Какие бывают виды микрофонов и как выбрать?

Содержание
  1. Какие бывают по способу преобразования акустических колебаний?
  2. Типы по пространственным характеристикам направленности
  3. Виды по назначению
  4. Как выбрать?

На современном рынке представлен широчайший ассортимент микрофонов, которые можно использовать для самых разных нужд: ламповые, ультразвуковые, линейные, аналоговые, XLR, калибровочные и многие другие — все они имеют разные габариты и свои конструкционные особенности. В последние годы в этом сегменте появилось много азиатских компаний, поэтому рядовому пользователю, не имеющему технических знаний, довольно легко запутаться.

В нашем обзоре мы остановимся подробнее на тех параметрах, которым следует уделить самое пристальное внимание при выборе микрофона.

Какие бывают по способу преобразования акустических колебаний?

Конденсаторные

С технической точки зрения конденсаторная установка представляет собой обычный конденсатор, который поступательно подключается к электроцепи с источником необходимого напряжения.

Эти устройства выполняются из электропроводящих материалов, здесь электрод с мембраной разделяются изоляционным кольцом. Под влиянием колебаний туго натянутая мембрана начинает вибрировать по отношению к статичному электроду. В этот момент ёмкостные параметры и степень заряда конденсатора изменяются с амплитудой акустического давления, оказывающего влияние на звуковую мембрану.

При этом в электроцепи формируется электрический ток аналогичной частоты, а при нагрузочном импедансе появляется переменное напряжение — именно оно и становится выходным сигналом техники.

Электретные

Эти установки, по сути, те же самые конденсаторные, только присутствие константного напряжения здесь обуславливается зарядом электролита, который наносится на мембрану тончайшим слоем и позволяет длительно удерживать этот заряд. Микрофоны отличаются повышенным выходным сопротивлением, которое носит емкостный характер. Соответственно, для того, чтобы уменьшить его значение в корпус микрофона встраивают истоковый повторитель на на N-канальном транзисторе с Р-N-переходом. Благодаря такой конструкции можно добиться существенного снижения выходного импеданса и понижения уровня потери сигнала в момент подсоединения к входу усилителя.

Невзирая на отсутствие потребности в поддержании поляризующего напряжения, за счет присутствия встроенного транзистора в электросхеме подобным микрофонам всё же требуется внешний источник питания. Традиционно мембрана подобных микрофонов имеет значительную толщину, при этом чуть меньшую площадь. Благодаря этому параметры подобных устройств нередко уступают типичным конденсаторным.

Динамические

По конструкционным параметрам эти модели напоминают динамический громкоговоритель, только механизм работы другой — подобные установки представляют собой натянутую мембрану, скрепленную с проводником. Последний пребывает в мощном электромагнитном поле, которое создается действующим магнитом. На эту мембрану оказывают воздействие звуковые волны и тем самым вызывают перемещения проводника.

Проводник преодолевает силовые магнитные поля, и в результате появляется индукционная ЭДС. Этот параметр зависит от амплитуды движения мембраны.

В отличие от типовых конденсаторных моделей, установки этого типа не нуждаются в фантомной подпитке.

Динамические модели по своей конструкции разделяются на катушечные и ленточные. В катушечных вариантах мембрана подводится к катушке, которая размещается в кольцевом зазоре группы магнитов. По аналогии с динамиками, акустические волны при колебаниях диафрагмы для катушки пересекаются, и под влиянием электромагнитного поля в катушке формируется переменная электродвижущая сила. На сегодняшний день подобные микрофоны считаются одними из самых востребованных, так же как и электретные.

В ленточных электродинамических моделях в магнитном поле находится не катушка, а гофрированная лента из металлической фольги, как правило, алюминиевой. Такая конструкция дает возможность записывать высокочастотный диапазон в лучшем качестве. В большинстве случаев подобные микрофоны имеют двустороннюю направленность, благодаря чему применяются для записи звука. Следует отметить, что эти устройства имеют повышенные требования к условиям хранения и эксплуатации. В отдельных ситуациях даже простое хранение на боку приводит к избыточному растяжению ленты и, как следствие, невозможности работать с техникой.

Угольные

Такие модели представляют собой устройства, где передача звуковых сигналов выполняется при помощи изменений импеданса проводящего материала из угольного порошка либо за счет изменения параметров площади сопряжения графитового стержня специальной формы.

В наши дни угольные модели уже почти не применяются, причина тому — низкие технико-эксплуатационные характеристики.

В прошлом же наиболее востребованными были модели, выглядящие как герметичная капсула, состоящая из пары металлических пластинок с прослойкой из угля. В них стены капсулы соединяются с мембраной. В момент изменения параметров давления на угольную смесь, соответственно, меняется размер площади контакта между обособленными зернышками угля. Всё это влечет за собой изменение размеров импеданса между пластинами — если пустить между ними постоянный ток, то уровень напряжения во многом будет обуславливаться степенью давления на мембрану.

Оптоакустические

В этих установках акустические колебания производятся за счет отражения лазера от какого-либо рабочего тела, именно поэтому такие микрофоны чаще называют лазерными. Это устройства в компактном корпусе, в них хорошо зафиксированные мембранные колебания регистрируются при помощи отраженного под углом лазерного излучения.

В целом подобный вариант оборудования довольно специфичен и используется очень узконаправленно, к примеру, в ряде научных приборов (высокоточных датчиках расстояния либо сейсмографах). Надо хорошо понимать, что чаще всего подобные микрофоны — это единичные экземпляры, в которых действуют статистические принципы обработки сигналов и особая подстройка компонента.

Пьезоэлектрические

Эти устройства функционируют на пьезоэлектрическом эффекте. В момент деформации пьезоэлектриков формируются электроразряды, размер которых прямо пропорционален деформации пластины из выращенных искусственным образом кристаллов.

По своим технико-эксплуатационным параметрам подобные микрофоны значительно уступают подавляющему большинству динамических и конденсаторных моделей.

Тем не менее в отдельных сферах они все же применяются – так, их часто можно встретить в устаревших гитарных звукоснимателях, а также в их современных бюджетных версиях.

Типы по пространственным характеристикам направленности

Современная микрофонная техника подразделяется на несколько разновидностей в зависимости от параметров пространственной направленности. Среди наиболее востребованных вариантов подобных микрофонов можно встретить устройства со следующими типами направленности:

  • кардиоидный;
  • круговой направленности;
  • гиперкардиоидный.

Встречаются также и другие модели – параболический, бинауральный, «восьмерка», однако они скорее редкость.

Техника с круговой направленностью в наши дни считается самой популярной. Причина такой востребованности в том, что для этих микрофонов не имеет абсолютно никакого значения особенность расположения источников сигнала относительно диафрагмы микрофона.

Это очень важно, иначе пользоваться микрофоном будет просто неудобно.

Кардиоидный микрофон также отличается присутствием некоторых базовых характеристик направленности. Так, в одной из полусфер он чувствительный, в то время как про другую этого сказать нельзя. Эти микрофоны способны обслуживать сразу несколько источников звуковых волн. В большинстве случаев они используются во время сценических выступлений музыкантов или инструментальных исполнителей. Технические характеристики подобных микрофонов оптимальны для вокала, а также хорового пения.

Гиперкардиоидный микрофон позволяет получать звук, даже если его источники находятся очень далеко. Диафрагма в нём располагается перпендикулярно оси, её можно провести между источниками звуков, а также самим устройством. Однако даже совсем небольшое отклонение часто становится причиной значительного падения качества звучания.

В обиходе такие модели называют «пушками», они востребованы среди журналистов, репортеров, лекторов и представителей некоторых других профессий.

Виды по назначению

Эстрадные

Такие устройства незаменимы для ведущих и артистов, которым важно, чтобы они были услышаны большим количеством людей в зале. Этот микрофон отличается хорошей фиксацией в специальных держателях.

Сценические устройства условно можно поделить на проводные и беспроводные. Помимо ручных моделей, в этой категории также встречаются гарнитуры и петличные модели- «прищепки». В зависимости от выполняемой функции, эстрадные микрофоны разделяются на подгруппы, к примеру, можно выделить вокальные, разговорные, инструментальные установки, модели для рэпа и битбокса, а также устройства для подзвучки.

Репортёрские

Как и следует из названия, сфера применения данных микрофонов — журналистика, проведение интервью и запись репортажей. Репортерские модели бывают проводными и беспроводными. В зависимости от конструкционных особенностей различают ручные микрофоны, головные гарнитуры, а также приспособления для скрытного ношения.

Отличительная особенность подобных микрофонов заключается в возможности их использования на открытом воздухе, это диктует их параметры направленности: им не страшны пониженные и повышенные температуры, они могут использоваться в дождливую и ветреную погоду.

Отдельную подкатегорию в рамках данной группы формируют накамерные модели съемного и несъемного типов.

Студийные

Это решение обычно используется в студиях радио- и телевещания. Они актуальны во время записи программ, а также для проведения прямых трансляций в прямом эфире. Как правило, изделия «заточены» для обработки обычной речи простых пользователей.

Устройства подобного типа имеют хорошо узнаваемый внешний вид, они рассчитаны на использование в специализированных стойках либо оснащены фиксирующими подвесками, такими, к примеру, как «паук». Обычно здесь предусмотрен переключатель, способный изменять параметры направленности. В случае необходимости подобная техника может функционировать как в формате круговой направленности, так и в кардиоидном формате.

Инструментальные

Инструментальные модели визуально похожи на традиционные студийные и вокальные устройства, впрочем, и со сценическими у них немало сходства. Их отличительная особенность заключается в том, что они могут воспринимать все тонкости и детали звучания в условиях повышенного импеданса мощному акустическому давлению.

Сопротивляться таким сигналам позволяет встроенный аттенюатор, который отвечает за нивелирование риска перегрузки устройства.

Для звукозаписи

Принцип работы этих микрофонов напоминает как вокальные, так и инструментальные устройства. Подобные установки обычно фиксируются на специальной стойке для записи в условиях музыкальной студии. Существуют стационарные, а также выносные разновидности для удаленной записи.

Для других целей

Современная промышленность предлагает немало других вариантов микрофонов, они могут предназначаться для любителей компьютерных игр, для проведения вебинаров, а также организации конференций, семинаров и лекций.

Отдельные виды микрофонов используются для громкой связи в видеочатах, существуют модели для фитнеса и уличные микрофоны для вещания с трибун.

Как выбрать?

Покупая микрофон, в первую очередь необходимо уяснить:

  • универсальных устройств, которые можно использовать во всех случаях жизни, не существует;
  • качественный микрофон не может стоить дешево, чтобы вам ни говорили менеджеры.

Покупать технику нужно строго исходя из тех задач, которые вы планируете решать с его помощью. Так, если вы собираетесь транслировать барабанные партии, которые исполняют на стандартных аудиоустановках, то вам потребуется не один, а сразу несколько высокопрофессиональных инструментальных устройств, они с легкостью выдерживают действие сильнейшего акустического давления.

Если вы планируете вести запись спокойного пения, то в таком случае можно обойтись одним вокальным микрофоном. Для концертных выступлений в режиме Live, а также при проведении уличных репортажей, для переозвучки видео и организации вебинаров и интернет-подкастов лучше всего подбирать специализированные микрофоны.

Любая ошибка повлечет лишние расходы. Например, вы можете купить студийный микрофон для онлайн-подкастов, но чтобы он нормально работал, понадобится дополнительное оборудование. Однако результатом подобных записей будет только цифровое видео с повышенной степенью сжатия, что, как известно, существенно ухудшает качество.

Получается, что вы платите дополнительные деньги, получая тот результат, который вас абсолютно не устраивает.

Другой подкастер может выбрать специально «заточенный» под подобные нужды подвесной микрофон, ценник на который будет на порядок ниже, — он подключается к персональному компьютеру прямо через USB. Поскольку он имеет встроенный интерфейс, на выходе аудиоматериал, который поступит в интернет, будет иметь неплохое качество, но при этом организационных «заморочек» будет немало.

Если вам необходима скрытая техника для выступлений на улицах в весенне-летний период, можно использовать конденсаторные микрофоны. Однако в условиях пониженных температур он станет функционировать некорректно, а может и совсем выйти из строя. Наиболее оправданным и практичным решением в этом случае станет динамическое проводное устройство.

При выборе микрофона необходимо обратить внимание на некоторые технико-эксплуатационные характеристики.

  • Питание. Оно может идти от аккумулятора, батарейки либо через кабель. Впрочем, в продаже можно найти приборы, которые могут работать как на первом, так и на втором типе питания.
  • Параметры чувствительности. Эта особенность отражает минимальный звук, который может воспринимать устройство. Чем меньше будет показатель в децибелах, тем более сверхчувствительным окажется прибор. А если замер выполняется в мВ/Па, то здесь зависимость другая — чем выше будет значение, тем лучше параметр чувствительности.
  • Частотный диапазон. Это диапазон звучания, который формируется каждым отдельно взятым аппаратом. К примеру, для записи голоса будет вполне достаточно устройства с параметрами от 80 до 15000 Гц, а вот для записи такого инструмента, к примеру, как барабан, лучше использовать устройство с частотным диапазоном от 30 до 15000 Гц.
  • Сигнал/шум — чем выше эта характеристика, тем меньше степень искажения звучания. В среднем этот параметр рассчитывается в границах 64-66 дБ, профессиональная техника имеет показатель в 72 дБ и более.
  • Номинальное сопротивление. Этот параметр отражает возможность подключения микрофона к тому или иному оборудованию, он крайне важен для профтехники. А вот для той, которая применяется с телефоном, планшетом, ноутбуком, персональным компьютером, он не имеет такого решающего значения.
  • Радиус приема беспроводного микрофона, а также длина шнура проводных моделей. Подобные эксплуатационные характеристики влияют на то, насколько свободно исполнитель может перемещаться с микрофоном. Соответственно, чем больше радиус действия и чем длиннее будет кабель, тем лучше.
  • Материал корпуса. Считается, что модели из пластика более легковесные и доступные в плане стоимости, однако они менее крепкие. Металлический корпус имеет повышенные показатели прочности, но масса таких моделей больше, а ценник на порядок выше. Особое внимание уделите способам фиксации – это могут быть стандартные стоечные модели, а также накамерные, петличные и даже потолочные варианты.

Приобретать микрофоны, полагаясь исключительно на авторитетность торговой марки, не рекомендуется. Даже самые признанные лидеры на рынке регулярно включают в свой ассортиментный портфель бюджетные модели для массмаркета.

Поэтому компании, которые еще недавно специализировались на выпуске самых профессиональных решений, в наши дни активно разбавляют свой ассортимент низкокачественными микрофонами для домашних студий и исполнителей-любителей.

Если вы покупаете недорогую технику, даже от самого именитого бренда, вы можете получить совсем не то, что хотите.

В настоящее время во многом дискредитировал себя и термин «профессиональный микрофон». Многие известные изготовители после того, как вывели свои производственные мощности в Китай, Вьетнам и Монголию, наряду с высококачественными продуктами стали предлагать пользователям и банальный ширпотреб.

Помимо того, в продажу поступила целая плеяда микрофонов, созданных для решения современных задач, например, для аудиозаписи речевых трансляций, для онлайн-вещания либо озвучки роликов. Такие модели достаточно бюджетные, но нормального качества от них ждать не стоит.

      А вот на стоимость обратить внимание можно, в этом плане ничего не поменялось — профессиональные микрофоны как стоили недешево прежде, так и сегодня ценник на них по-прежнему остается высоким.

      Если микрофон выбирается для организации концертов и публичных выступлений, то особое внимание можно уделить его дизайну. В продаже можно встретить самые разные красивые модели – винтажные или современные, традиционно черные или креативные красные и розовые.

      Большой популярностью пользуются модели с подсветкой.

      Советы по выбору микрофона смотрите в следующем видео.

      Комментариев нет
      Информация предоставлена в справочных целях. По вопросам строительства всегда консультируйтесь со специалистом.