Фрезы для мотоблока «Нева»: разновидности и их назначение, выбор
Фрезы к мотоблоку являются наиболее востребованным модулем и часто входят в базовую комплектацию агрегатов. Широкое распространение и популярность устройств обусловлены эффективностью их использования, простой конструкцией и высокой потребительской доступностью.
Особенности и предназначение
По своей конструкции фреза к мотоблоку представляет собой несколько почвообрабатывающих ножей, установленных на оси вращения. Для их производства используют 2 вида стали: легированную и высокоуглеродистую, причём вторая проходит обработку током высокой частоты и обязательную термическую закалку. Благодаря использованию таких материалов изделия получаются очень прочными и долговечными.
Сфера применения фрез довольно широка, и включает в себя все виды обработки почв.
С помощью данного приспособления осуществляется рыхление грунта, удаление сорняков, вспашка целинных земель и перекапывание огорода весной и осенью. Кроме того, использование фрез эффективно при внесении минеральных и органических удобрений, когда необходимо глубокое и тщательное перемешивание почвы с препаратами. Благодаря тщательной вспашке удаётся достичь оптимальной плотности грунта, увеличить его химическую и биологическую активность, а также заметно повысить урожайность сельскохозяйственных культур, произрастающих на обрабатываемой почве.
Помимо входящего в комплект модуля, возможно приобретение и размещение дополнительных пар фрез. С их помощью удаётся улучшить управляемость агрегатом и повысить качество обработки почвы. Однако особенно перегружать мотоблок не следует, это может вызвать перегрев двигателя и привести к его поломке. Кроме того, с установкой дополнительных комплектов связаны некоторые ограничения. Например, при распашке целины использование дополнительного оборудования не рекомендуется. Для такой обработки будет достаточно одного модуля, входящего в основной комплект.
А вот для регулярно обрабатываемой лёгкой почвы установка нескольких добавочных фрез пойдёт только на пользу.
Разновидности
Классификация фрез для мотоблока происходит по нескольким признакам. Так, по месту расположения они могут быть боковыми и навесными. Первые устанавливают на колёсные приводные валы с обеих сторон относительно силового блока. При таком размещении фрезы играют роль колёс, приводя мотоблок в движение. Второй способ размещения предполагает их установку сзади мотоблока и работу от вала отбора мощности. Такое расположение наиболее характерно для большинства современных мотоблоков, включая такие известные бренды, как «Целина», МТЗ и «Нева».
Вторым критерием классификации фрез является их конструктивное исполнение. По данному признаку различают 2 вида: саблевидные (активные) фрезы и «Гусиные лапки».
Саблевидные фрезы
Входят в базовую комплектацию мотоблока и являются наиболее популярными среди фермеров. Фрезы обладают разборной конструкцией, что делает их установку, обслуживание и транспортировку очень удобными и простыми. Активная фреза выполнена в виде блока, включающего в себя четыре режущих механизма, расположенных друг относительно друга под прямым углом. Крепление ножей осуществляется с помощью болтов, шайб и гаек, а число блоков с каждой из сторон привода может составлять 2-3 и более штук. Сварка при изготовлении фрез не используется. Это обусловлено особыми свойствами высокоуглеродистой стали и её невосприимчивостью к такому способу соединения.
Ножи, из которых состоит фреза, устроены довольно просто и представляют собой стальные полоски, изогнутые на краях. Причём в блок их собирают таким образом, чтобы загибы в одну сторону чередовались с загибами в другую. Благодаря форме ножей, напоминающей саблю, активные фрезы часто называют саблевидными. Такая конструкция в сочетании с высокой твёрдостью и прочностью материала позволяет использовать данный вид оборудования при распашке целинных земель и тяжёлых грунтов с большим содержанием камней и корней.
При самостоятельном изготовлении саблевидных фрез рекомендуется использование рессорной термообработанной закалённой стали марки 50-ХГФА
Навесные фрезы «Гусиные лапки»
Эти фрезы имеют цельную неразборную конструкцию, благодаря чему отличаются высокой прочностью и продолжительным сроком эксплуатации. С их помощью можно не только эффективно обрабатывать каменистые и глинистые почвы, но и бороться с мелкими сорняками, а также производить глубокое рыхление грунта. Стандартные модели заводской сборки имеют довольно компактные габариты: 38 см в длину, 41 в ширину и 38 в высоту, вес конструкции при этом равен 16 кг.
Своим названием данный вид обязан особенностям конструкции ножей, которые представлены в виде заострённых треугольных пластин, расположенных на краях стальных прутов, и отдалённо напоминающих по своей форме гусиные лапки. Число режущих элементов может быть разным – от 4 штук в заводских моделях и до 8-10 в самодельных образцах.
С увеличением количества ножей качество обработки почвы заметно возрастает, однако, и нагрузка на двигатель также становится намного больше. Поэтому при самостоятельном изготовлении лапчатых фрез необходимо принимать этот факт во внимание и не переусердствовать. Максимальная скорость, с которой может двигаться мотоблок, оснащённый фрезами «Гусиные лапки», составляет 5 км/ч, что соответствует средней скорости взрослого человека. В связи с этим управлять такой техникой довольно удобно и комфортно. Материалом изготовления фрез является низкоуглеродистая сталь средней плотности, из-за чего при работе с проблемным грунтом ножи нередко подвержены поломкам и деформации.
Критерии выбора
Прежде чем приступить к приобретению фрез на мотоблок, нужно правильно оценить условия эксплуатации и тип обрабатываемых почв. Так, если предполагается работать на каменистых участках, то лучше приобрести саблевидную модель. Такое оборудование легче справится со сложными почвами, а в случае поломки его проще будет отремонтировать. Для этого достаточно открутить повреждённый нож, и поставить на его место новый.
Если же планируется пахать целину, то лучше выбрать фрезу «Гусиные лапки». Она хорошо подходит для культивации тяжёлых грунтов, а также для глубокой, до 30-40 см, распашки. Однако для работы с дерновыми почвами лапчатая модель абсолютно не годится: ножи будут наматывать на себя траву и длинные корни, и работа станет часто останавливаться.
Для таких случаев нужно ставить исключительно саблевидную фрезу.
Советы по установке
Собрать и установить фрезу на мотоблок довольно просто. Для этого агрегат облокачивают на сошник и поворачивают под углом 45 градусов. Затем мастерят Х-образные колодки из дерева и опирают на них рукоятку мотоблока. Оптимально, если высота козелков будет около 50 см. После того как надёжный стопор обеспечен и агрегат располагается довольно устойчиво, начинают снимать колёса.
Для этого используют специальный ключ, который, как правило, входит в базовую комплектацию мотоблока. Затем на валы привода колёс устанавливают нужное количество фрез. Для особо мощных моделей их число может достигать шести, для остальных же агрегатов достаточно будет и двух. Установка фрез должна производиться против часовой стрелки. Это поможет ножам самозатачиваться во время движения мотоблока и избавит от необходимости делать это дополнительно.
Правила эксплуатации
Для того чтобы работа с фрезами не вызывала затруднений, следует соблюдать несколько простых правил.
- Перед тем как приступить к работе, следует настроить высоту рукоятки.
- На заднюю часть мотоблока необходимо установить сошник, играющий роль якоря и помогающий сделать культивацию более равномерной.
- Затем нужно завести двигатель и дать ему поработать на холостом ходу 5 минут.
- После того как мотор прогреется, следует включить передачу и придать сошнику минимальное положение.
- Не следует задерживаться подолгу на одном участке, иначе техника увязнет.
- При проскакивании фрез необходимо понижать скорость, а после прохождения сложных участков вновь повышать.
- На конец фрезы желательно устанавливать защитный диск. Это не допустит случайной культивации цветов или других растений, и поможет произвести обработку строго на заданном участке.
О том, как собрать фрезы на мотоблок «Нева», смотрите в видео ниже.