Особенности дорожек из щебня
Загородные поместья большинству современных людей кажутся отличным способом отдохнуть от цивилизации со всей ее суетливостью. Однако после дождя, когда все местные тропинки превращаются в разухабицу вперемешку с лужами, не хочется гулять не то что по окрестностям, а даже в собственном дворе. Правда, на приусадебном участке трудолюбивый хозяин вполне может решить эту проблему, причем без больших затрат – всего-то надо устроить дорожки из щебня.
Достоинства и недостатки
Дачные дорожки из щебня в саду – это лишь один из многих вариантов того, чем вымостить основные маршруты. С учетом огромной конкуренции за звание оптимального материала для решения проблемы следует предварительно рассмотреть, почему стоит и почему не следует использовать именно щебень.
Начинать изучение будем с положительных сторон материала:
- щебень выглядит довольно симпатично, он неплохо гармонирует с окружающей местностью и архитектурой, потому часто используется в дорогих дизайнерских проектах;
- щебневые дорожки неприхотливы к условиям эксплуатации, они одинаково уместны в любом климатическом поясе;
- расходные материалы, как и строительство, стоят копейки, потому реализация затеи будет по карману каждому желающему;
- чтобы насыпать тропинку из гранитного отсева, не нужен предварительный опыт подобных работ или какая-либо вспомогательная техника;
- материал мелкой фракции можно использовать разных цветов и размеров, чтобы покрытие приобрело неповторимый, а то и вовсе осмысленный рисунок;
- щебневое покрытие совершенно не скользит, даже в мокрую погоду обеспечивая надежное сцепление с подошвой;
- решив сделать тропинку из щебня на даче своими руками, хозяин навсегда решит проблему образования луж и «болота», мешающего пройти.
Однако некоторые свойства щебня могут навести вас на мысль, что лучше использовать гравий или какие-либо еще альтернативные материалы. Недостатков у щебневых насыпных дорожек не так много, но лично для вас они могут оказаться принципиальными.
Итак, вот что заставляет задуматься:
- щебневое покрытие не выкладывается раз и навсегда – из-за мелкофракционной структуры периодически будут образовываться «холмы и долины», которые придется разравнивать;
- края камешков могут оказаться острыми, и если у вас есть дети, любящие резвиться в саду и неизбежно падающие в процессе игры, такой вариант покрытия может стать причиной получения травмы;
- даже если на приусадебной территории падать некому, щебень способен повредить подошву обуви – как минимум придется отказаться от тех обувных моделей, у которых основа слишком уж тонкая.
Виды щебня
Существует не менее трех разновидностей или марок щебня, и все они используются для дорожных работ. Классификация по виду введена неслучайно – разница между отдельными видами, пусть и небольшая, все же присутствует.
Ввиду этого, рассмотрим все позиции.
-
Гранитный щебень производится в результате взрывных работ в карьерах и дробления тех фрагментов камня, что не годятся для каких-либо других целей. Именно этот вариант сырья считается наиболее востребованным, поскольку он равнодушен к экстремально низким температурам, практически не впитывает воду и не вытирается. Наиболее распространенная фракция – 5-20 мм, однако есть и более мелкий щебень, и значительно более крупный, который в дизайне двора будет напоминать о настоящей дикой природе. Именно из такого материала делаются подушки для автотрасс.
- Гравийный щебень создан самой природой – это те камешки, которые усилием волн обточились в море или реке. Такой материал, по понятным причинам, является чуть менее острым, а значит, и более безопасным, но не стоит воспринимать его как идеально гладкие кругляши. Впрочем, ввиду сравнительного отсутствия острых углов, именно такое сырье чаще всего применяется в ландшафтном дизайне. А также оно актуально в железнодорожном строительстве и производстве бетона.
- Известняковый щебень также известен как доломитовый. Главная причина его относительной популярности – невысокая стоимость даже на фоне ближайших конкурентов. Причины лояльной ценовой политики поставщиков, торгующих таким товаром, тоже очевидны – камушки могут быть белого, желтого, красного и бурого оттенков в одной партии, а разный цвет, естественно, говорит о разнообразии химического состава и эксплуатационных характеристик.
Необходимые инструменты и материалы
Строго говоря, набор инструментов и материалов для строительства щебеночной дорожки может быть разным, ведь проект можно сделать как предельно простым, так и несколько более современным и продвинутым. Каждый вариант имеет право на существование, и ваш проект может требовать дополнительных расходников и оборудования или, наоборот, не нуждаться в чем-то из перечисленного ниже.
Рассмотрим набор необходимых материалов. Нам обязательно понадобятся песок для отведения воды и геотекстиль, который не даст растениям прорастать на пути властелина природы.
Бордюры помогут тропинке не расползаться по всему участку, а сам щебень будет главным покрытием.
На этом перечень обязательных элементов закончен, однако если тропинка все же не будет сугубо щебеночной, может понадобиться «настоящее» покрытие, будь то плитка, камень или асфальт. В некоторых случаях, собирая конкретный узор из камушков разного цвета, дизайнер хочет закрепить именно такое расположение элементов, потому склеивает их клеем или эпоксидной смолой. Если же дорожка должна быть такой, что хоть на автомобиле езди, не станет лишней и пластиковая газонная решетка.
Соответственно, чем больше вы задействуете различных материалов, тем больше надо будет инструментария, чтобы с ними работать. Собственно, для элементарных земляных работ потребуются лопата и грабли, а для разметки контуров будущего инженерного сооружения – рулетка, колья и бечевка. Если вы хотите плотную текстуру покрытия, используйте также устройство для уплотнения, которое можно купить или изготовить самостоятельно. Для работы с бетоном понадобится бетономешалка, а для плитки нужен специальный резиновый молоток.
Технология изготовления
Чтобы проект, выбранный ради минимальных затрат, не разочаровал своим качеством, надо отсыпать дорожку правильно, выполнив ее устройство в виде слоеного пирога. О том, как это делается, поговорим детальнее.
Разметка
В первую очередь нельзя работать с проектом, который существует только в вашей голове. Разметьте на участке точные контуры будущей тропинки, перенеся их с бумажного чертежа на реальную местность. Обозначить очертания можно при помощи обыкновенных деревянных колышков, между которыми на небольшой высоте тянется бечевка. Если же абрис тропы задуман совершенно не угольным, разметку можно выполнить при помощи гибкого шланга, который в точках изгиба фиксируется проволочными полукольцами. Важно надежно закрепить все эти элементы, иначе в процессе реализации проекта возможен непредвиденный перекос планировки.
Когда разметка будет выполнена, важно, не приступая к следующим этапам реализации, еще раз незамыленным глазом оценить правильность и целесообразность замысла.
Сейчас фактически последний момент, когда в проект можно внести изменения без большого вреда для собственного участка.
Траншея
Как и любая другая конструкция, дорожка нуждается в фундаменте, а поскольку она не должна сильно возвышаться над прилегающей местностью, нужна траншея. Не пренебрегайте этим этапом – он позволяет эффективно удалить корни растений, благодаря чему тропка не будет зарастать сорняками еще много лет.
Рыть углубление надо в соответствии с контурами, заданными вышеописанной разметкой. Слишком большая глубина обычно не требуется – чаще всего достаточно одного штыка лопаты. При этом важно утрамбовать и разровнять дно, а также по возможности придать ровные контуры краям образовавшейся ямы.
Установка бордюров
Обратите внимание, что бордюр выкладывается разными способами. В некоторых случаях, если дорожка не испытывает серьезных нагрузок, он может быть сугубо декоративным, потому не крепится никак. Если же вы все-таки решили сделать тропинку «на века», сначала уложите подушку (следующий описанный шаг) и лишь потом приступайте к монтажу бордюров так, как описано ниже.
Для начала замешиваются цемент, песок и вода, чтобы получился строительный раствор. Из получившейся массы под будущим бордюром выкладывают слой средней толщины, который предсказуемо будет чуть выше уровня подушки. Он также должен быть шире самого бордюра, чтобы выбранный для ограждения материал можно было слегка утопить в вязкой массе. При этом установка отдельных фрагментов осуществляется сразу с выравниванием по бечевке, которую снимать пока еще нельзя.
На роль бордюра, кстати, могут претендовать самые разные материалы, в том числе и весьма неожиданные. Бордюрный камень, деревянные брусья, металлические пластины и кирпичи – это еще «попса», ведь кое-кто использует для ограждения даже старые пластиковые бутылки, при этом получается довольно неплохо.
Словом, проявите фантазию – и будете вознаграждены.
Подушка
Траншею мы рыли специально для того, чтобы уложить в нее подушку – она является своего рода фундаментом для строящейся дороги. Когда грунтовое дно выровнено, выкладывают первый уровень, который может быть выполнен из газонной решетки или геотекстиля. Первую подрезают точно по контуру и размерам сооружаемой дорожки, а вот второй берут с запасом – так, чтобы во все стороны оставались добрые полметра.
Первым слоем наполнителя будет крупнозернистый камень, который в отдельных случаях смешивают с глиной. Его насыпают поверх решетки или геотекстиля, после чего с помощью граблей выполняются разравнивание и тщательная трамбовка. Если под ним лежит именно геотекстиль, то его края, которые мы намеренно оставили длинными, после этого заворачиваются.
Поверх каменистого слоя насыпают 10-сантиметровый слой песка, который тоже надо хорошенько утрамбовать. Сделать это будет проще, если сыпучий материал трамбовать влажным. Иногда для создания по-настоящему прочной и долговечной тропинки сверху песок заливают еще и слоем цемента.
Засыпка
Собственно укладка верхнего слоя не представляет никакой сложности – нужно просто засыпать щебень поверх уложенной подушки так, чтобы он не высыпался через верхний край бордюра, но при этом лежал довольно толстым слоем и не оголял спрятанную под ним подушку. Если материал примерно однородный и вы не задумали никаких художеств, его следует просто утрамбовать – и объект готов.
С красивыми дизайнерскими решениями дело обстоит чуть сложнее, потому что от них требуется повышенное качество и совершенно другой уровень эстетизма. Если ваша задача – просто повысить долговечность эксплуатации объекта, тогда можно в пространство между камнями засыпать мокрый песок, залить цемент или даже высадить газонную траву, чтобы придать дороге старинный вид. Обратите внимание, что все эти операции обычно проделываются только с щебнем крупной фракции – для мелкозернистого они непрактичны.
Если же мастер специально закупил разноцветные камушки и хочет составить из них сложный, эстетически ценный рисунок, тогда придется работать аккуратнее. Для закрепления формы и расположения изображения используют полимерное связующее, которое при тонком щебневом слое может быть даже вылито на плотную подушку, после чего засыпается зернистое покрытие.
В противном случае надо сначала засыпать щебень, а уже затем аккуратно проливать его полимером, но тогда желательно, чтобы состав был бесцветным, иначе его внешний вид будет влиять на восприятие художественного посыла.
Красивые примеры
Классические дорожки из мелкого гравийного щебня можно встретить практически в любом парке нашей страны, хотя не везде они выглядят так идеально, как на первом примере. Такой вариант мощения выглядит все-таки более натурально, нежели надоевший городским жителям асфальт, и, заметьте, прекрасно сочетается с обрамляющей свежей зеленью.
Если на первом фото дорожка была сделана из мелкого гравийного щебня, то во втором случае был использован крупнофракционный гранитный. В каком-то смысле такой путь даже не кажется слишком легко проходимым – на мелких колесах тут точно не проехать, да и ступать надо, тщательно выбирая место. Однако автор, судя по всему, так и задумывал – ему нужна была совершенно дикая тропа, напоминающая дно пересохшей реки.
Бурно растущие по бокам от прохода растения создают впечатление, что так далеко от цивилизации вы еще не бывали.
Третий пример показывает, как плитка может быть интегрирована в щебневую дорожку, не мешая воспринимать собственно щебень. Последний, правда, тут скорее декоративен – ходить люди наверняка будут именно по плиткам. При этом каменную сущность объекта выгодно дополняют большие искусственные каменные шары, напоминающие японские сады камней.
О том, как сделать дорожку из щебня, смотрите далее.