Выбор и использование шкивов для мотоблока
Уже многие десятки лет работники сельского хозяйства используют мотоблок, который значительно облегчает выполнение тяжелых работ с землей. Данное устройство помогает не только пахать, но и боронить, скородить и окучивать. Электрический аппарат состоит из большого количества основных и вспомогательных деталей. Одной из важных частей мотоблока является шкив, который передает вращающиеся обороты от мотора к навесному оборудованию через ремень. Данное устройство дает возможность аппарату двигаться в разных направлениях. В специализированных магазинах можно увидеть шкивы, которые отличаются не только размером, но и материалом изготовления. Перед покупкой необходимой детали надо проконсультироваться с опытными мастерами или консультантами магазинов, для того чтобы приобретенная деталь не оказалась ненужной и бесполезной.
Описание
В мотоблоках конструкторы используют ременную передачу, которая состоит из двух шкивов, ремня и натяжного устройства.
Достоинства:
- высокая скорость работы;
- защита узлов привода от перегрева;
- простота;
- надежность;
- низкая стоимость;
- отсутствие шума.
Недостатки:
- частая замена ремней;
- давление на валы и опоры.
Шкив – основная часть редуктора, которая находится на центральном валу двигателя. Внешний вид детали напоминает форму колеса, взаимодействует с другими элементами посредством специального ремня.
В специализированных магазинах можно приобрести данные устройства разного размера. Большая часть деталей изготавливается из алюминия, стали, чугуна и дюраля, имеет высокую прочность и надежность. Для удешевления товаров некоторые производители используют для производства пластмассу, фанеру и текстолит.
Специалисты не рекомендуют приобретать изделия из второй группы в связи с их непродолжительным сроком эксплуатации и низким качеством.
Главным критерием при выборе детали является размер ремня. Именно от него зависит размер шкива.
Технические требования к ремням:
- прочность;
- износостойкость;
- минимальная изгибная жесткость;
- максимальный показатель трения по поверхности шкива.
Виды ремней:
- плоские – имеют небольшую толщину и сечение, в процессе изготовления склеиваются из отдельных частей ткани;
- тканые – имеют толщину до 1 см и изготавливаются из капроновых тканей, которые пропитаны полиамидом и каучуком;
- прорезиненые – изготавливаются из анидного кордшнура и имеют толщину 10 мм;
- синтетические – имеют толщину до 3 мм и склеенный стык.
А также существуют круглые и клиновые виды ремней.
Разновидности
Производители выпускают три вида шкивов для мотоблоков:
- дисковые – имеют размер от 8 до 40 см;
- со спицами – имеют диаметр от 18 до 100 см;
- монолитные – двухручейные имеют размер 3 см, а трехручейный 10 см.
Существуют два типа посадочного отверстия:
- цилиндрическое;
- конусообразное.
Все шкивы имеют 8 углублений, от качества шлифовки которых зависит скорость износа рабочего ремня.
Типы шкивов в зависимости от типа редуктора:
- ведомый;
- ведущий.
Для мотоблоков с навесным оборудованием необходимо приобретать шкивы диаметром 19 мм, а для более сложных скоростных аппаратов понадобятся шкивы диаметром от 13,5 см.
Самостоятельное изготовление
В случае невозможности приобретения готового шкива профессиональные мастера советуют изготовить данную деталь самостоятельно.
Для изготовления шлицевого шкива в домашних условиях необходим токарный станок и металлическая заготовка. За помощью можно обратиться в токарные мастерские, где профессиональные токари обязательно помогут выточить необходимую деталь.
В случае невозможности достать металлическую заготовку специалисты советуют использовать кусок фанеры.
Необходимые инструменты:
- электрический лобзик;
- фрезер;
- циркуль;
- электрическая дрель.
Этапы изготовления:
- приобретение необходимой заготовки;
- вычерчивание круга нужного диаметра;
- высверливание центрального отверстия;
- выпиливание лобзиком круга строго по намеченной линии с отступом от черты на 20-25 мм;
- шлифовка полученной заготовки мелкой наждачной бумагой;
- вырезание канавки для ремня с помощью фрезы необходимого размера;
- установка готового изделия в мотоблок;
- устранения всех дефектов и неточностей.
Данная деталь из фанеры имеет короткий срок эксплуатации и требует постоянной проверки и замены в случае необходимости.
Устанавливать самодельные детали можно только на те мотоблоки, в которых данная манипуляция предусмотрена разработчиками.
Специалисты рекомендуют прибегать к самостоятельному изготовлению шкива только в самых крайних случаях и при возможности сразу заменить деталь, изготовленную в промышленных условиях на специальном оборудовании.
Уход
Для продления сроков эксплуатации мотоблока специалисты рекомендуют знать и применять несколько основных правил ухода за шкивом:
- регулярная проверка и очистка защитного кожуха от камней, частиц пыли, земли и другого мусора;
- постоянная проверка надежности крепления детали к оси для предотвращения износа резьбы;
- соблюдения всех правил и норм эксплуатации электрического устройства;
- проверка соосности лазерным уровнем;
- проверка устройства на наличие механических повреждений, а также трещин и царапин.
Для предупреждения развития коррозийных процессов после эксплуатации необходимо мотоблок поставить в сухое и проветриваемое помещение, защищенное от попадания различных осадков.
Для того чтобы снять шкив и исправить биение стартера, надо сначала уменьшить ход, снизить скорость, а потом полностью остановить аппарат.
Перед началом процесса выполнения запланированных работ надо обязательно проверить исправности всех элементов мотоблока для предупреждения возникновения неприятных ситуаций, которые могут привести к поломке всего мотоблока.
Специалисты рекомендуют регулярно проводить комплексную проверку всего аппарата, которая обязательно окажет влияние на сроки эксплуатации всех частей, в том числе и шкивов.
Основные мероприятия комплексного технического осмотра:
- регулярная чистка всех рабочих узлов;
- проверка воздушных фильтров;
- регулярная замена деформированных деталей;
- проверка свечей зажигания;
- смена масла;
- смазка деталей системы управления;
- регулировка сцепления;
- смена глушителя;
- регулировка натяжения ремней.
Мотоблок – универсальный аппарат, который используется не только фермерами, но и обычными жителями, имеющими приусадебные участки. Данный агрегат является многофункциональным прибором, дающим возможность убирать снег, косить траву и газоны, перевозить грузы, качать воду и убирать улицы. Для выполнения различных видов работ достаточно просто поменять навесное оборудование. Данный процесс занимает небольшой отрезок времени и имеет несложную технологию. Стабильную работу аппарата обеспечивает большое количество различных деталей. Одним из наиболее важных элементов в мотоблоке является шкив. Простая деталь круглой формы является связующим звеном между мотором и движущимися элементами. Именно от работы шкива зависит весь процесс выполнения работ.
Подробнее смотрите далее.