Все о стиле шинуазри в интерьере

Содержание
  1. Что это такое?
  2. Основные элементы
  3. Как применять в интерьерах?
  4. Стильные примеры

Красивое французское название шинуазри означает подражание китайскому искусству, пришедшему в Европу в начале семнадцатого века, а буквально переводится как «китайщина». Экзотические китайские товары с первой же минуты и навсегда покорили сердца европейцев, а поскольку цены на них были запредельными, местные мастера начали осваивать науку подражания китайцам. Так зародился стиль шинуазри.

Что это такое?

Во времена Ост-Индской компании мир почти ничего не знал о восточной загадочной стране, а уж тем более о секретах в искусстве Поднебесной. Местные мастера, подражая китайским, могли только догадываться, какая техника создает поющий фарфор, как рождаются удивительные краски, веками сохраняющие цвет и глубину на ткани, фресках, и уж тем более они не имели понятия о глубокой философии, сопровождающей каждый миг жизни китайцев от рождения и до последнего вздоха.

То, что воспроизводили европейцы, не было абсолютным повторением китайских товаров, скорее, это новый взгляд на классику, их видение прекрасного из мира поднебесья.

Именно поэтому стиль шинуазри – это не точная копия китайского мира, а, скорее, сказка о нём.

Основные элементы

Шинуазри – это дань любви к восточному искусству, одна из ветвей помпезного стиля рококо. У этого стиля есть свои характерные черты и элементы.

Фарфор

Изделия из фарфора и фарфоровая посуда – это, вероятно, наиболее значимое наследие, подаренное потомкам стилем шинуазри. Европе удалось повторить китайский фарфор только в XVIII веке. Надо заметить, что согласно историческим летописям, по большей части европейским жителям XVII века доставался некачественный фарфор, не прошедший отбор для дворца китайского императора. Фарфор 1 и 2 отбора принимался пекинским двором, забракованный возвращали производителю. При этом не велось никакого учета, что позволяло китайским торговцам отправлять свою продукцию за моря, где её качество не вызывало нареканий. Ост-Индская компания получала баснословные барыши, участвуя в подобных перепродажах.

Тончайшая посуда, декоративные вазы, украшенные синей и цветной росписью, были признаком богатства и утонченного вкуса в аристократических домах Европы.

В то время появилась мода на коллекции фарфоровых изделий. Подобные мотивы стали очень популярны в архитектуре — целые комплексы и летние резиденции украшались бело-синей имитацией, керамическими плитками.

Шелк

Это шелковые, расписанные вручную панно и обои шинуазри. На рисовой бумаге или шелковой основе создавались прекрасные картины с изображением птиц, садов и цветов, сцены из придворной жизни знати, иногда всё это дополнялось искусной вышивкой. Использовались яркие контрастные цвета, создающие объемные эффекты, или, наоборот, приглушенные тона, пастельная палитра.

Лак

Лаковая мебель с золотом появилась в Европе, когда из далекого и загадочного Китая купцы-мореходы стали привозить чудесные комоды, шкафы, украшенные причудливой сложной узорной резьбой и рисунками, покрытые лаком, что в те времена было весьма необычным явлением. Сложнейший процесс в китайском искусстве — создание дорогой мебели – насчитывает до 30 промежуточных этапов покрытия лаком. При этом каждый из них требует строжайшего соблюдения собственного режима температуры и влажности. Китайцы использовали методы росписи по поверхности и лаковой резьбы, что означает чередование нанесения узорной резьбы, полировки, окраски и лакирования.

Не меньшей популярностью пользовалась краснолаковая мебель, покрытая резьбой со сложнейшими узорами. Ярко-красного, карминного, цвета мастера добивались, добавляя киноварь (ртутный минерал) в лаковый состав. Искусные китайские мастера-краснодеревщики пользовались не только нанесением резьбы для декорирования мебели. В почете была полихромная роспись тончайшего рисунка — нанесение бесконечного многообразия разноцветных орнаментов, геральдических символов, фантазийных стилизованных изображений мифических существ. Метод полихромной росписи использует наиболее яркие цвета — красные, зеленые, синие, золотые и серебряные.

Изумительные творения получались при применении золотой лаковой росписи по цветному или черному фону, с инкрустированной поверхностью голубым и зеленым изменчивым перламутром, оловом, жемчугом и т. д.

Помимо основных материалов для инкрустации использовались слоновая кость, нефрит, фарфор, кораллы. Рамами с использованием такой техники обрамлялись зеркала.

Мебель зачастую воспроизводила силуэты пагоды — буфеты, бюро, этажерки и многое другое. Баснословная цена на лаковую мебель объяснялась недоступностью лака для европейских мастеров. В то время они уже научились копировать мебель, используя те же материалы, что и китайцы, а вот использовать лак не могли, поскольку его главная составляющая — смола лакового дерева – могла быть доставлена только из Китая, Японии, Кореи.

Проблема состояла в том, что ко времени прибытия на материк смола высыхала и становилась непригодной для работы. Позднее были найдены аналоги китайского лака и созданы его заменители.

Ширмы

Китайские ширмы – это промежуточное звено между лаковой мебелью и шёлковым панно. Однако, несмотря на это, ширмы выделены в отдельный предмет мебели, достаточно функциональный и востребованный. С помощью ширм зонировали пространство, создавали уютные уголки. В ширмах всегда использовалось четное количество створок — 2, 4, 6, 8. Дворцовые изделия поражали искусством декорирования. Тончайшая резьба, богатая роспись, шелк, стоивший порой столько же, сколько и остальные материалы, использовавшиеся в изготовлении.

Использование такого шелка, не менее драгоценных красок и материалов для инкрустации, искусная работа резчиков по дереву – все это делало ширмы произведением искусства.

На шелковых полотнах изображали сцены из мифологических историй, садовые и природные пейзажи, отдавая дань традиции. В темное время суток позади изделий зажигали свечи, и тогда изображения оживали в мерцающем свете пламени свечи. Из шинуазри ширмы перешли в другие стили, претерпев некоторые изменения.

Папье-маше

Папье-маше применялось китайцами для создания дешевых видов мебели. Во время архитектурных раскопок в Китае были найдены доспехи и шлемы из папье-маше, настолько крепок был этот материал. Состав из клея, древесных стружек и бумаги покрывался многими слоями лака. Это был дешевый материал, а его пластичность позволяла создавать сложные формы. Подобная мебель создавалась вплоть до XX века.

Акварельные рисунки

Традиционными рисунками были пионы, изображение пагоды, сценки из жизни китайской знати, красивые пейзажи, живописные сады, мифологическая флора и фауна. В росписи обоев применялись те же яркие краски — красные, синие, зеленые, желтые, а также их оттенки, золотое тиснение.

Для акварельной росписи характерен особый вид стилизации, что делает его безошибочно узнаваемым: множество деталей, комичные и фантастические сценки. Используется золотой и серебряный фон, подложка из стекла и перламутра, изображения в серебре.

Шинуазри не терпит блеклых, смазанных тонов и расцветок. Все цвета здесь сказочно прекрасны, чисты, используются яркие тона и оттенки — золото, желтая, красная, синяя, зеленая краски, голубая и розовая гаммы.

Все это результат сказочного представления о наполовину воображаемом и придуманном европейцами Китае.

Акварельные рисунки в шинуазри – это традиционная роспись стен акварельными красками. Отличается ювелирной техникой исполнения мельчайших деталей, искусной прорисовкой даже микроскопических элементов, с необычайной точностью передаются изображения бабочек, цветов, птиц, капель росы и солнечных лучей.

Как применять в интерьерах?

В России, как и во всём мире, стиль шинуазри применяется в оформлении интерьеров, а началось всё с Петра I. По его приказу был создан китайский дворец в Ораниенбауме архитектором Антонио Ринальди, считавшемся мастером шинуазри.

Рассмотрим, как применяют стиль в современных интерьерах.

  • Спальня, оформленная в этом экзотическом стиле, подразумевает обои-шинуазри на стенах. Сейчас производители предлагают огромное количество рисунков и оттенков, для спальни ближе всего будут спокойные, ненасыщенные теплые тона — светло-зеленые, кремовые, бежевые и кофейные, карамельные и зеленовато-коричневые.
  • Идеальным изголовьем для кровати может стать стилизованная рама, декорированная традиционными китайскими мотивами. Шёлковые настенные панно с цветочными и растительными мотивами, прикроватные тумбочки и туалетный столик, сделанные в традиционным китайском стиле лаковой мебели, станут гармоничным дополнением интерьера.
  • Для оформления американской гостиной с нотками шинуазри достаточно сделать акцент на стенах, выбрав один из стилей росписи. При выборе обоев лучше всего остановиться на расписных шелковых полотнах. Можно выбрать один из видов ручной росписи. Прекрасно смотрится орнаментальная роспись с изображениями птиц и животных, сценками из жизни китайской знати. Такие рисунки можно выполнить акварельными красками.
  • Более сложная и дорогостоящая техника росписи – это стилизация под китайские черные лаки. Эффектное зрелище, когда на глубоком матовом черном фоне художник применяет голубые, золотые, зеленые, перламутровые лаки. Гостиная в подобном стиле напоминает драгоценную лаковую шкатулку. При этом надо помнить, что чрезмерное насыщение пространства чёрным цветом негативно сказывается на восприятии — глаза быстро устают.
  • Коридор в стиле шинуазри – это легкая роспись на стенах, обои с китайскими мотивами, шёлковые панно на стенах, лаковые деревянные полочки или из папье-маше, обрамление дверных проемов багетами, напоминающими зеркальные рамы в китайском направлении.

Стильные примеры

  • Черная лаковая роспись стен — необычайно эффектный приём. На матовом фоне использован голубой, красный, золотой, серебряный и перламутровый лаки.
  • Шёлковые обои ручной работы с традиционными мотивами. Растительная орнаментальная роспись, гармонично вписанные фигурки людей и стилизованные очертания пагоды.
  • Настенная роспись спальни в насыщенных тонах с использованием традиционных растительных рисунков. Дополнением являются лакированные прикроватные тумбы с выдвижными ящиками.
  • Ещё один интересный вариант спальни, оформленной в бежево-розовых тонах. Акцент сделан на стене, у которой находится изголовье кровати.
  • Гостиная с обоями в стиле шинуазри. Уникальное сочетание изумрудного, золотого и черного цветов. Эффектным дополнением служит статуэтка пагоды на лакированном журнальном столике.
  • Шёлковые обои на стене с рисунками сказочных птиц. Большое объемное панно в центре с панорамным изображением, лакированный журнальный столик, лаковый буфет с множеством ящиков и полок.

О стиле шинуазри смотрите далее.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. По вопросам строительства всегда консультируйтесь со специалистом.