Что такое холодная сварка, где она применяется и как работает?
Соединение деталей методом холодной сварки оказывается достаточно популярным решением в последние годы. Но чтобы получить хороший результат, требуется разобраться в том, как правильно применять этот метод. Также нужно разобраться в технических характеристиках этой продукции и в особенностях ее химического состава.
Описание
Холодная сварка известна довольно многим, и часть потребителей признает достоинства такого решения. Но при этом есть определенная категория домашних мастеров, которые сталкивались с негативными результатами от ее использования. Причина в большинстве случаев очевидна – недостаточное изучение инструкций и невнимание к деталям данной технологии. При грамотном использовании специальный клей эффективно удерживает вместе различные детали достаточно долгое время.
Холодная сварка стабильно работает как способ связать детали, не переживающие существенной нагрузки. Именно в таких случаях ее целесообразно применять припочинке сантехнического оборудования и автомобильной техники. Но независимо от степени надежности, холодная сварка нужна для временного устранения проблемы. Позднее, как только появится возможность, требуется провести капитальный ремонт. Холодная сварка – это такое средство соединения деталей, которое позволяет связать их без нагрева, практически «в полевых условиях».
Химический состав клея может включать один или два компонента (в первом случае материал нужно использовать как можно скорее, пока он не потерял своих качеств).
Преимуществами холодной сварки перед другими вариантами соединения материалов являются:
- исключение деформаций (механических или термических);
- создание неизменно аккуратного, внешне ровного и надежного шва;
- возможность соединения алюминия с медью;
- возможность закрыть щели и промежутки на емкостях и трубах, содержащих взрывоопасные вещества;
- отсутствие отходов;
- экономия энергии и топлива;
- экологическая безопасность;
- возможность выполнить всю работу без специализированных инструментов.
Следует иметь в виду, что холодная сварка годится лишь для мелкого ремонта, поскольку формируемые швы менее прочны, чем при использовании «горячих» методов.
Виды и назначение
Холодная сварка может использоваться для алюминия. Нанеся клей, детали прижимают плотно и выдерживают под гнетом примерно 40 минут. Окончательно застынет смесь через 120-150 минут. Такая методика способна как связать плоские детали, так и закрыть дыры и трещины с минимальными усилиями.
Пластиковые конструкции (в том числе на основе ПВХ) могут быть соединены холодной сваркой на промышленных объектах и в домашних условиях. В основном, такие смеси призваны соединять пластмассовые трубы отопления, водопровода, канализации. Холодная сварка для линолеума может быть использована и для связывания изделий из жесткой резины. Следует заметить, что стыки между частями линолеума, если выполнить их именно таким образом, куда лучше, чем при применении прочих клеев или двустороннего скотча.
Холодная сварка для металла, в том числе меди, позволяет закрыть течи в различных трубопроводах и резервуарах.
Причем емкости могут быть:
- заполненными на 100%;
- полностью пустыми;
- находящимися под ограниченным давлением.
А это значит, что починка прохудившихся батарей, радиаторов, канистр и бочек, других емкостей может проводиться и без слива жидкости. Для ремонта трубопроводов с горячей водой могут использоваться даже недорогие варианты клея, они легко переносят нагрев до 260 градусов. Но необходимо обязательно выяснить, действительно ли соблюдается это условие или температура будет более высокой. Высокотемпературная разновидность холодной сварки сохраняет свои рабочие качества при нагреве до 1316 градусов. Она позволяет соединить между собой подвергающиеся нагреву поверхности, которые сложно или невозможно сваривать традиционным способом.
Две самых массовых разновидности клея, – это, конечно, для чугуна и для «нержавейки». Путать их между собой не следует, потому что каждая подходит только для «своего» металла.
Универсальная модификация холодной сварки позволяет:
- чинить металлические изделия;
- ремонтировать автомобили;
- соединять детали даже под водой.
Наиболее прочными и устойчивыми закономерно оказываются те клеи, которые предназначены исключительно для работы с металлом, деревом и полимерами одновременно. Преимуществом использования таких смесей при ремонте сантехники оказывается то, что выполнить работу могут даже непрофессионалы, не имеющие сложного оборудования. Универсальные составы могут быть также использованы при склеивании керамики, полипропиленовых изделий. Независимо от конкретного предназначения, жидкая сварка выпускается наравне с продуктами, имеющими консистенцию пластилина.
Состав
Двухкомпонентная холодная сварка расположена в цилиндре с «начинкой» из пары слоев: внешний пласт создан веществом-отвердителем, а внутри расположен сердечник из эпоксидной смолы с добавкой металлической пыли. Подобная присадка помогает сделать сцепление деталей прочнее и надежнее. Особые характеристики придаются несколько иными присадками, тщательно скрываемыми каждым производителем. Но точно известно, что в числе основных компонентов всегда присутствует сера.
Бензостойкая холодная сварка образована различными смолами. Стойкость ее зависит от величины нагрузки и колеблется от нескольких часов до нескольких суток. Рекомендуется для закрытия щелей и отверстий в бензиновых баках брать клей с наполнителем из металла, только тогда получится доехать до ближайшего сервиса.
Технические характеристики
То, как скоро сохнет холодная сварка, определяется ее химическим составом. В большинстве случаев образующийся шов перестает быть липким через 1-8 часов, хотя есть и исключения. Не следует забывать, что застывает специальный клей обычно медленнее, потому что нужно дождаться завершения реакции во всей толще покрытия. Время застывания меняется в зависимости от температуры воздуха и чаще всего оно составляет от 12 до 24 часов. Шов, формируемый при холодной сварке, проводит ток равномерно по всей длине и толщине.
По совокупности свойств можно заключить, что качественный состав для холодной сварки можно применять практически во всех случаях, когда традиционный электрический сварочный аппарат нельзя использовать. Но чтобы результат оправдал ожидания, нужно сначала выбрать качественный продукт.
Обзор популярных производителей
Руководствоваться отзывами при покупке холодной сварки бывает полезно, но не менее важно знать, продукция каких производителей пользуется неизменным спросом. Российские товары такого рода относительно доступны по цене, но качество их часто не оправдывает ожидания покупателей. Судя по оценкам, которые разделяются даже профессиональными экспертами, среди зарубежных марок лучше всего Abro и Hi-Gear.
Если же всё-таки искать смеси отечественного производства, то на первых строчках любого рейтинга неизменно оказываются «Алмаз» и «Полимет». Продукция под маркой «Алмаз» твердеет за 1 час, а полную прочность соединение приобретает через 24 часа. Только тогда его и можно будет подвергать всем нагрузкам. Клей допускает повторное применение, если он загерметизирован полиэтиленовой пленкой и упакован в тубу.
Инструкция от производителя утверждает, что «Алмаз» можно наносить даже на влажные поверхности. Требуется только гладить его до тех пор, пока прилипание не станет явным. Чтобы клей отвердел, его удерживают жгутом 1/3 часа, ускорить этот процесс можно, обдувая проклеенный участок домашним феном. Как сообщает изготовитель, он не несет ответственности за последствия применения холодной сварки в плохо проветриваемых помещениях и/или без защитных перчаток.
Ее химический состав, кроме эпоксидных смол, включает наполнители минерального происхождения, отвердители и наполнители на основе железа. Критическая температура – 150 градусов, время для нанесения смеси после приготовления – 10 минут. Минимальная рабочая температура составляет +5 градусов, но надо учесть, что при ней жизненный цикл материала измеряется минутами.
Холодная сварка для линолеума поставляется на российский рынок под марками А, С и Т (последняя используется реже всего). Модификация А – жидкая, содержит большую концентрацию растворителя. Края подложки склеиваются столь же эффективно, как и ее середина. Использовать такое вещество для заделки крупных щелей невозможно вследствие его консистенции. Зато она позволяет создавать изящный, трудно обнаруживаемый даже при внимательном осмотре шов.
При всех достоинствах холодной сварки типа А она годится лишь для нового линолеума, притом раскроенного по всем правилам. Если же материал уже хранится длительное время или его кроили неумело, правильнее будет использовать клей типа С. В его составе содержится больше поливинилхлорида, а концентрация растворителя, соответственно, уменьшается. Такой материал густ, может замазать даже довольно крупные щели. Отпадает необходимость в точной скрупулезной подгонке краев, между ними допускаются зазоры до 0,4 см, и это ничуть не мешает соблюдению технологических требований.
Холодная сварка группы Т предназначена для работы с многокомпонентными линолеумами, основным составляющим веществом которых является ПВХ либо полиэстер. Получаемый шов будет одновременно надежен, аккуратен по виду и достаточно гибок. С помощью такой смеси можно соединять между собой даже листы и рулоны покрытия полукоммерческого класса.
Холодная сварка для металла под брендом «Термо» – это сочетание металлов и силикатов, отличающееся повышенной вязкостью. «Термо» отлично подходит для работы с жаростойкими сплавами, включая титановые. Если нужно отремонтировать прогоревшие части глушителя мотора, образовавшиеся в деталях двигателя трещины без демонтажа, именно такое решение будет наилучшим. Создаваемый шов не только может эксплуатироваться в диапазоне температур от -60 до +900 градусов, он очень крепок, хорошо переносит попадание воды и воздействие сильных вибраций. Но свои лучшие качества материал проявит только после основательной обработки деталей, снятия с них малейших ржавых участков и отложений.
Инструкции по использованию
Применение холодной сварки невозможно, если не подготовлена как следует поверхность. Наилучшим способом ее очистки служит обработка наждачной бумагой, причем судить о готовности поверхности можно по обнажившемуся слою металла и царапинам на нем. Чем больше таких царапин на каждом участке, чем глубже они входят в материал, тем крепче окажется соединение. Следующий шаг – сушка материала, для которой достаточно простого бытового фена.
Можно столкнуться с утверждениями, что холодная сварка успешно соединяет даже влажные детали, но как бы внушительно ни выглядело такое соединение, оно вряд ли окажется надежным и герметичным, устойчивым к действию воды и вредных факторов. Одной сушки никогда не хватает, требуется еще удалить с поверхности жировой слой. Самым надежным средством для обезжиривания был и остается ацетон, он эффективно снимает даже очень мелкие пятна.
Потом наступает очередь подготовки самого клеящего вещества. Отсоединить от цилиндра нужный по величине фрагмент можно только с помощью острого ножа. Резать им следует только поперек, в противном случае заданные производителем при составлении рецептуры доли смоли и отвердителя окажутся нарушены. Когда кусочек отрезан, его мнут до тех пор, пока он не станет мягким и совершенно однородным по окраске. Избежать прилипания смеси к рукам легко, нужно лишь регулярно окунать ладони в воду (приготовленную заранее, потому что это гораздо удобнее, чем постоянно открывать кран, даже если он совсем рядом).
Работая руками, важно ускориться при достижении клеем нужной консистенции. Достаточно оставить его без внимания на считаные минуты, чтобы обнаружить начало застывания. При этом все равно требуется работать аккуратно. Холодная сварка при заделывании отверстия должна частично попасть внутрь. Но когда зазор слишком большой, целесообразно закрывать его латкой из металла, которая уже и будет держаться на холодной сварке.
Клей полностью застынет через 24 часа (хотя иногда рецептура позволяет ускорить этот процесс).
До истечения времени, указанного производителем, нельзя отделывать отремонтированный участок:
- зачищать его;
- шпатлевать;
- грунтовать;
- окрашивать;
- обрабатывать антисептиками;
- шлифовать;
- пользоваться водопроводными трубами или радиаторами отопления тоже не стоит.
То, что с помощью холодной сварки можно заварить самые разные конструкции и их детали, добиться впечатляющего эффекта, не означает, что пользоваться ею можно бездумно. Рекомендуется не только прочитать инструкцию от производителя, но и посмотреть отзывы, советы специалистов. Нельзя забывать, что и ацетон, и другие обезжиривающие агенты представляют большую опасность для здоровья людей и животных, в особо сложных случаях могут даже привести к инвалидности или смерти. Поэтому нужно надевать защитную одежду, работать на открытом воздухе или при хорошей вентиляции в помещении, желательно в присутствии кого-то, кто сможет оказать помощь.
Полезные советы от профи
Клей пластилиновой консистенции на эпоксидной основе рекомендуют применять, когда нужно отремонтировать металлы либо их сплавы. Смесь невосприимчива к воде, растворителям и даже техническим маслам. С ее помощью можно склеивать изделия, которые будут использоваться при температурах от -40 до +150 градусов. Такой состав сохраняет работоспособность не более пяти минут, а когда пройдет час, склеенный металл уже можно точить, сверлить, шлифовать и так далее.
Специалисты считают, что надежнее всего фиксация плоских поверхностей с помощью зажимов. Чтобы обнаружить в радиаторе автомашины участки, пропускающие жидкость, его в воде продувают компрессором изнутри; места, где выходят пузыри наружу, и нужно обрабатывать. Такой ремонт – краткосрочный, когда нет возможности в ближайшие часы обратиться за помощью в автосервис. Категорически недопустимо даже на короткий срок применять клей, предназначенный для другого материала или для менее сильного нагрева.
Что такое холодная сварка и для чего она нужна, смотрите в видео ниже.