Мотоблоки «Каскад»: модельный ряд и правила эксплуатации

Мотоблоки «Каскад»: модельный ряд и правила эксплуатации
  1. Назначение
  2. Разновидности
  3. Достоинства и недостатки
  4. Конструкция и принцип работы устройства
  5. Навесное оборудование
  6. Правила эксплуатации
  7. Тонкости ухода
  8. Отзывы владельцев

Обработка земли уже довольно давно механизируется. Но если в больших хозяйствах активно используются трактора, комбайны и другие «серьезные» машины, то для обычных фермеров нужно что-то попроще. И это «что-то» во многих случаях оказывается именно мотоблоком.

Назначение

Суть довольно проста: миниатюрный трактор с одной осью обрабатывает землю, используя разнообразное вспомогательное оборудование. В нашей стране мотоблоки начали широко применяться с 1980-х годов. Конструкторы старательно подходят к решению поставленных задач. В результате мотоблоком «Каскад» можно управлять, затрачивая минимум физических и интеллектуальных усилий. Он способен:

  • сажать различные культуры;
  • помогать в уходе за клумбами и грядками;
  • собирать плоды;
  • пропалывать сорняки;
  • убирать мусор;
  • собирать и вывозить снег;
  • перевозить различные грузы, необходимые в подсобном хозяйстве и так далее.

Разновидности

Разумеется, столь разнородный круг задач не может быть выполнен каким-то одним устройством. Большое значение имеет тщательный выбор подходящей модификации; только тогда можно будет добиться лучших результатов, чем на старомодной «Неве МБ-1».

Характеристики мотоблока «Каскад МБ61-25-04-01» позволяют успешно культивировать землю. Благодаря декомпрессору пуск мотора после длительного простоя либо в холодные часы упрощается. Конструкторы оснастили этот аппарат четырехтактным двигателем повышенной мощности, использующим бензин марок 92 и 95.

Если дополнить мотоблок навесным оборудованием, можно значительно увеличить его функциональность. За счет удлинителя колеи удается расширить полосу вспашки до 0,93 м. Обычно она составляет 0,35 или 0,61 м (при глубине 0,32 м). Мотор мотоблока выдает усилие до 6,5 лошадиных сил. Коробка передач настроена на 2 передние и 2 задние скорости.

Модификация «Б6-08-02-01» рекомендована для обработки самых разных (в том числе целинных) почв. Так как конструкция адаптирована под использование разнообразного навесного оборудования, она хорошо проявляет себя в любой сезон. Задний ход очень удобен на практике. Крупные колеса с хорошо прорисованным протектором позволяют мотоблоку спокойно ездить даже по весенней или осенней грязи. Как и в предыдущем случае, можно установить устройство, расширяющее колею до 0,93 м. Клиренс 0,14 м достаточно велик для любого садового участка. Мотор, выдающий усилие 6 лошадиных сил, отличается надежностью.

В базовый комплект поставки входят:

  • удлинители вспахиваемой колеи;
  • колеса;
  • культиваторы (все — по 2 штуки);
  • набор запасных частей;
  • инструкция по эксплуатации.

Подробно охарактеризовать все модели, выпускаемые под брендом «Каскад», вряд ли возможно в пределах одной публикации. Но куда важнее то, что производством этих мотоблоков занимается компания, делающая части для вертолетов. Солидная научно-производственная и конструкторская база позволяет успешно решать поставленные задачи.

Разница между отдельными моделями связана не только с их размерами, но и с:

  • видом рулевых колонок;
  • исполнением редукторов;
  • применяемыми двигателями.

На мотоблоки ранних серий ставился мотор ДМ68. Эта модель производится свыше двух десятилетий, неоднократно подвергалась модернизации. Но в более новых версиях мини-тракторов ее преимущественно заменили на японские, китайские и американские аналоги. Мощность большинства модификаций составляет 6-7 лошадиных сил. Мотоблок МБ-6, вернее, МБ 6-06, как и другие версии, скомпонован по классической схеме.

Разница между конкретными изделиями связана с некоторыми моментами, такими как:

  • характеристики моторов;
  • редукторов;
  • устройство рамы;
  • технические параметры.

У всех мотоблоков «Каскад» довольно близки габариты:

  • длина 0,83;
  • ширина 0,48;
  • высота 0,74;
  • клиренс от 0,11 до 0,17 м.

При этом аппараты могут повернуть на радиусе не менее 0,11 м. Разница в серии МБ6-06 проявляется в усилении или базовом качестве редуктора, стандартном или поворачивающемся руле, наличии или отсутствии функции разблокирования колес. Масса мотоблоков унифицирована (105 кг), наибольшая скорость у них 10 км/ч. Полоса вспашки может составлять 0,35 или 0,61 м. Обычно аппараты этой серии комплектуются четырехтактными бензиновыми моторами ДМ-66 мощностью 6 л. с. и общей массой 25 кг.

В баке мотоблоков МБ6 плещется до 4,5 л бензина. Они могут запускаться электрическим стартером и по умолчанию оборудованы декомпрессором. Пользователи могут заливать бензин от АИ-80 до АИ-95. Часовой расход горючего составляет примерно 2 л. То есть с полной заправкой можно спокойно работать 2 часа подряд. Хорошей альтернативой является серия МБ6-08. Она пользуется заслуженной популярностью у земледельцев. Вариации редуктора, руля и скоростей те же самые, что у МБ6-06. Масса мотоблоков составляет 103 кг, а двигаться они могут со скоростью 10,3 км/ч. Зато глубина вспашки не превышает 0,3 м.

Есть три варианта колеи — 0,45, 0,6 или 0,9 м. Предусмотрен декомпрессор и масляный насос. По умолчанию ставится бензиновый мотор ДМ-68 с 4 рабочими тактами. Возможны запуск вручную и искусственное смазывание двигателей. При массе 25 кг двигатели выдают 6 л. с., тратя до 2 л горючего за час.

Серия МБ61-12 может вспахивать землю на глубину 0,26 м; предусмотрены 3 полосы культивации — 0,45, 0,6 и 0,95 м. Мотоблок массой 94 кг оснащен цепным редуктором, а сцепление выполнено при помощи ремня. Аппарат может ехать со скоростью до 13 км/ч, энергию для его движения вырабатывает американский четырехтактный карбюраторный мотор массой 15 кг. Для заправки бака понадобится 3,6 л бензина АИ-92 либо АИ-95. Часовой расход топлива достигает 1,6 л; усиленная версия (на 7,5 л. с. против обычных 6) имеет более серьезный крутящий момент.

В серию МБ61-21 входят мотоблоки, способные погружать культивационные фрезы на 0,1 — 0,2 м в почву. Ширина культивационной полосы может составлять до 0,9 м. Агрегаты массой 105 кг могут ехать со скоростью 13 км/ч. Разработчики предпочли оснастить их бензиновым японским мотором мощностью 6-7 л. с. Передача усилия происходит при помощи специального ремня. В мотоблоки МБ61-21 встроен электрогенератор, вырабатывающий постоянный ток. Устройство может работать только на АИ-92, вместимость бака — 3,6 л. Агрегат оснащен ручным стартером и транзисторным индуктором. Моторное масло различается в зависимости от времени года; часовой расход топлива варьируется от 1,6 до 1,8 л.

Мотоблоки МБ61-22 могут вспахивать землю на глубину 0,32 м; культивируемая полоса составляет 0,45 либо 0,93 м. Назад эти мотоблоки способны ехать со скоростью 4 км/ч, а вперед — 12 км/ч. Охлаждение мотора происходит за счет движения воздуха. В бензобак заливают до 4,5 л АИ-92 либо АИ-95. Часовой расход горючего 1,4-1,7 л за час. Общая мощность достигает 6-7 л. с. Отдельного внимания заслуживают мотоблоки с моторами Lifan. Эти китайские агрегаты заслуженно считаются надежными устройствами, обеспечивают мощность 6 или 6,5 л. с. Мотоблоки с подобными двигателями могут ехать со скоростью 10 км/ч, вспахивая землю на глубину 0,2 м. Ширина возделываемых полос колеблется от 0,45 до 0,9 м. Для запуска блока в работу применяется вытяжной трос; часовой расход бензина от 1,8 до 2л.

Достоинства и недостатки

Судя по опыту эксплуатации, любые мотоблоки «Каскад» не уступают ведущим иностранным моделям. Надежность их полностью оправдывает ожидания потребителей. Несмотря на незначительную цену, это оборудование вполне функционально и развивает высокую производительность. Благодаря разнообразию версий выбор наиболее подходящего устройства не составляет особых проблем. Пользователи могут успешно решать различные задачи:

  • готовить лунки;
  • сажать растения;
  • перемещать тяжеловесные грузы;
  • выкапывать корнеплоды;
  • вспахивать землю.

Мощность моторов фактически та же, что и у мини-тракторов. Рама надежно защищена от коррозионных процессов специальной краской. Двигатели тщательно отбирают, чтобы можно было работать длительное время спокойно. Особых недостатков у данного мотоблока (независимо от серии) нет. Чаще всего трудности связаны с несвоевременной или неправильной смазкой.

Надо сказать, что некоторые пользователи сталкиваются и с объективными проблемами. Довольно часты трудности с работой приводов, с «конфликтами» ремней между собой. Проблему часто решают снятием одного из ремней, но это неизменно оборачивается потерей производительности. Иногда раздаются жалобы на слабость материала корпуса. Потому эксплуатировать мотоблок на каменистой земле не вполне оправданно.

Так как все мотоблоки относительно велики, придется сразу думать, как их хранить. Перевозка на личной машине (если это не грузовая Газель или что-то подобное) невозможна. Обычно приходится заказывать специальную перевозку на дачу или в загородный дом, поскольку ехать на мотоблоке своим ходом нельзя. Впрочем, эта проблема свойственна всем мотоблокам. Если устанавливается вспомогательное оборудование, придется тщательно отрегулировать карбюратор.

Конструкция и принцип работы устройства

Конструктивно мотоблоки «Каскад» выстроены вокруг силовой установки четырехтактного типа. Часто ставится двигатель ДМ-6 или иные моторы линейки ДМ, двигатели Lifan. Для управления используется исключительно рулевая штанга. Трансмиссия размещена снизу от двигателя, подсоединена к нему, наряду с такими деталями:

  • вал снятия мощности;
  • дифференциал;
  • сцепление.

В типовой комплектации мотоблоки «Каскад» катятся на пневматических шинах формата 4х11. Чтобы они могли ехать, карбюратор формирует и подает смесь топлива с воздухом. В состав силовой установки, кроме двигателя, интегрированы прочие связанные с ним системы. Ходовая система включает:

  • раму усиленного формата;
  • колеса (обычные либо стальные с дополнением грунтозацепами);
  • связующие компоненты (ремни, шкивы).

Трансмиссию собирают из цепного редуктора, коробки передач и сцепления. КПП с четырьмя ступенями способна выдавать пару передних и пару задних скоростей. Именно такая схема позволяет обеспечить наибольшую маневренность. Редуктор сконструирован с расчетом на максимальную устойчивость к вибрациям и иным механическим воздействиям. Эта защищенность обеспечивается через подключение к выходному валу, ставящемуся на крупные подшипники.

Кроме руля, для управления используются еще 4 рычага. Сам руль может быть отрегулирован по вертикали. Потому управлять мотоблоком максимально удобно. Кроме субъективного комфорта, это еще сокращает утомляемость при работе. Как и для других марок, рекомендуется приобретать только оригинальные запчасти.

Чтобы двигатель работал нормально, тарелки клапанов (и входного, и выходного) должны быть установлены без перекосов. Если на производстве допустили такую ошибку, надо обязательно заменить проблемные детали. Кронштейн поддерживает бензобак в четко заданном положении. Скоба другого кронштейна, предназначенного для закрепления дополнительного оборудования, может быть изготовлена даже своими руками. Но в этом случае надо четко следовать стандартным чертежам. Когда мотоблок выезжает на огород, часто к нему подсоединяют фрезы, рассчитанные на удаление сорняков. Но эти приспособления также нужны, чтобы:

  • раскрошить землю и перемешать ее;
  • выровнять поверхность;
  • внедрить в почвенный слой удобрения.

Диаметр шкива определяют таким образом, чтобы он наиболее эффективно передавал крутящий момент от мотора к редукторному узлу (а уже тот передаст энергию на фрезы и иные рабочие части). Только при этом условии обеспечивается наилучший темп движения и высокая эффективность работы. Следует заметить, что отдельные шкивы используются для переднего и для заднего хода. Каждый образец такой детали, за редким исключением, может быть использован на мотоблоках различных марок. Электростартер, запускающий мотоблок в работу, действует довольно надежно, но при этом установить его тяжело; многие даже предпочитают использовать ручные или гидравлические аналоги.

Навесное оборудование

Разобравшись с ролью каждого из компонентов мотоблока «Каскад», нужно еще выяснить подробности насчет установки навесного оборудования. Для работы рекомендован прежде всего оборотный плуг модели ПН-1-20-МБ. Этот агрегат монтируют на однократную сцепку. При помощи такого плуга можно легко подготовить землю к зимнему периоду. В последних версиях улучшено качество металла и увеличена его толщина.

Часто используют приставки с гусеницами. Они улучшают ходовые качества мотоблока и делают его устойчивее. Подсоединение навесных устройств происходит при помощи сцепок средней массой 5 кг. Типовая сцепка позволяет соединять блок не только с плугом, но и с бороной, и даже с окучником. На мотоблоках, используемых на даче, часто монтируется картофелекопалка. В большинстве случаев применяют картофелекопатели моделей КМ либо КМТ. Но подходят также и устройства с активными ножами и вибрационные картофелекопатели. Главное, чтобы масса и размеры копалки были под силу мотору. С мотоблоками «Каскад» совместимы довольно разные косилки, в том числе ременного типа. Чтобы скашивать траву максимально щадящим образом, применяют сегментные косилки.

Велика роль переднего адаптера. Эта ездовая конструкция с сиденьем повышает комфортность использования мотоблока. Когда требуется нарастить тяговое усилие, сокращая крутящий момент, применяют ходоуменьшители. При их отборе учитывают мощность мотора. А вот конкретная марка ходоуменьшителя роли не играет.

Правила эксплуатации

Инструкция к любой модели мотоблока «Каскад» сообщает, что он стабильно работает в диапазоне температур от –5 до +35 градусов. При эксплуатации с нарушением этого ограничения производитель снимает с себя ответственность за поломки. При обкатке надо через 5 часов сменить масло в моторе. В этот период эксплуатация мотоблоков допускается лишь на первой передаче; запрещено запускать его на минимальные и наибольшие обороты. При работе на второй передаче обязательно открывают дроссельную заслонку на максимум. Когда обрабатываются каменистые почвы, ездят на мотоблоке только на первой передаче. Это нужно, чтобы сократить опасность разрушения ножа. Перегрузка мотоблоков не допускается. Необходимо использовать только такое топливо и смазочное масло, которые подходят для конкретной модели.

Тонкости ухода

До начала работы обязательно следует проверять:

  • уровень масла во всех частях устройства;
  • качество сцепки и сборки;
  • давление в покрышках.

Обязательно следует проверять исправность свечей, зазоры магнитопровода и зажигательных катушек. Опытные владельцы мотоблоков регулярно чистят фильтры для горючего и воздуха, настраивают карбюратор. Прикасаться к частям мотора во время работы и сразу после ее окончания недопустимо. Следует применять только такое смазочное масло, которое соответствует по вязкости температуре воздуха. В мотоблоках с ременной передачей надо регулярно проверять силу натяжки ремней; и сами ремни, и запчасти приобретают ровно той же длины, какой изначально ставили на аппарат в условиях завода-производителя.

Отзывы владельцев

Мотоблоки «Каскад» устраивают даже тех, кто выбирает технику долго и вдумчиво. Даже в вязкой грязи эти верные помощники показывают себя хорошо. Устройства отличаются мощностью и неприхотливостью. Однако иногда возникают трудности с запуском после окончания зимы. Правда, это касается преимущественно старых машин.

О том, как заменить масло в редуктере мотоблока «Каскад», смотрите в следующем видео.

Комментариев нет
Выбираем кустарники и декоративные деревья
Декоративные кустарники: сорта, советы по выбору и уходу Декоративные кустарники Барбарис Тунберга: описание, сорта, посадка и уход Барбарис Бересклет: описание кустарника, посадка и уход Бересклет Бузина: описание, разновидности, посадка и уход Бузина Вейгела: описание, выращивание и применение в ландшафтном дизайне Вейгела Гортензия: разновидности, выращивание, размножение Гортензия Все о дерене Дерен Ели: описание, виды, выращивание и размножение Ель Калина: описание, разновидности, посадка и уход Калина Кедр: как выглядит, растет и цветет, как вырастить? Кедр Кипарис: что такое, как он выглядит и как за ним ухаживать? Кипарис Декоративный клен: виды, выращивание и применение в ландшафтном дизайне Клен декоративный Криптомерия: описание, виды, уход и размножение Криптомерия Лапчатка: описание и разновидности, посадка и уход Лапчатка Лириодендрон: особенности и виды, посадка и уход Лириодендрон Можжевельник: описание видов и сортов, особенности посадки и ухода Можжевельник Пихта: описание, виды, посадка и уход Пихта Кустовые розы: сорта и правила ухода Розы кустовые Плетистые розы: сорта, советы по выбору и уходу Розы плетистые Сирень: сорта, правила выбора и ухода Сирень Сосна: как выглядит и сколько лет живет, плюсы и минусы Сосна Спирея: описание, виды и сорта, агротехника Спирея Туи: описание и разновидности, правила посадки и ухода Туя Все о чубушнике (садовом жасмине) Чубушник (садовый жасмин)
Ландшафтный дизайн
Тонкости ландшафтного дизайна земельного участка Ландшафтный дизайн Красивые клумбы: особенности планировки в ландшафтном дизайне Красивые клумбы Деревья, кустарники и цветы в ландшафтном дизайне Деревья, кустарники, цветы Хвойные растения в ландшафтном дизайне: красивые композиции Хвойные растения Современные красивые дворики: ландшафтный дизайн вокруг частного дома Красивые дворики Интересные идеи для дачи: декор участка Идеи для дачи Альпийская горка: примеры оформления Альпийская горка Использование габионов в ландшафтном дизайне Габионы Газонные решетки: функции, разновидности и советы по выбору Газонная решетка Все, что необходимо знать о газонной траве Газонная трава Гамаки: особенности, разновидности, советы по выбору и размещению Гамаки Выбираем детский игровой комплекс с горкой для дачи Детский комплекс Декор из шин: тонкости создания необычных элементов Декор из шин Декоративный колодец в ландшафтном дизайне Декоративный колодец Оформление дорожки: красивые примеры ландшафтного дизайна Дорожки Дровницы: разновидности, особенности дизайна, советы по выбору Дровницы Дровяники: назначение, разновидности, изготовление Дровяник Как выбрать качественную и красивую искусственную траву? Искусственная трава Искусственный водопад: оригинальные идеи в ландшафтном дизайне Искусственный водопад Каркасные бассейны для дачи: виды и правила выбора Бассейны Качели-гамаки: что это такое и как сделать своими руками? Качели-гамаки Миксбордеры: идеи в ландшафтном дизайне Миксбордеры Тротуарная плитка на даче: разновидности форм и материалов Тротуарная плитка Как сделать пруд на даче своими руками? Пруд на даче Рокарий на дачном участке: тонкости ландшафтного дизайна Рокарий Рулонный газон: виды и правила ухода Рулонный газон Садовые качели: обзор ассортимента, выбор и самостоятельная сборка Садовые качели Сухой ручей – стильный элемент в ландшафтном дизайне Сухой ручей Чем и как укреплять склоны? Укрепление склонов Фонтаны для дачи: разновидности форм и декора Фонтаны
Информация предоставлена в справочных целях. По вопросам строительства всегда консультируйтесь со специалистом.