Все, что нужно знать о патине для металла

Содержание
  1. Что это такое?
  2. Разновидности
  3. Что необходимо для патинирования?
  4. Как наносить патину?

То, что металл темнеет – вполне естественный процесс. Потому антикварные, старинные вещи не могут сами по себе блестеть как новые. Потемнение считается благородным признаком, верным знаком, действительно, ценной вещи. Но и современное изделие можно искусственно состарить. Делают это в декоративных целях, и используют для этого патину.

Что это такое?

Изначально патиной считали только темный налет на металле, а точнее, на медных изделиях. Пленка окислов делала металл, можно сказать, постаревшим. Но потом слово «патина» распространилось и на другие материалы: дерево, бронзу, гипс. Искусственно начали состаривать мебель с помощью патинирования. И все же на металле патина смотрится максимально естественно. Интересно, что окисление железа – это ржавчина, ассоциируется она далеко не с декоративными особенностями. Патиной называют окисление других металлов. И если со ржавчиной борются, то патина становится желанным эффектом. Ее считают благородным «жизненным опытом» металлических изделий.

Конечно, недобросовестные люди используют патинирование в мошеннических целях, с его помощью стараются выдать обычную металлическую вещь за старинную. Но в основном патину применяют исключительно в декоративных целях. В интерьере иметь вещь, которая напоминает антиквариат, хотят многие. Держать дома подлинный антиквариат могут единицы. Но ведь внешнего эффекта вполне может быть достаточно, и патина позволяет его достичь. Ненатуральную патину создают с помощью кислот и окислителей в составах специальных смесей. Удается добиться разных оттенков патины: она может быть зеленой, рыжей, черной.

Естественная патина образует свой цвет сообразно условиям, в которых она формировалась. Цвет искусственной зависит от компонентов состава.

Разновидности

Самые распространенные виды патинирования – золочение, чернение, серебрение. Чаще патинирование проводят на контрасте: например, темная основа – светлая патина, и наоборот. Если основой будет темно-матовый графит, его лучше патинировать золотом либо бронзой – даст эффект старой бронзы. Если изделие имеет окрас темного или светлого графита, патинировать его лучше серебром, можно добиться эффекта черненого серебра, черного железа. А вот медная краска с разными оттенками коричневого придаст поверхности кованого изделия медный вид.

Если на медную краску нанести бронзовую или золотую патину, получится изделие под бронзу либо латунь. Если изделие предназначено для светлого интерьера, лучше использовать те, что покрыты белой краской с эффектом потертости, патинированные золотом. Можно ориентироваться на такие моменты: серебро считается холодным оттенком, в интерьере, где необходимы свежесть и строгость, это работает. Золото придает изысканности, то есть ей еще нужно соответствовать, весь интерьерный ансамбль должен петь в унисон. Бронза символизирует благородство, а медь делает отсылку к Средневековью.

Если же возвращаться к натуральным истокам, самый распространенный вид патины – оксид меди. Поверхность, которая будет окрашена оксидом меди, имеет зеленоватый оттенок. А вот если оксид меди появится на стали, цвет будет желтый либо охровый. Если на латуни и бронзе – коричневый, а если на серебре – темновато-серый.

Для металла традиционно используют порошковую (кузнечную) патину, в то время как для дерева потребуется акриловая. Первым видом порошковой патины считается серебрянка, то есть порошок, который до использования смешивают с олифой. Кузнечные краски обычно матовые, но патина придает металлу больше благородного блеска.

Кстати, порошковую патину можно купить и уже готовой. А чтобы удобнее ею было пользоваться, при окрашивании можно смешать ее с сольвентом либо ксилолом.

Что необходимо для патинирования?

Средства для патинирования – это работа с химическими окислителями. А значит, нужно помнить о технике безопасности, работать в защитных очках и респираторе либо чем-то аналогичном ему. Для работы понадобятся:

  • патина нужного цвета в виде порошка;
  • жидкий растворитель;
  • губка либо кисть размера 2-3;
  • пластиковые/стеклянные ванночки (только не из металла, они вступят в реакцию с составом);
  • само изделие, которое и будет декорироваться.

В идеале нужно работать на свежем воздухе, но если такой возможности нет, и приходиться трудиться в домашних условиях, – в помещении с хорошей вентиляцией. То есть нужно открывать окна, включать вытяжку, организовывать сквозняк. Если вдруг кислотный состав попадает на открытую кожу, ее поверхность нужно промыть под проточной водой, а потом на это место нанести содовую кашицу. Ну и, конечно, работать надо только в перчатках.

Как наносить патину?

Если все готово к работе, пора браться за обработку поверхности. Да, и ей нужна предварительная подготовка. Гладкость металла должна быть безупречной, только такую можно красить. Если на поверхности будут коррозийные признаки, не случиться оптимальной грунтовки – верхние слои пойдут пузырями и в скором времени облезут. Все заусенцы на металле правильно будет удалить, выбоины и сколы зашпатлевать, а потом зашлифовать наждачкой. Сначала используется грубая наждачная бумага, а потом та, что помельче. И вот доведенное до идеального вида изделие можно покрыть грунтовкой, она продается в спрее-баллончике.

Есть 2 способа состаривания металла: можно патину наносить кисточкой, а можно губкой. Если набирать красящий состав на кисть, можно контролировать текстуру, она бывает очень разной. Можно контролировать и направления мазков, и глубину прокраски. Перед началом работы не следует мочить кисть, работать предполагается только сухой кисточкой (мокрая чревата образованием подтеков и капель на поверхности). 2 или 3 см щетины – ровно то, что нужно для нанесения патины.

Если же решено прокрашивать поверхность губкой, она даст ни с чем не сравнимый эффект «запыления». Только не стоит прижимать губку к металлу слишком сильно, могут на его поверхности отпечататься поры губки. А также в процессе работы нужно держать неподалеку салфетку с растворителями, и ту основную краску, которой окрашено само изделие. Это поможет быстро скорректировать ошибки, нанести патину снова. Но лучше этого избегать, повторное нанесение чревато не очень эстетичным, так называемым плоским эффектом.

Совсем другое дело – патинирование окислителями. Это сложнее, но и выглядеть предмет будет более натурально. И прочность его не сравнима с красящим составом. Обрабатываемая поверхность тоже нуждается в подготовке, но грунтовать и красить ее не надо, надо просто обезжирить и отбелить, используя кислотный раствор. Принцип действия таков: в готовый раствор добавляется кислота (соляная/серная/азотная), туда опускается металл.

Патина должна появиться очень быстро, потому изделие нельзя передерживать в этом составе. Покрытие будет максимально натуральным, но без лакированного слоя – это покрытие вряд ли будет долговечным.

Как сделать другие оттенки патины своими руками.

  • Чтобы оттенок получился оливковым, латунное изделие отправляется в раствор из воды, нашатыря и хлорированного оксида меди – 5: 4: 2. Состав очень токсичен, нужно работать аккуратно.
  • Чтобы добиться густого оранжевого оттенка на латуни, потребуется смесь сульфита калия.
  • Кроваво-красный оттенок патины даст медный купорос плюс хлористый цинк.
  • На меди и на латуни можно получить черный оттенок патины, смешав 2 г печени серной и столько же поваренной соли.
  • А чтобы достичь эффекта «воронения», надо изделие погрузить в раствор хромпика (100 г/ 1 л воды). Сталь покроется очень глубоким, иссиня-черным оттенком с заметным голубым свечением.

Все, что останется после работы с окислителями вручную, следует утилизировать. Смесь хранить дома нельзя, все равно не получится ее использовать через время, ни разбавить, ни во что-то трансформировать. Те изделия, где удалось покрытие патиной, надо хорошенько просушить. И финишным этапом станет покрытие просушенного изделия лаком, покрыть металл можно как матовым, так и глянцевым лаком.

Очевидно, что работать с красящими составами легче и безопаснее. Да, натуральное патинирование будет не имитацией, а почти подлинным состариванием, более термостойким и убедительным. Но это затратно, не все справятся, да и не всегда можно сразу различить имитацию и реальность.

Более того, за счет простоты технологического процесса имитация чаще получается лучше, это проще и быстрее.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. По вопросам строительства всегда консультируйтесь со специалистом.