Особенности ремонта лобзиков

Особенности ремонта лобзиков
  1. Устройство
  2. Частые неисправности
  3. Ремонт
  4. Профилактика поломок

На торговых площадках представлено великое разнообразие электроинструментов от разных производителей. Модели встречаются самые разные: как любительские дешевые, так и «навороченные» профессиональные, которые стоят немалых денег.

Электролобзики занимают особое место, они также пользуются большим спросом. Есть агрегаты самых разных размеров от отечественных производителей и импортные.

Устройство

Электролобзик – это инструмент, который подходит для работы с самыми разными материалами:

  • цельное дерево;
  • ДСП;
  • фанера;
  • оргалит;
  • мягкий металл;
  • ПВХ материалы.

Универсальность применения этого замечательного инструмента позволяет выполнять сложные комплексные работы, которые другой инструмент сделать не в состоянии. Пильные полотна активно задействованы во время работы, они подвергаются немалым механическим нагрузкам, через какой-то период времени выходят из строя.

Механизм лобзика также испытывает большие нагрузки. Если подобный агрегат используется регулярно, то следует знать его компоновку, как он работает.

Принцип устройства этого агрегата несложен, главными блоками его являются:

  • двигатель;
  • редуктор;
  • шток.

Воздушный кулер, регулировка скорости, узел маятникового движения – это все вспомогательные элементы удержания, которые обеспечивают продолжительность и производительность работы.

В некоторых моделях электрический лобзик обеспечивается отдельной стартовой кнопкой, которая может также регулировать и частоту крутящего момента.

С точки зрения трансформации электрической энергии происходит такой процесс:

  • электрический импульс, поступая в инструмент, переходит на щетки (они сделаны из графита), что обеспечивает появление вращательного момента на роторе;
  • импульс вращения передается на редуктор – узел, который трансформирует крутящий момент в поступательное движение, которое направляется на шток.

В этой схеме особая роль отводится крепежному узлу, который обеспечивает надежное соединение штока с движущимся полотном.

Как видим, принцип устройства электролобзика един для всех моделей. Разница присутствует только в качестве сборки, подгонке узлов, материалах.

Зная «общую канву» и алгоритм работы элементов, несложно понять, какие могут возникнуть поломки и неисправности, а также узнать причины, из-за которых они возникают.

Частые неисправности

Как у всякого механизма, у электролобзика могут возникать различные неисправности:

  • инструмент пилит криво, полотно «уводит» в сторону под углом, который неприемлем;
  • сломалось крепление режущего инструмента, пилка вылетает;
  • агрегат не включается;
  • ломается колесо редуктора или его зубцы;
  • изнашивается червячная передача, которая стоит на якоре;
  • полотно прыгает или выпадает при пилении;
  • зажим не работает, не держится пилка;
  • крошатся зубья на цанге.

Характер работы электролобзика – это вырезание кривых резов. Кривизна может быть разной, поэтому здесь тоже присутствуют свои показатели. Большая нагрузка при такой работе ложится на главный опорный ролик, который часто приходит в негодность. Чтобы он не вышел раньше времени из строя, рекомендуется соблюдать все режимы работы.

Механизмы часто выходят из строя при попадании механических микрочастиц на динамические элементы. В обязательном порядке следует проводить своевременный профилактический осмотр и очистку внутренних узлов устройства. Необходимо смывать агрегат специальным составом WD-40. Полезно также использовать для очистки электроинструмента пылесос: причина поломки редуктора может быть, если на него попадает пыль.

Слом штока чаще всего бывает во время механических повреждений.

Ломка зуба на цанге также случается чаще всего по вине мастера. Такое происходит, если слишком сильно закрепить рабочее полотно.

Не выдерживает нагрузок червячная передача, если «гонять» инструмент на форсаже.

Рекомендуется начинать работу после небольшого прогрева двигателя на холостом ходу.

Если не следовать рекомендациям, то возникают такие неисправности:

  • подшипник быстро изнашивается;
  • стирается кулачковый блок;
  • приходит в негодность шестерня.

Также довольно частая поломка – это истирание щеток, которые легко заменить. Профилактическая очистка работающих узлов – это вещь необходимая. Следует регулярно делать также смазку.

Еще одна частая неисправность – это поломка держателя, отчего полотно выпадает.

Часто крепление лобзика теряет жесткость, в результате чего появляется люфт, что отражается на качестве работы. Зажимы практически невозможно ремонтировать – их приходится менять.

Некоторые недобросовестные производители делают болтовые крепления из хрупких материалов. Такие дешевые сплавы ломаются при малейшей нагрузке и крайне недолговечны – приходится менять «родные» болты на крепления из прочной стали.

Чем сложнее конструкция, тем чаще возможны поломки. Современные гаджеты, которыми производители «напичкивают» инструмент, оказывают дурную службу. Часто они являются причиной поломок электроприборов.

Например, стандартная функция подачи полотна (она существует практически у всех моделей) значительно помогает в работе, снижая напряжение на руки работника. Однако наличие подобного механизма приводит к большому износу отдельных узлов агрегата, таких как:

  • направляющий ролик;
  • втулки (особенно в штоке).

Можно привести еще пример, когда появляется слишком большая нагрузка, что может быть вызвано физическим воздействием неопытного работника: если модель не слишком дорогая, то в ней, как правило, пилка может сломать хрупкий держатель.

Опорный ролик может внезапно «замирать». Причины могут быть следующие:

  • отсутствие смазки;
  • поломка подшипника.

Чтобы поменять ролик, надо демонтировать микропилу, разъять корпус, раскрутив болты. Выдвинуть ролик из ниши и поставить «свежий». Сделать эту операцию можно самостоятельно – она несложная.

Если срабатывает защита, которая предохраняет от перегрева агрегата, то здесь может быть несколько причин, например, забился пылью воздуховод, который не дает возможности полноценно охлаждаться движку. Следует, взяв кисточку или старую зубную щетку, прочистить секции решетки. Также можно использовать для очистки такие «инструменты»:

  • иголку;
  • х/б тряпку;
  • спирт.

Для защиты электродвигателя от перегрева существует термическая защита. Она может сработать из-за загрязнения решеток воздухозаборника пылью и опилками. Прочистите решетки, дайте электролобзику остыть немного. Через некоторое время термовыключатель включится автоматически.

Шнур может быть поврежден, двигатель в этом случае работать не будет. Проверить шнур можно с помощью тестера. В случае наличия дефекта показатели на приборе будут равны бесконечности. Стоит шнур недорого, его необходимо будет поменять.

Есть модели, которые функционируют от переносных зарядных устройств. При работе с такими лобзиками нельзя допускать, чтобы батарея разряжалась более чем на 15–20%.

Если это происходит регулярно, элемент питания будет терять свой ресурс, что значительно сократит срок его эксплуатации.

Ремонт

Прежде чем отремонтировать инструмент самостоятельно, рекомендуется собрать информацию, обратив внимание на некоторые явления, которые возникают при неисправностях:

  • корпус сильно нагревается;
  • возникают посторонние шумы в самом начале работы агрегата;
  • появляются снопы искр при начале функционирования электролобзика.

Есть два вида поломок, которые можно исправить самостоятельно:

  1. электрический блок выходит из строя;
  2. ломаются механические элементы.

Если сломался ротор или статор, то такую неисправность устранить самому невозможно — проще всего отдать машинку в сервисный центр. Бывает это обычно от чрезмерного загрязнения рабочих узлов и отсутствия профилактической очистки агрегата.

Если износились щетки, то их можно заменить самостоятельно — здесь нет никакой сложности.

Если сломался регулятор, который отвечает за обороты, то починить этот узел может только специалист. Инструмент разбирается за считаные минуты. Корпус можно «располовинить», открутив винты. Старую смазку надо удалять в первую очередь, после очистки следует нанести новую.

Втулки штока в магазинах не продаются, можно только найти такие элементы только среди б/у инструментов. В разных моделях стоят практически идентичные втулки.

Самые простые в ремонте – это устройства, где присутствует закругленный выход штока. Втулка или подбирается, или производится увеличение конусообразной впадины с помощью набивания на конус. Подобные процедуры убирают люфт, если он возникает в креплении.

На отдельные модели следует делать специальные обоймы-фиксаторы, для их монтажа используется (в качестве прокладки) медная фольга. Если модель имеет бюджетную стоимость, шток, как правило, сделан из металлической пластины. Производители экономят на металле, поэтому параметры этой пластины по толщине крайне незначительные. Пластина нередко не выдерживает нагрузок и лопается.

В этом случае машинка разбирается, каждый этап записывается, фотографируется цифровой камерой. Деталь изымается (пластина имеет сложную конфигурацию). Фрагменты пластины берутся владельцем, чтобы на месте правильно выбрать необходимую запасную часть. После установки новой детали на место сломанной следует обязательно обновить смазку.

Чтобы поменять щетки, не требуется большая квалификация. Достаточно открыть корпус электролобзика и вынуть изношенные щетки, аккуратно протереть кусочком бинта все впадины и узлы агрегата. Затем новые щетки следует установить на место старых элементов. Для протирки лучше всего использовать спирт.

Преимущество современных моделей в том заключается, что использовать паяльник нет необходимости. Термический предохранитель также выходит из строя, но не так часто. Эту деталь несложно заменить. Если в агрегате наблюдается искрение, то это в первую очередь говорит о том, что щетки поизносились или смазка устарела.

Любой инструмент требует профилактического осмотра – это обязательная предпосылка для того, чтобы он прослужил долгое время. В этом случае не потребуется дополнительная доработка или материальные траты на приведение его в порядок.

После завершения рабочего цикла электроинструмент обесточивается — это правило забывать не рекомендуется. У некоторых лобзиков розетка имеет дополнительно предохранитель, который может выходить из строя, — об этом также следует помнить.

Пусковая кнопка

Кнопка, которая отвечает за начало функционирования и изменение режимов работы на электролобзике, играет большую роль. Если она ломается, то этот элемент можно найти только в специализированных ремонтных мастерских или интернет-магазинах. Делать замену такого узла несложно — достаточно освободить его от провода, отвинтив болты, держащие клеммники. Современные конструкции сделаны таким образом, что применять паяльник нет необходимости.

Замена пилкодержателя

В электролобзиках самая распространенная неисправность – это замена быстросъемного крепления пильного полотна. Для крепления требуется инструмент определенной толщины. Если ее размер будет меньше, то пилка будет «люфтить».

Есть вход из этой ситуации: можно поставить держатель на болтах. Тогда оборудование станет вполне универсальным. Для этого следует квадратную арматуру разрезать на два куска, просверлить в них отверстия диаметром 3–4 мм и укрепить болтами М5. Придется повозиться, ведь операция довольно трудоемкая, но резать после этого инструмент будет точно.

Также можно сделать поменьше движение пилки в перпендикулярном векторе движения. Из алюминиевого листа вырезается пластина (она должна соответствовать параметрам подошвы лобзика). Затем вырезается выемка в соответствии с размерами инструмента. Заусенцы снимаются небольшим напильником. Обязательно на выступах делаются скосы. В пильное полотно врезается пластинка, она монтируется на подошву инструмента.

Затем просверливаются отверстия, чтобы установить крепежные элементы. Кусочек оргстекла вставляется в металлическую пластинку. Следует только произвести распил по той точке, где оно будет базироваться.

В результате во время работы полотно будет иметь ограничение при поперечном движении в точке самого реза. Таким образом появится еще больше прямолинейности.

Профилактика поломок

Профилактические мероприятия всегда продлевают срок службы любого инструмента, в том числе и электролобзиков. В начале работ следует, открутив винты, раскрыть корпус. С помощью спирта и тряпочки х/б необходимо очистить все узлы от старой смазки. Затем в нужные точки наносится новая смазка (в соответствии с рекомендациями, прописанными в инструкции-памятке). Очень важно обработать именно динамичные части агрегата (ток, редуктор).

Также существует еще ряд профилактических мер:

  • использование только «родных» деталей;
  • вырабатывать полотна процентов на 70 и затем их менять;
  • применять полотна только те, что соответствуют характеру данных работ;
  • во время работы нельзя «напрягать» чрезмерными механическими нагрузками;
  • не реже одного раза в неделю чистить инструмент от накопившейся пыли;
  • использовать смазочный материал WD-40;
  • применять для очистки пылесос;
  • нельзя ударять или ронять инструмент — это часто приводит к порче несущего штока;
  • нельзя слишком сильно затягивать пилку в креплении;
  • для слишком плотных материалов существуют специальные приспособления, их необходимо использовать;
  • для каждого материала существует свой оптимальный режим работы (скорость, угол наклона и т. п.);
  • основание опорного ролика должно не реже одного раза в неделю обрабатываться специальной технической смазкой;
  • активно следует использовать технические кисти, чтобы обрабатывать инструмент после окончания работы;
  • всегда нужно следить за вентиляционной решеткой инструмента и очищать ее от механических микрочастиц.

Как отремонтировать лобзик своими руками, вы узнаете из видео ниже.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. По вопросам строительства всегда консультируйтесь со специалистом.