Особенности чешских мини-тракторов
Чешские мини-трактора являются популярным видом малой сельскохозяйственной техники. Они широко используются для выполнения большого спектра агротехнических и коммунальных задач. Высокий спрос на технику обусловлен её надёжностью, многофункциональностью и долгим сроком службы.
Немного истории
Производством чехословацких мини-тракторов, экспортируемых в СССР, занимался завод Agrostroj, производственные мощности которого располагались в г. Простеёв. Самой ранней моделью компании была модификация TZ-4K 10, имевшая удлинённую базу, кузов длиной 2 м и мотор Slavia 1D-80 мощностью 9 л. с. Затем на тракторы стали устанавливать 12-сильный дизельный мотор с воздушной системой охлаждения марки 1Д-90ТА, способный запускаться как при помощи электростартера, так и ручным методом.
Последние образцы техники были укомплектованы более сильным двигателем марки Slavia 1D90 мощностью 14 л. с.
Ходовая часть и шасси со временем также претерпели некоторые изменения, в результате чего была сокращена база, видоизменён кузов, появился гидравлический прицеп. Модель получила название TZ-4K 14. Изготавливалась она вплоть до окончания производства.
Впервые чешская техника появилась в СССР в преддверии московской Олимпиады. Тогда она использовалась для работы на спортивных объектах. Агрегаты пришлись по душе советским специалистам и стали активно закупаться сельскохозяйственными предприятиями и коммунальными службами.
Выпуск мини-тракторов прекратился в середине 90-х годов прошлого века, однако благодаря высочайшему качеству и очень удачной конструкции большое количество агрегатов-долгожителей до сих пор работает на территории стран постсоветского пространства.
Модель TZ-4K 14 была взята за основу при разработке отечественного варианта, и в конце 80-х годов с конвейера предприятия «Таллэкс» сошли первые опытные образцы под названием МА-6210. Однако техника выпускалась в очень ограниченном количестве, а после известных событий её выпуск и вовсе был прекращён.
Устройство и назначение
Поскольку наиболее ранняя модификация чешского агрегата TZ-4K 10 в Советский Союз не экспортировалась, а народного признания удостоилась лишь модель TZ-4K 14, то обзор конструктивных особенностей чешской техники будет уместно рассматривать на её примере.
Итак, мини-трактор TZ-4K 14 представляет собой моторизированную самоходную машину, оснащённую двигателем внутреннего сгорания, трансмиссией и ходовой частью. Модель оборудована одноцилиндровым двухтактным дизельным мотором с воздушным охлаждением, способным эксплуатироваться в любых климатических условиях без риска перегрева. Это обусловлено его небольшими габаритами, что вполне позволяет обходиться без водяного охлаждения.
Как было отмечено выше, агрегат оснащён двумя системами зажигания (ручной и электрической), что делает запуск мотора возможным при любых обстоятельствах.
КПП мини-трактора имеет 4 реверсивные передачи. Оба моста оснащены дифференциалом, причём на переднем мосту он оборудован функцией блокировки. Модель выполнена в полноприводном исполнении, а мосты соединены между собой поворотной втулкой. Это позволяет им поворачиваться на 45 градусов друг относительно друга при развороте машины. Благодаря такой конструкции радиус поворота трактора составляет всего 190 см, из-за чего модель показывает чудеса манёвренности на ограниченных пространствах, а особая конструкция вилки позволяет опускать и поднимать мосты на угол до 11 градусов.
Более того, ширина передней и задней колеи регулируются и могут изменяться от 70 до 100 см. Для увеличения ширины колеи ослабляют гайки на чугунной ступице, после чего передвигают её в конечное положение на полуоси. Тормоза машины представлены двумя независимыми тормозными системами – ручными передними тормозами и ножным задним. Сцепление мини-трактора имеет сухое однодисковое исполнение и включается с помощью левой педали.
Сфера использования чешских мини-тракторов достаточно широка.
Техника с успехом применяется при выполнении широкого спектра сельскохозяйственных работ, таких как боронование, пахота, рыхление, прополка, удаление сорняков и нарезка борозд. Агрегаты используют для посадки и уборки картофеля, внесения удобрений и посева зерновых, а также для перевозки грузов массой до 1500 кг, уборки мусора и снега.
Многофункциональность тракторов обусловлена совместимостью машин с любым видом навесного и прицепного оборудования, а также их маневренностью и высокой проходимостью.
Достоинства и недостатки
Неугасающий интерес российских потребителей к технике из Чехии обусловлен рядом её важных преимуществ.
- Отличная ремонтопригодность и высокая надёжность. Несмотря на то что самой «молодой» модели чешского производства уже более 20 лет, агрегаты вполне работоспособны и высоко оцениваются фермерами и коммунальщиками.
- Малый радиус разворота позволяет производить обработку почвы в больших оранжереях и теплицах, а также на маленьких дачных участках без риска повредить соседние растения.
- Отличные тягово-сцепные характеристики дают возможность буксировать тракторные прицепы в условиях глинистых почв и бездорожья.
- Благодаря способности тракторов агрегатироваться со многими видами сельскохозяйственных орудий, чешские модели эффективно заменяют собой сеялки, окучиватели, снегоуборщики и погрузчики.
- Наличие светотехнического и сигнального оборудования позволяет эксплуатировать мини-трактора в любое время суток.
- Низкая, в сравнении с аналогами, стоимость объясняется присутствием на отечественном рынке исключительно подержанных образцов, цена на которые варьируется от 65 до 220 тысяч рублей.
- Сиденье оператора отличается максимально продуманной конструкцией, что позволяет без труда управлять агрегатом в течение продолжительного времени. Рычаги управления также расположены очень удобно, находятся буквально под рукой.
Технические характеристики
Чехословацкий мини-трактор TZ-4K-14 относится к классу малой сельскохозяйственной техники и весит 870 кг. При этом длина агрегата составляет 2,75 м, ширина – 1,17 м, а высота достигает 1,3 м. Оптимальная рабочая скорость передвижения вперёд – 16,5 км/ч, что является высоким показателем для машин этой категории. Это позволяет быстро доставлять грузы не только по территории приусадебного участка, но и за его пределы. Максимальная задняя скорость составляет 12,7 км/час.
Высота дорожного просвета варьируется от 35 до 37 см. Размер как передних, так и задних колёс равен 4,00х16. Машина оснащена двигателем объёмом 660 см³ и топливным баком ёмкостью 11 л. Ход поршня составляет 104 мм, диаметр цилиндра – 90 мм, скорость вращения вала – 2200 об/мин.
Виды навесного оборудования
Чешские модели способны работать практически со всеми видами дополнительного оборудования, разработанного для других моделей мини-тракторов. Однако данные приспособления в базовую комплектацию агрегатов не входят и приобретается отдельно.
Ниже представлены самые «ходовые» из них.
- Одноосный тракторный прицеп, способный перевозить груз весом до 1,2 т, оснащён съёмной задней стенкой. Это существенно облегчает разгрузку сыпучих материалов и корнеплодов.
- Косилка позволяет осуществлять заготовку сена, бороться с сорняками и заниматься стрижкой газонов.
- Бульдозерный отвал шириной до 100 см и углом поворота 45 градусов даёт возможность качественно очищать территорию от снежных сугробов, опавшей листвы и мелкого механического мусора.
- Плуг позволяет выполнять глубокую вспашку полей, а также культивацию целинных и залежных земель. К чешским агрегатам хорошо подходит однокорпусная оборотная модель ПОН-25, позволяющая углубляться в землю на 21 см и захватывающая при этом полосу шириной 25 см.
- Рыхлитель позволяет выполнять качественную обработку междурядий фруктовых деревьев, а также подрезать и изымать из почвы сорняки.
Обслуживание
Чехословацкие мини-трактора довольно неприхотливы и не требуют дорогого ухода. Однако, учитывая, что средний возраст моделей превышает 20 лет, следует уделять особое внимание регулярному техническому обслуживанию, которое рекомендуется проводить через каждые 200 часов работы. Так, необходимо еженедельно осматривать технику и удалять нагар из выхлопной трубы.
Также нужно следить за состоянием топливного фильтра, а при необходимости вовремя производить его замену. Кроме того, необходимо регулярно менять масло в системе трансмиссии и протягивать болты головки блока.
Каждые 1000 часов работы следует проверять зазоры подшипников, очищать либо менять поршневые кольца, а также контролировать работу сцепления, при необходимости осуществляя его регулировку.
При интенсивном использовании техники необходимо следить за состоянием протектора покрышек, менять их местами для более равномерного износа. Чёткое следование рекомендациям по обслуживанию и инструкции по эксплуатации обеспечит безаварийную работу мини-трактора, а также значительно продлит срок его службы.
В следующем видео вас ждут рекомендации по настройке смазочного насоса мини-трактора TZ-4K 14.