- Синонимы названия : Русская тяжеловозная
- Страна происхождения : Россия
- Порода получена путем скрещивания : орловский рысак x першерон x арденны
- Аборигенная порода : нет
- Время образования породы : в конце XIX - начале XX века
- Год внесения в Госреестр : 1993
- Назначение : тяжелоупряжная, для улучшения местных пород лошадей
- Молочная порода : да
- Мясная порода : нет
- Пони : нет
- Размер : средние
- Средний вес, кг (жеребцы) : 550-600
Порода лошадей русский тяжеловоз принадлежит отечественному племенному разведению. Она была создана благодаря российским селекционерам, поставившим перед собой цель – вывести породу выносливых животных, которые бы ничем не уступали европейским характеристикам качества. Такой конь по праву считается гордостью отечественного конезаводства, что дает ему возможность периодически занимать самые высокие места на всевозможных выставках, форумах.
Тяжеловозы считаются весьма перспективными в хозяйстве, так как генофонд практически полностью сохранен и позволяет заняться разведением, способным в небольшие сроки выйти на рентабельный уровень.
История и развитие
В середине XIX века в нашу страну были завезены европейские тяжеловозы-ардены. Несмотря на не слишком изящный внешний вид и скромный экстерьер они стали невероятно популярны. В начале XX века производством некрупных тяжеловозов занималось уже большинство конезаводов и хозяйств. При этом арденов смешивали с разными породами: брабансонскими, першеронскими, даже с орловским рысаком.
Все это привело к тому, что качество породы было существенно улучшено, она приобрела уже четкие очертания и стала завоевывать места на выставках не только в пределах страны, но и за границей. Смена государственного строя негативно сказалась на разведении лошадей в принципе, однако, через несколько лет конезаводы начали восстанавливаться. В середине XX века была официально зарегистрирована порода русский тяжеловоз, работа над которой продолжается до сих пор.
Описание и экстерьер
Эта порода одна из самых легко узнаваемых, ее просто отличить от других лошадей. Животные отличаются крепостью сложения, конечностями с ярко выраженной мускулатурой, низковатым передом, высотой до полутора метров. Имеется челка, умеренно густая волосистая часть. Масть, как правило, рыжеватая, с некоторой чалостью, реже гнедая. Весят взрослые особи в среднем 700 кг. Что касается экстерьера, отмечаются следующие характеристики:
- профиль прямого типа, голова сухопарая с широковатым лбом, легкая;
- небольшие по размеру уши стоячего типа;
- шея не слишком длинная, крепкая, с отличным развитием гребневой зоны;
- спина широкого типа, не очень длинная, с хорошо развитыми мускулами, не жесткая;
- грудная часть глубокая и широкая;
- ноги не очень длинные, с наростом волос, крепкие, стойкие, копыта устойчивые.
Данная порода чрезвычайно хорошо рысит и ходит шагом, очень вынослива в обеих вариациях. Согласно инструкции по бонитировке, проводится комплексная оценка тяжеловозов по разным признакам, согласно которой устанавливается класс представителя: элитный, первого класса и другие лошади.
Характерные черты
Русские ардены отличаются рядом положительных характерных черт темперамента. Они спокойны, не злобны, не агрессивны, покладисты, уравновешены. К людям относятся с добротой, верные и преданные по натуре. Кроме того, они отлично ходят в упряжке, могут много и качественно трудиться, не боятся тяжелой работы. С точки зрения рабочей породы, русский тяжеловоз идеален. К этому можно смело добавить присущую их предкам способность быстро приспосабливаться и нормально переносить не слишком мягкий климат, новых хозяев, перемену мест.
Несмотря на вышесказанное, лошадь нельзя назвать флегматичной, она довольно резва, активна, энергична, любознательна. Практически единственная из всех тяжеловесных пород может пуститься галопом. Иногда может быть упрямой, но в целом это незаменимый помощник и друг. Русские тяжеловозы давно обошли своих предков по всем характеристикам, считаются самой габаритной разновидностью тяжеловесных лошадей. Их достоинства признаны на международных выставках.
Особенности размножения и содержания
Один из самых больших плюсов, который определяет ценность данной породы – отличная способность к размножению, длительный срок активной жизни. Производители могут быть использованы для размножения вплоть до достижения 25-летия. Если условия хорошо организованы, то процент выхода жеребят составляет более 90. Очень высокие показатели и молочных свойств самок-матерей, около 3 тысяч литров за период выкармливания.
Еще одно положительное качество – скорое созревание особей. В 3 года они уже способны производить потомство, но даже после полутора лет практически неотличимы от взрослых по внешнему виду, росту и массе. Эти особенности дают возможности довольно рано их использовать в качестве работников. Помимо всего сказанного, тяжеловесы не слишком прихотливы в уходе, не привередливы в пище, им достаточно самых скромных условий. Они едят траву, сено, солому, концентраты.
Уже доказано, что тяжеловозы способны искать и доставать траву под снегом, то есть заниматься тебеневанием.
Применение
Помимо основного предназначения – тягловых видов работ, тяжеловозы прекрасно используются в других областях, где достигают успеха. Так как экстерьер их высококлассный, то они выступают как улучшители пород. Их скрещивают с другими видами лошадей и для получения мясных особей, которые обгоняют своих соплеменников по массе почти на 70 кг.
Мясное направление развито так же, как и молочное. Тяжеловозами в основном занимаются во ВНИИ конного заводства, где имеется ферма кумыса. Как мы уже писали выше, лактационный период позволяет получать очень большое количество молока. Считается, что кумыс намного качественнее и по своим свойствам более подходит для замены грудного вскармливания. На его основе производятся очень популярные и легко усвояемые смеси, детское питание, творог, йогурты. Это придает тяжеловозам особую ценность.
Хорош тяжеловоз на испытательных мероприятиях, очень часто именно этой породе принадлежит обновление рекордов. Они способны везти тяжесть порядка 26 тонн – этот максимум поражает воображение. Кроме того, конь способен преодолевать двухкилометровые расстояния с полуторатонным грузом за 5 минут.
Современное состояние
Застой в отечественном конном заводстве практически не сказался на разведении русских тяжеловозов. Эта порода по-прежнему выводится на высочайшем уровне качества. Помимо ВНИИ, ими занимаются 18 хозяйственных учреждений в очень многих регионах страны. В текущем времени выводится 8 ветвей, одной из самых распространенных является линия Градуса. Она представлена роскошными животными с безупречным экстерьером, высокой мощностью, довольно высокой холкой.
Несколько сокращается популяция линии их главного конкурента – Свиста. Они также габаритны, выносливы, плодовиты и работоспособны. Так как большая часть этой ветви разводилась в советский период в Беларуси, они стали для нас недоступны. В России этой линией занимается завод Красноармейский. Другие основоположники ветвей:
- Коварный;
- Рубин;
- Поденщик;
- Рубикон;
- Капитэн;
- Караул.
Как лучше приобрести?
Покупаются тяжеловозы как на конных заводах, так и в хозяйствах частного типа. Что касается ценообразования, то на него влияет чистота рода, возрастные особенности, экстерьер. Считается, что элитных представителей тяжеловозов приобретают на заводах Вологды, Куеды, в екатеринбургском обществе «Дружба». Заявки подаются заблаговременно, распределение происходит в конце лета, начале осени.
О том, для чего используется данная порода лошадей, смотрите далее.