Как изготовить плуг для мотоблока своими руками?
Мотоблок – один из самых нужных и полезных агрегатов в хозяйстве. Его используют для самых разных работ на участке. Эта техника позволяет значительно упростить многие хозяйственные процедуры. Более функциональными и многозадачными являются мотоблоки, дополненные различными конструкциями. К примеру, это может быть техника с плугом. Последний можно купить в магазине, либо соорудить своими руками. Делать его нужно, соблюдая определенные правила.
Размеры
Размеры разных видов плуга могут различаться. Можно рассмотреть параметры деталей на примере поворотного экземпляра. Учитывается, что поворотный вид такого приспособления собирается из следующих оснований:
- боковой вертикальной детали полозка;
- горизонтальной плоскости снизу полозка;
- передней отвальной части.
Самым производительным принято считать плуг, у которого режущий край снизу зафиксированного лемеха находится на 20 мм ниже нижней части полозка, расположенного горизонтально. Еще одной верно выстроенной частью плуга является сопоставление режущего края на боку зафиксированного лемеха с режущим краем сбоку отвала. Лемех и отвал не должны выдаваться больше чем на 10 мм за границы вертикальной плоскости сбоку полозка.
Есть и еще один важный нюанс – скрепление фронтальной плоскости лемеха отвала без видимых щелей и зазоров, и в одинаковой плоскости. Если рассматривать эти детали подробней, то они должны быть хорошо отполированными и, как зеркало, отражать любые поверхности. Не должно быть выдающихся элементов крепежа ни при каких условиях. Как только плуг возвращается с земельных работ, его желательно почистить от осевшего грунта и посторонних частиц. Элементы, прошедшие полировку, надо полить маслом или промазать солидолом. Далее механизмы нужно растереть при помощи ветоши. Таким образом удастся уберечь конструкцию от агрессивных внешних воздействий, которые могут привести к образованию коррозии на поверхности плуга.
Что касается 4-й правильно выстроенной конструкции – к ней относится ровная фронтальная поверхность лемеха, которая составляет с плоской частью конструкции плуга угол в 20 градусов. Он будет равняться углу, расположенному в задней части выставленного лемеха. Режущие боковины-кромки лемеха и отвала так же будут иметь уголки в 20 градусов с основаниями сбоку борозды. Притом кромка, расположенная на боку отвала, может быть слегка закругленной.
Чертежи
Если решено соорудить отвал или плуг для мототехники, то без составления подробных и правильных чертежей не обойтись. Надежность и износостойкость самодельной детали во многом зависит от ее грамотно составленной схемы. Опираясь на богатый опыт профессионалов, которые регулярно изготавливают хорошие плуги для мотоблоков, рекомендуется сделать лемех таким образом, чтобы его можно было беспроблемно и быстро снять. С такой функцией заточка этой детали существенно упростится, и к ней можно будет смело прибегать до начала вспашки земли на участке.
Для изготовления режущей составляющей плуга лучше всего подходит легированная сталь 9XC. Из материала изготавливают в основном диски, предназначенные для простых ручных пил. Можно использовать сталь с маркировкой 45, которая в процессе закалки была доведена до оптимального уровня твердости. Если в запасе имеется только простая сталь, к примеру, углеродистая, которую нельзя подвергать термообработке, то, удалив режущую кромочную деталь (используя наковальню), а затем сточив ее, можно будет смело использовать сталь для работы с почвой.
При самостоятельном составлении чертежа будущего плуга рекомендуется опираться на точные схемы. Конструкция, изготовленная своими руками, будет собираться из составляющих:
- металлической трубы, которая выполнять функцию несущей части;
- колес, необходимых для перемещения конструкции по почве;
- рабочей режущей части с лопастями или без них (можно фиксировать режущие элементы старых устройств);
- механизма крепления к самому мотоблоку.
Составляя чертеж будущего плуга, важно указать в нем параметры будущей конструкции. Не оставляют без внимания ни одного элемента. В таком случае при использовании схемы получится качественное и надежное устройство.
Как сделать?
Современные модели мотоблоков можно оснастить надежным плугом, изготовленным своими руками. Разновидности этого элемента: двухоборотный, оборотный, двухкорпусный, роторный или изделие Зыкова. Вариантов изготовления конструкции довольно много. Существуют даже варианты, в которых корпус выполнен из газового баллона. Самостоятельно изготовить качественный плуг для мототехники несложно, если соблюдать определенные правила.
Роторный
Изготовление конструкции можно разделить на несколько основных этапов.
- Подготавливают хороший отвал по форме цилиндра. Делать это необходимо исключительно в соответствии с чертежом. Деталь выполняют из легированного металла. Важно следовать составленному чертежу при самостоятельном изготовлении конструкции.
- Выставляют лемех. Вводят клинышки в железный лист (3 мм) под углом в 45 градусов.
- Соединяют лемех с щитом сбоку. Обязательно следят за тем, чтобы лезвие лемеха располагалось чуть ниже самого щитка (1 см, не более).
- Присоединяют отвал к лемеху.
- К трубке из металла, которая выполняет функцию основания, приваривают с помощью сварочного аппарата рабочую половину с лемехом. С противоположной стороны – крепеж к мототехнике.
- Когда плуг готов, в его нижней половине можно приварить ось с колесами.
Поворотный
Поворотный вид плуга по праву признан одним из самых функциональных и практичных. Такая конструкция является прекрасным помощником для вспахивания земли на участке, потому что может охватывать достаточно большую площадь. Хорош плуг и тем, что с ним не надо тратить время впустую после каждого подхода. Нужно будет только повернуть плуг и двигаться в обратном направлении. Производительность техники возрастет в разы. Основные действия совершают таким же образом, как и в случае с роторным механизмом, но в этом случае режущие элементы должны находиться ниже полоза (хотя бы на 2 см).
Дисковый
Есть возможность собрать собственноручно и дисковый плуг для техники. Подобная модель собирается из деталей:
- дисков;
- кулака;
- оси;
- кронштейна;
- скребка;
- ведущей балки;
- ручки;
- стяжки.
Диски для устройства можно взять от старенькой «сеялки», если она есть в арсенале. Устанавливают эти элементы под углом, чтобы повысить производительность работ. Окучник навешивают на технику сквозь сцепной кронштейн. Т-образный поводок от плуга привинчивают к нему при помощи болтиков и стопора. На внушительной скорости окучник, возможно, станет буксовать, поэтому работать придется исключительно на небольших оборотах либо со спаренными колесиками.
Как переделать готовый плуг?
Уже готовый плуг при необходимости всегда можно переделать. К примеру, простой конский вариант можно легко изменить на мотоблочный. Почти все конские плуги отличаются внушительным весом из-за наличия грузного отвала. Если подобный элемент установить на мотоблок без предварительной переделки, земля попросту не будет отбрасываться. Чтоб переделать конский плуг в мотоблочный, работы проводят в определенной последовательности.
- Сооружают отвал. Для него заранее подготавливают подробный чертеж. Опираясь на схему, вырезают из стальной заготовки отвал. Желательно для этого подготовить картонный шаблон.
- Придают стали требуемую форму.
- Снимают конный отвал и фиксируют на его место деталь, сделанную своими руками.
- Убирают ручки, которые находились на вертикально сориентированной оси.
- Вместо них фиксируют крепежи из металла. Через них плуг прикрепляют к мототехнике.
Если по ходу «испытаний» в поле вдруг выяснится, что приспособление не очень хорошо откидывает землю, то можно аккуратно подогнуть лемех, чтобы он мог сильнее врезаться в почву.
Установка и регулировка
После окончания работ по сооружению плуга его следует зафиксировать на мотоблоке. Но перед этим проводятся подготовительные мероприятия:
- перемещение мотоблока в то место, где планируют его эксплуатировать;
- демонтаж колесного хода – его надо заменить специальными грунтозацепами (если их не поставить, то для посадки того же картофеля плуг не подойдет – оборудование будет буксовать и может «закопаться» в грунте).
После этого этапа переходят к установке плуга.
- Прикрепляют плуг на сцепке сельхозтехники с применением гаек. Благодаря этому появится возможность самостоятельно выставлять его рабочие характеристики.
- Подготавливают 2 крепящих штыря. С их помощью присоединяют сцепки и сам плуг к серьге.
Завершив подготовку, приступают к регулировке установленного плуга. Именно от этого этапа будет зависеть, насколько работоспособным окажется и плуг, и сам мотоблок. Для правильной установки конструкции надо обратить внимание на:
- ширину;
- глубину вспашки;
- наклон.
Настройка происходит пошагово.
- На крайних участках выставляется ширина. С этой целью край ни в коем случае не должен перемещаться ниже или выше зацепа.
- Максимально устойчиво технику размещают на специальных подставках, чтобы появилась возможность выставить необходимую для вспашки глубину. Нельзя забывать про то, что этот параметр может варьироваться, исходя из времени года.
- Нужно аккуратно отрегулировать само крепление плуга к технике.
- Крепление болтами осуществляют таким образом, чтобы задняя половина плуга была расположена на единой линии с почвой.
- Теперь сельхозтехнику можно снимать с подставки.
После этого технику можно считать настроенной и отрегулированной в том случае, если руль оборудования расположен на одном уровне с поясом работающего.
Полезные советы и рекомендации
Если решено соорудить хороший плуг для мотоблока своими руками, то стоит прислушаться к полезным рекомендациям от опытных мастеров.
- Если планируется соорудить двухкорпусный плуг, то следует помнить, что в нем должно присутствовать два лемеха. Указанное приспособление можно пускать в ход для вспашки почв различного типа. Это лучший экземпляр для работы с застоявшимся грунтом.
- При изготовлении поворотного плуга очень важно проследить за тем, чтоб краешки отвала и лемеха совпадали. Эти элементы соединяются максимально плотно и крепко. Не должно быть просветов и заметных щелей.
- После использования плуга его необходимо очищать от любых загрязнений и налипших частиц. Только при соблюдении данного правила можно говорить о долговечности конструкции и ее износостойкости. Да и режущую пластину тогда постоянно точить не придется.
- Устанавливать плуг на саму сельхозтехнику будет в разы удобнее, если выставить мотоблок на подставки. Это могут быть не только специальные опоры, но и простые кирпичи или камни/доски.
- Особое внимание уделяют уже сооруженному плугу. Если в нем есть только одно соединение на болтах и только одно отверстие, то отрегулировать его не получится.
- Плуг, имеющий опорное колесо, желательно собирать на стальном листе. Все поверхности необходимо будет очистить и отполировать. Заднюю поверхность приваренного лемеха делают максимально ровной.
- Популярные роторные виды плуга в большинстве случаев изготавливаются с дисковыми механизмами, но встречаются и барабанные, лопатчатые и шнековые экземпляры. Подобные конструкции просто незаменимы при заделке удобрений и борьбе с сорняками.
- Для самостоятельных работ желательно использовать только высококачественные слесарные инструменты. С ними надо уметь работать. Потребуется хотя бы минимальный опыт.
- Не надо забывать время от времени обрабатывать рабочую кромку изготовленного плуга. Так ее работа будет более эффективной.
- При самостоятельном изготовлении плуга для мотоблока важно строго придерживаться выбранной технологии и составленных чертежей. Малейшая ошибка или упущение, которые могут казаться незначительными, способны привести к некачественной работе конструкции. Тогда потребуется ее доработка.
Если есть сомнения в том, что удастся самостоятельно собрать плуг, то лучше не рисковать и приобрести уже готовый вариант. К счастью, многие фирмы предлагают качественные и долговечные конструкции по разной цене. Купить их можно в специализированных магазинах или заказать через интернет.
Смотрите видео по теме.