Выбираем прицеп для мини-трактора
Сельскохозяйственная техника заметно облегчает тяжелый труд фермеров и дачников. Мини-трактор – хороший выбор для владельцев участков средних размеров. Чтобы расширить возможности этой «рабочей лошадки» и использовать ее для перевозки различных грузов, стоит рассмотреть нюансы выбора прицепа для мини-трактора.
Особенности
Конструктивно прицепы для мини-тракторов мало отличаются от автомобильных, разве что маневренность и проходимость у них обычно выше. Чаще всего они крепятся к транспорту на фаркоп, хотя встречаются и другие разновидности, предназначенные чаще всего для конкретных моделей сельскохозяйственной техники.
Часто они используются для перевозки сыпучих грузов (земли, удобрений, песка и стройматериалов), а также для транспортировки урожая. Большинство моделей рассчитано на мини-трактора средней и высокой мощности (от 6 л. с.).
Разновидности
По количеству осей прицепы бывают:
- одноосные – самые простые, маневренные, легкие и дешевые, но требуют балансировки груза и обычно не отличаются высокой грузоподъемностью;
- двухосные – груз в их кузове распределяется равномерно, они гораздо более устойчивы, чем одноосные, и отличаются лучшей грузоподъемностью (до двух тонн);
- трехосные – самые дорогие и наименее распространенные модели, предназначены для использования с тракторами высокой мощности (от 16 л. с.) для перевозки тяжелых грузов.
Для езды по пересеченной местности многоосные варианты подходят гораздо лучше одноосных.
По принципу разгрузки прицепное оборудование принято делить на два вида.
- Бортовые – разгрузка осуществляется вручную путем откидывания боковых или заднего бортов. Такие прицепы лучше всего подходят для перевозки относительно крупных и упакованных грузов, например, контейнеров или ящиков с овощами и фруктами.
- Самосвальные – эти прицепы оснащаются устройством, обеспечивающим перекидывание кузова. Лучше всего их использовать для перевозки сыпучих стройматериалов, грунта, удобрений, мусора и урожая навалом.
Редкий и узкоспециализированный вариант прицепов – бочковой. По сути, он представляет собой знакомую многим любителям кваса бочку на колесах, которую применяют обычно для перевозки сельскохозяйственных жидкостей (воды для орошения и удобрений).
Популярные модели
Один из самых популярных одноосных прицепов – ПУ-3,0-01, отличающийся максимальным грузом в 3 тонны при собственной массе в 630 кг. На нем устанавливается пневматическая или гидравлическая система опрокидывания кузова, позволяющая наклонять его до 50 градусов.
Еще одна популярная относительно недорогая и легкая модель – ПТО-1500 с гидравлической самосвальной системой. При массе в 400 кг он может перевозить до полутора тонн разных грузов.
Если вас интересует бортовой вариант, стоит рассмотреть модель 7СМ-1,5 грузоподъемностью до 1,5 т.
Среди двухосных вариантов популярен ППТС-2 грузоподъемностью до 2 тонн с гидравлическим цилиндром.
Советы по выбору
Перед тем как оформлять заказ, стоит внимательно изучить все доступные предложения в разных онлайн- и офлайн-магазинах. Часто на разных площадках заметно различаются цены даже на одну и ту же модель. Ну а цены между моделями разных производителей с аналогичным функционалом могут различаться даже в 10 раз.
Кроме цены, нужно обязательно учесть следующие факторы:
- количество осей (для больших хозяйств лучше всего подойдут двухосные варианты, тогда как для дачников будет достаточно и варианта с одной осью);
- надежность и долговечность (купив дешевую и ненадежную модель, вы можете столкнуться с ее очень быстрой поломкой);
- система крепления (подходит ли она к вашему мини-трактору);
- масса и грузоподъемность (осилит ли имеющийся у вас трактор перевозку грузов на этом прицепе);
- габариты кузова (если вы планируете перевозить не только сыпучие грузы, но и более крупные объекты, стоит заранее прикинуть, поместятся ли они в прицеп);
- наличие функции самосвала и особенности ее реализации (соответствует ли мощность подъемного оборудования максимальной грузоподъемности).
Изготовление самостоятельно
Если ни одна из популярных на рынке моделей не подходит под ваши нужды, или вы хотите сэкономить на наценках розничных торговцев, то любую разновидность прицепа вполне можно изготовить своими руками. Для этого понадобятся соответствующие материалы, сварочный аппарат, набор слесарных инструментов и определенный уровень навыков мастера.
Проще всего сделать самому одноосную модель. Для этого можно воспользоваться готовыми наборами чертежей, или же спроектировать изделие самостоятельно.
Рассмотрим основные правила, которые стоит соблюдать при изготовлении прицепа.
- В первую очередь нужно изготовить несущую раму конструкции и приварить к ней армирующую поперечную перекладину. Используйте для этих элементов трубы из прочного материала.
Желательно не использовать для элементов, которые будут работать под нагрузкой, материалы, уже бывшие в эксплуатации в других конструкциях.
- Борта и днище лучше изготавливать из дерева или прочных, но легких марок стали или других металлов. Помните, что для большей грузоподъемности прицепа его собственный вес должен быть минимальным, но ни в коем случае не в ущерб прочности.
Лучше всего для этих элементов подойдет тонколистовая сталь или алюминий. Деревянные прицепы заметно легче и дешевле металлических, но значительно хуже переносят работу и хранение при повышенной влажности.
- Выбирая колеса, рассмотрите варианты, предназначенные для мотоблоков. Их диаметр наиболее соответствует необходимому, к тому же они рассчитаны именно на те условия эксплуатации, которые вам нужны. При возможности приобретайте колеса с усиленным протектором – у них заметно лучше проходимость, к тому же они гораздо более устойчивы к проколам.
- Готовое изделие нужно обязательно покрасить. При этом желательно отдавать предпочтение светлым тонам, чтобы прицеп не нагревался на солнце. Применяйте для каждого материала соответствующий тип краски, чтобы исключить возможность ее отслоения и растрескивания.
По тем же принципам создаются и двухосные агрегаты, но нужно обратить особое внимание на то, чтобы нагрузка равномерно распределялась на обе его оси.
Если вы хотите создать вариант с опрокидывающейся телегой, то проще всего изготовить конструкции с Г-образным штырем, где кузов будет опускаться под собственной массой. Более сложные варианты можно реализовать с помощью гидравлического цилиндра, лебедки, домкрата, электродвигателя или даже насоса.
Перед тем как приступать к эксплуатации готовой самоделки, нужно будет провести ряд серьезных испытаний, чтобы исключить потерю ценного груза или травмы оператора.
Советы по эксплуатации
Внимательно следите за техническим состоянием прицепа, особенно за целостностью его несущей рамы.
В самосвальных вариантах стоит особенно тщательно следить за состоянием системы опрокидывания, иначе она может подвести в самый неподходящий момент, и в лучшем случае вам придется вручную разгружать груз.
Ни в коем случае не перегружайте прицеп выше паспортной грузоподъемности. Многие фермеры к тому же советуют не нагружать агрегаты с заявленной грузоподъемностью в 2 тонны более чем на 1,5 тонны.
О том, как самостоятельно изготовить прицеп для мини-трактора, узнаете из следующего видео.