перед использованием мотоблока с прицепом тщательно проверьте исправность тормозной системы навесного механизма.
- При работе мотоблока на слишком тяжелых и увлажненных участках земли колеса с пневматическими шинами лучше поменять на грунтозацепы – диски со специальными пластинами вместо покрышек.
Уход
Уход за мотоблоком включает в себя регулярное техническое обслуживание. После 10 часов эксплуатации агрегата:
- проверьте уровень масла в картере мотора и при необходимости долейте с помощью заправочной воронки;
- запустите мотор и проверьте давление масла – необходимо убедиться в отсутствии протекания топлива, необычных шумовых эффектов;
- проверьте работу муфты сцепления, и если нужно, подрегулируйте.
После 100 часов эксплуатации мотоблока необходим более тщательный техосмотр.
- В первую очередь вымойте агрегат.
- Затем проведите все вышеперечисленные процедуры (которые рекомендованы после 10 ч. работы).
- Протестируйте исправность и надежность всех узлов механизма и креплений. В случае обнаружения неисправностей устраните их, ослабленные крепления подтяните.
- Проверьте межклапанные промежутки, а при изменении величины зазоров подрегулируйте. Это делается так: снимите кожух с маховика, подготовьте тонкое лезвие толщиной 0,1-0,2 мм – это нормальная величина межклапанных промежутков, гайку чуть открутите, потом подложите подготовленное лезвие и слегка прикрутите гайку. Затем необходимо прокрутить маховик. Клапан должен двигаться легко, но без зазоров. Если возникнет необходимость, лучше провести повторную регулировку.
- Очистите электроды свечей и контакты магнето от нагара, помойте их бензином и проверьте зазор.
- Смажьте узлы, нуждающиеся в смазке.
- Промойте регулятор и смажьте его детали.
- Промойте бак топлива, отстойник и фильтры, в том числе и воздушный.
- Проверьте давление в шинах и при необходимости подкачайте.
После 200 часов работы проведите все процедуры, необходимые после 100-часовой эксплуатации, а также проверьте мотор и проведите его техобслуживание. При смене сезона не забывайте менять сорта смазки на соответствующие сезону.
Во время эксплуатации возможно возникновение различных проблем и поломок. Многие из них можно предупредить, если соблюдать инструкцию производителя по использованию агрегата.
Иногда возникают проблемы с зажиганием. В этом случае необходимо его отрегулировать.
Если мотор не запускается, проверьте состояние системы зажигания (протестируйте контакт электродов свечей с магнето), есть ли бензин в баке, как идет поступление топлива в карбюратор и как работает его заслонка.
Понижение мощности может иметь следующие причины:
- загрязнение вентиляционного фильтра;
- низкокачественное топливо;
- засорение выхлопной системы;
- уменьшение компрессии в цилиндровом блоке.
Причиной появления трех первых проблем является нерегулярные осмотр и профилактические процедуры, а вот с четвертой все не так просто – она показывает, что цилиндр двигателя изношен и требует ремонта, возможно, даже с полной заменой мотора.
Замена двигателя либо КПП на неродные типы проводится с использованием переходной плиты.
Регулировку сцепления проводят при помощи регулировочного винта. При пробуксовке сцепления винт выворачивают, в противном случае (если сцепление «ведет») винт нужно ввернуть.
Но также следует заметить, что мотоблок до и после использования нужно держать в сухом и закрытом помещении.
Можно модернизировать данный мотоблок, установив электрический генератор, фары, электростартер.
О том, как отремонтировать сцепление мотоблока МТЗ-05, смотрите в видео ниже.