Организация заезда на участок
После завершения строительства нового частного дома на участке, а также возведения забора очередная стадия – обустроить заезд на собственную территорию. По сути, заезд – одно- или двухместная стоянка, по методике её возведения напоминающая многоместную парковку.
Особенности
Заезд на участок – отгороженная от остальной части территории одноместная стоянка, куда владелец частного дома загоняет свою машину. Эта зона должна отличаться от остальной части территории некоторыми особенностями.
- Чистота. На колёса не должны липнуть глина, почва, песок, камешки и другое.
- Комфорт. Заезд на дачный участок должен быть свободен от посторонних предметов, например, остатков стройматериалов, мешающих конструкций.
- Определённые габариты. По пожарным нормам, в заезд должна помещаться машина пожарной охраны. Минимальный размер совпадает с габаритами большинства легковых автомобилей (например, джипов) плюс запас к ширине и длине, чтобы из машины можно было легко выйти, не повредив ни её, ни расположенные рядом конструкции. А также в машину должен быть лёгкий доступ, чтобы владелец (и его семья) могли бы уехать по делам.
- Заезд не входит в площадь гаража. Если в доме живёт большая семья, и у каждого взрослого члена – свой автомобиль, уместнее построить автостоянку с запасом по площади, чтобы можно было уезжать и приезжать, не мешая друг другу. Но такая ситуация – большая редкость.
- У заезда должен быть навес от дождя. Не всякая машина стерпит постоянные ливни, град, случающийся время от времени, снежный занос с сугробами более полуметра. В идеале двор должен быть крытым в том месте, где стоит одно или несколько авто.
Обозначив для себя такие закономерности, владелец приступит к разработке плана благоустроенного заезда.
Подготовка
Проект заезда характеризуется рядом характеристик.
- Основание лучше всего сделать бетонным. Идеальный вариант – железобетонная плита, усиленная арматурным каркасом; такая прослужит долгие десятилетия.
- Типовая площадь для одной машины – 3,5х4 м. Дело в том, что большинство машин имеют ширину в 2 м и длину в 5. В качестве примера – джип Toyota Land Cruiser: его габариты несколько превосходят указанные размеры, характерные, например, для авто Lada Priora. Запас необходим, чтобы можно было садиться в машину свободно, не повреждая её двери.
- Длина и ширина навеса совпадает с габаритами машиноместа 3,5х4 м. Можно сделать несколько больше, например, 4х5 м – это защитит площадку от косого ливня и снегопада. Идеальный вариант закрыть машиноместо и с боков, оставив лишь въезд со стороны ворот и вход/выход с другого конца, сообщающийся с домом. Тогда даже вьюжная зима не поспособствует необходимости чистить территорию заезда (и машину) от толстого слоя снега. Высота навеса – не более 3-х метров, если вы не используете, к примеру, грузовую «ГАЗель», чей фургон мог бы упираться в потолок. Крышу навеса лучше сделать скруглённой и прозрачной. Хорошей прозрачностью обладает, к примеру, сотовый поликарбонат. Несущие конструкции навеса должны быть стальными – здесь применяются профтруба и арматура.
- Повышенный комфорт заезду придадут пологий и гладкий «пятачок», сообщающийся с придворовой подъездной зоной, откатные ворота, например. Если есть возможность, за заездом можно построить гараж с такими же воротами – откатного типа.
- Место для заезда должно быть хорошо освещено. Днём хорошим освещением служит солнечный свет, проникающий через поликарбонатное покрытие. В ночное время источником света служат один или два прожектора.
- Ворота двора и гаража (если есть гараж) изготавливаются с одинаковой шириной. Машина должна заезжать свободно, а проход людей по бокам, когда двери машины закрыты, даже при остановке перед воротами, не должен закрываться.
Ландшафт вокруг может быть любым: игровая площадка или грядки – значения для отгороженной зоны заезда это не имеет. Делать въезд с угла участка не рекомендуется, если территория достаточно велика, чтобы установить ворота посередине, а не рядом с соседом. Если внутри паркуется не одна машина, а группа машин, заезд должен быть общим для всех: машины заезжают и выезжают друг за другом.
Обустройство въездной дорожки
Заезд во двор или на участок начинается с въездной дорожки – организации отрезка проходной/проезжей зоны, по которой пройдёт машина, прежде чем она въедет на основную территорию. Это небольшая проезжая часть перед воротами длиной от одного до десятка метров в зависимости от близости дороги, шоссе или улицы.
Эту подъездную часть можно обустроить по-разному: засыпать гравием или залить бетоном. Подъездной участок пути не является собственностью владельца, так как находится за периметром (забором).
Вот пошаговая инструкция по обустройству подъездной дорожки.
- Выройте мелкий котлован глубиной не более 10 см перед воротами.
- Засыпьте песок или супесь на 3-7 см. Подойдёт неочищенный карьерный песок – он содержит до 15% глины. Даже будучи смоченным, он не липнет к ногам толстым слоем.
- Засыпьте тонкий – несколько сантиметров – слой гравия. Подойдёт любая дроблёнка, даже вторичная.
Если есть лишние деньги на дальнейшее обустройство подъездной части, можно забетонировать эту подъездную часть аналогично основному заезду на участок. Такое оформление заезда является на 100% законченным. Большинство владельцев участков (и домов, построенных на их территории) ограничиваются лишь устройством гравийного покрытия из кирпичного и стеклянного боя, другого отслужившего свой срок стройматериала. Засыпать деревянными отходами эту дорожку не рекомендуется – дерево сгниёт через несколько лет, от него ничего не останется. Гравийная подсыпка может быть как на уровне остального ландшафта (и дороги), так и возвышаться над ним на несколько сантиметров.
Как сделать въезд через канаву?
Если перед участком или домом имеется сточная канава (ливневая или жидкие отходы), потребуется проложить в ней пластиковую или металлическую дренажную трубу. При этом чтобы въездной путь не провалился в канаву в данном месте, перекрыв её, эту трубу нужно заглубить не менее чем на 20 см от уровня дороги или местности. Аналогично поступают, когда перед участком оказался ручей, дающий начало реке.
Разберем, что сделать для обустройства въезда через канаву.
- Углубите канаву (при необходимости). Установите трубу и присыпьте её землёй сверху. Утрамбуйте это место ногами, пока земля не станет плотная.
- Положите сверху песчаный и гравийный слои, как и в предыдущем случае.
- Установите опалубку, ограничивающую подъездной путь по ширине трубы.
- Свяжите арматурный каркас. Подойдёт арматура А3 (А400) диаметром от 12 мм. Вязальная проволока может иметь диаметр 1,5-2 мм. Если используется арматура А400С, допускается сварка вместо вязки. Каркас должен в нескольких местах опираться, например, на кирпичи – этим он удерживается в середине (по толщине, глубине) будущей плиты.
- Разведите и залейте в это место необходимое количество бетона.
Для бетонирования своими руками используйте портландцемент марки М400/М500, сеяный (или мытый) песок, гранитный щебень с фракцией 5-20 мм. Пропорции бетона для замеса в тачке следующие: ведро цемента, 2 ведра песка, 3 ведра щебёнки, а вода вливается до приготовления консистенции, при которой бетон не стекает с лопаты и не липнет к ней. При замешивании в бетономешалке соблюдайте всё ту же пропорцию «цемент-песок-щебень» – 1: 2: 3. Допускается заливать плиту частями, приготавливая столько замесов (порций), с каким количеством вы можете справиться физически, когда работаете в одиночку.
Бетономешалка до нескольких раз ускорит этот процесс – вся работа по обустройству подъездного пути через канаву займёт 1-2 дня.
Бетон схватывается максимум через 2-2,5 часа. По прошествии 6 часов со времени окончания бетонирования залитый участок поливайте водой в течение 28 дней. Полив затвердевшего бетона производят по мере его высыхания – летом это делается каждые 2-3 часа. Если залитый участок находится под прямыми солнечными лучами, то поливают это место чаще – в течение дня, пока жара не спадёт. Это позволит бетонному перекрытию набрать заявленную прочность.
А также, когда бетон начал схватываться, но полностью не затвердел, можно провести так называемое железнение – посыпать небольшим количеством цемента залитый сегмент, пригладив образовавшийся тонкий цементный слой мастерком, чтобы он пропитался влагой. «Железнённый» бетонный или цементно-песчаный состав обретёт дополнительную прочность и глянцевый блеск после затвердевания и набора максимальной прочности, и разбить его станет затруднительно.
Железобетонная плита, набравшая предельную прочность, не продавится даже под грузовиком, если её толщина не менее 20 см. Это сохранит трубу, по которой теперь протекает сток канавы. Обустраивать это место с уклоном не рекомендуется – плита может со временем сдвинуться с места под воздействием проезжающих машин.
С помощью трубы
Способ, предполагающий прокладку сточной трубы, чтобы направить жидкость в канаве под въезд, требует пояснения. Бетонная труба может быть отлита самостоятельно. В этом случае она изготавливается квадратной – вокруг будущего стока прокладывается дополнительный каркас (с трёх сторон, кроме нижней стенки). Внутри каркаса устанавливается вторичная (внутренняя) опалубка, вокруг заливается бетон, закрывающий в итоге этот каркас. Для этого канаву временно перегораживают – пока бетон не затвердеет. Но такой способ весьма сложен в исполнении; лучше воспользоваться асбестовой или стальной трубой, а вокруг неё – залить бетон. Вместо стальной также подойдёт любая гофрированная (пластиковая, алюминиевая) – залитый сверху (железо) бетон не даст ей промяться даже под тяжестью грузовика, если соблюдены минимально допустимые толщина плиты, диаметр арматуры и пропорции ингредиентов, из которых готовился заливаемый бетон.
Вообще, материал трубы не имеет значения, её может там и не быть вовсе – вместо трубы делается проход, стенки которого являются частью плиты.
С укладкой железобетонных плит
Можно и вовсе не прокладывать трубу. Поверх канавы, на песчано-гравийную подушку вокруг неё, кладутся готовые железобетонные плиты. Их площади достаточно, чтобы канава не обрушилась «внутрь себя» под тяжестью груженой машины. Протяжённость плит должна как минимум в несколько раз превышать ширину канавы. Плиты кладутся впритык, без зазоров – отсутствие щелей позволит не преградить сточным водам путь через это место внизу.
С деревянными шпалами
Деревянные шпалы, брус, брёвна – какими бы они ни были толстыми, влажность их подточит через несколько лет. Этому поспособствуют как осадки, так и испарения канавы. Влага, впитываясь в дерево, разрушает его – в нём размножаются микроорганизмы и грибки, и со временем деревяшка превращается в труху.
Деревянные шпалы (брус или бревно) кладутся также впритык – как и железобетонные плиты. Достоинство такого решения – гораздо меньшие, чем на железобетон, затраты. Мера является временной – правильно укреплять заезд с помощью бетонированной конструкции, а не используя подручные материалы.
О том, как сделать заезд на участок через канаву, смотрите в следующем видео.