Телега для лошади: конструкция, управление и изготовление

Содержание
  1. Особенности конструкции
  2. Управление
  3. Изготовление
  4. Инструменты
  5. Сборка

Телега – колесное приспособление, предназначенное для перевозки грузов при помощи мускульной силы тяглового животного. Телега может иметь два или четыре колеса и запрягаться одним или несколькими животными. Ими могут быть лошади, быки, волы и другие представители фауны.

Подобного рода повозка относится к категории транспортных средств, которым позволено передвигаться по дорогам общего пользования. Не груженый прицеп, запряженный одной лошадью, может развивать скорость до 8 км в час, что в два раза превышает показатели скорости ходьбы человека в среднем темпе.

Особенности конструкции

Первые телеги, использовавшиеся несколько веков назад, имели деревянные колеса, которые изготавливались в двух конфигурациях: из цельного дерева, путем соединения досок в щит, и с использованием обода со спицами. Последний вариант был более эффективным. Такие колеса имели меньший вес, а за счет спиц лучше гасили вибрации.

Для увеличения срока службы обод колеса покрывался металлическим обручем, что защищало его от деструктивных повреждений, возникавших при соприкосновении с дорожным покрытием.

Современные аналоги тележных колес имеют более продуктивные характеристики. Их обод изготавливается из легких металлов и оснащается воздушной камерой с резиновой покрышкой, что значительно снижет нагрузки, оказываемые на тягловое животное и повозку.

Общая конструкция современной телеги предполагает наличие следующих элементов:

  • осей;
  • колес;
  • корпуса;
  • оглоблей;
  • поворотных механизмов.

    Телеги бывают двух типов: одноосными и двухосными.

    Одноосная бричка – двухколесная повозка облегченного типа, оснащенная одной поперечной осью, на концах которой закрепляются колеса. Корпус такой повозки бывает двух видов: пассажирским и грузовым.

    В первом случае на ось телеги устанавливается платформа, служащая основанием для блока сидений. Большинство вариантов одноосной брички оснащается двумя пассажирскими местами. Это обусловлено тем, что такое количество мест эффективно вписывается в конструкцию и позволяет сохранять равновесие.

    Во втором случае на телегу устанавливается платформа, служащая основанием для грузового кузова. В большинстве вариантов в качестве такого кузова используется щитовой настил, оборудованный легкими боковыми бортами. На такой повозке перевозятся различные грузы сельскохозяйственного назначения: сено, навоз, строительные материалы.

    Одноосная телега является малогабаритным транспортным средством. С ее помощью можно перевозить грузы, имеющие небольшую массу.

    Двухосные повозки считаются многофункциональными и обладают свойствами высокой грузоподъемности. Конструкция таких телег предполагает наличие более сложных механизмов. Так как они оснащены двумя парами колес, возникает необходимость в устройстве, которое позволяло бы телеге совершать поперечные повороты.

    Для обеспечения поворотной функции передняя ось телеги совмещается с поворотным механизмом, который приводится в действие оглоблями, прикрепленными к телу лошади. В работе механизма ключевую роль играет допустимый угол поворота, а также размер колес. Для повышения поворотных функций размер переднего колеса должен быть в полтора-два раза меньше заднего.

    Такой подход позволяет снизить радиус поворота телеги и повысить эффективность ее использования на дорогах общего пользования.

    Управление

    Управление телегой помогает осуществлять специальная экипировка, соединяющая тело лошади с повозкой. Это снаряжение состоит из набора ремней и крепежных узлов, которые надеваются на переднюю часть животного и соединяются с человеком, управляющим повозкой. В качестве элементов управления выступают два ремня, идущие к рукам водителя.

    Когда управляющий тянет за один ремень, упряжка оказывает тянущее воздействие на лошадь с той стороны, с которой находится задействованный ремень. Для того чтобы снизить тянущую нагрузку, конь поворачивает в ее сторону. Корпус животного упирается в оглоблю – длинную жердь, присоединенную к поворотному механизму, и приводит его в действие. Передняя ось вращается на центральном шарнире и поворачивается под углом к вектору движения повозки.

    Изготовление

    Современные технологические возможности позволяют сделать телегу своими руками в домашних условиях. Для ее изготовления необходимо подготовить следующее:

    • деревянные материалы;
    • металлические составляющие;
    • колеса;
    • ременные элементы.

    В качестве деревянных материалов используются доски, брусья, рейки и жерди. В перечень металлических изделий входят уголки, планки, втулки, подшипники, гайки, болты, шайбы, саморезы. Колеса можно использовать от других транспортных средств, например, автомобилей или мотоциклов. Последний вариант колес особо предпочтителен, так как предполагает небольшой вес и простоту монтажа.

    Основная сбруя, надеваемая на коня, не является частью телеги, однако при изготовлении последней стоит учитывать размеры и конфигурацию экипировки, которая будет использоваться в сочетании с конструируемой повозкой.

    Конное снаряжение производится преимущественно из кожи и приобретается в готовом виде. Вожжи изготавливаются по индивидуальной схеме с учетом характеристик конкретной телеги. Чаще всего для их изготовления используется строповый материал, который продается в хозяйственных или строительных магазинах.

    Инструменты

    Основной перечень инструментов, необходимых для сборки самодельной телеги:

    • приспособления для пиления (ножовка, электролобзик, торцевая пила);
    • дрель, шуруповерт;
    • болгарка;
    • сварочный инвертор (при необходимости);
    • сверла;
    • гаечные ключи;
    • другие сопутствующие инструменты.

    Перед сборкой телеги важно составить подробный чертеж. На нем должны быть указаны размеры повозки в целом, а также ее отдельных частей.

    Во время осуществления работ необходимо постоянно сверяться с чертежами для контроля соблюдения технологии.

    Сборка

    На представленном фото можно увидеть все составляющее компоненты телеги.

    Процесс начинается с изготовления колесных осей. В первую очередь, изготавливается задняя ось, так как она имеет более простую конструкцию. Она может быть изготовлена из деревянного бруса с сечением не меньше 150х150 мм, а также из металлического квадратного профиля. Второй вариант предпочтителен, так как имеет низкие весовые показатели и больший процент запаса прочности.

    К краям оси прикрепляются металлические втулки, на которые будут надеваться колеса. В качестве них можно использовать осевые втулки от передних колес мотоцикла. Они изготовлены с соблюдением технологий, которые обеспечивают наилучшие эксплуатационные показатели.

    Закрепить втулки на краях задней оси можно при помощи сварочного инвертора и дополнительных проставок. Перед монтированием колес подбираются подшипники соответствующего диаметра.

    Передняя ось собирается по аналогичной схеме. Главным отличием передней оси от задней является наличие у первой поворотного механизма. Его сборка требует особой внимательности и точности.

    Строго по центру передней оси располагается вертикальный шток, оснащенный подшипником. Конфигурация штока сходна с конфигурацией колесных втулок. На него надевается подшипник соответствующего диаметра.

    Поверх передней оси кладется специальная планка с отверстием по центру. Это отверстие предназначено для штока. Верхняя сторона отверстия в планке должна быть рассверлена для создания потая, в который должна поместиться стопорная гайка.

    После того как шток будет продет в планочное отверстие, на него накручивается гайка. Таким образом, передняя ось скрепляется с планкой через шток. При этом сохраняется возможность вращения передней оси относительно планки. Оно осуществляется за счет подшипника, надетого на шток, который располагается между осью и осевой планкой.

    После этого необходимо стационарно присоединить планку к днищу корпуса повозки. Для облегчения выполнения этой задачи можно повернуть ось на 90 градусов относительно осевой планки. Затем в планке просверливаются сквозные отверстия, которые проходят и через дно корпуса. Диаметр одного отверстия не должен быть меньше 10 мм. В них вставляются болты, округлые шляпки которых должны смотреть вверх.

    После того как на болты будут надеты шайбы и гроверы, на них накручиваются гайки. От количества крепежных болтов и степени их затяжки будет зависеть целостность поворотного механизма.

    Корпус изготавливается из высушенных деревянных досок. Он состоит из днища – дощатого настила, соединяющего колесные оси, и трех бортов. Обычно передний борт не требуется, так как его наличие препятствует комфортному управлению телегой.

    Общий вид корпуса телеги имеет очертания перевернутой трапеции. Борта устанавливаются таким образом, чтобы их нижние составные части находились на меньшем расстоянии друг от друга, чем верхние.

    Такое расположение позволяет увеличить вместимость телеги и сузить ширину днища, что, в свою очередь, дает возможность укоротить осевую планку.

    Рулевые жерди прикрепляются к передней оси на равном расстоянии от ее центра. Для присоединения жердей к оси привариваются отрезки труб круглого сечения длиной от 20 до 25 см. В них проделываются боковые отверстия, в которые будут вставляться сквозные крепежные болты.

    В приваренные отрезки труб вставляются жерди, диаметр которых меньше диаметра труб на несколько единиц. Разница диаметров позволяет жердям двигаться вертикально вверх и вниз, что необходимо при их присоединении к сбруе. В тех частях жердей, которые вставляются в трубчатые наварки, просверливаются отверстия, диаметр и расположение которых соответствует отверстиям в наварках. Через эти отверстия продеваются болты соответствующей длины и диаметра, после чего фиксируются гайками, закрученными поверх шайб и гроверов.

    Последующие конструкторские манипуляции, проводимые с телегой, определяются ее целевым назначением, индивидуальными характеристиками тяглового животного и потребностями человека, который будет эксплуатировать повозку.

    О том, как изготавливать телегу для лошади, смотрите в следующем видео.

    4 комментария
    Юрий 31.05.2020 14:53
    0

    У меня вопрос. Один мой знакомый утверждает, что на телегах делают какой-то брус сзади с целью раздвигать задние колеса при перевозке длинных "хлыстов". Я никогда подобного не встречал и хотел бы уточнить, существуют ли подобные конструкции. И вообще, бывает ли, чтобы в задней части телеги торчал назад какой-то брус или палка?

    Александр ↩ Юрий 31.03.2021 16:48
    0

    Да, у нас на Дону называют такие телеги разводами, они изначально сделаны для того, чтобы увеличить или уменьшать длину телеги.

    Старик. 13.07.2020 20:15
    0

    Раздвигать - это делать шире. Делайте ось и меняйте ширину. Длину повозки можно тоже менять до разумных размеров: чем длиннее повозка - тем меньше маневренность, и она тяжелее в ходу. Хлысты из леса предки вывозили на передке телеги. Комель - на передке, а верхушка дерева - волоком.

    Дима ↩ Старик. 09.04.2022 20:49
    0

    Согласен

    Лошадь Алтайская Алтайская Лошадь Андалузская Андалузская Лошадь Аппалуза Аппалуза Лошадь Арабская Арабская Лошадь Ахалтекинская Ахалтекинская Лошадь Башкирская Башкирская Лошадь Брабансон Брабансон Лошадь Будённовская Будённовская Лошадь Владимирский тяжеловоз Владимирский тяжеловоз Лошадь Вятская Вятская Лошадь Ганноверская Ганноверская Лошадь Голштинская Голштинская Лошадь Донская Донская Лошадь Забайкальская Забайкальская Лошадь Кабардинская Кабардинская Лошадь Казахская Казахская Лошадь Карачаевская Карачаевская Лошадь Марвари Марвари Лошадь Монгольская Монгольская Лошадь Орловский рысак Орловский рысак Лошадь Першерон Першерон Лошадь Русская верховая Русская верховая Лошадь Русский тяжеловоз Русский тяжеловоз Лошадь Татарская Татарская Лошадь Терская Терская Лошадь Тракененская Тракененская Лошадь Фалабелла Фалабелла Лошадь Фризская Фризская Лошадь Чистокровная верховая Чистокровная верховая Лошадь Якутская Якутская
    Все породы лошадей — 71 шт.