Все о стиле бидермейер

Содержание
  1. Что это такое?
  2. Варианты отделки
  3. Мебель
  4. Картины и декор
  5. Советы по оформлению интерьера
  6. Красивые примеры

В наше время повсеместного распространения одинакового ширпотреба очень важно выделяться, быть необычным в той или иной сфере деятельности. Перечень стилей, активно используемых в оформлении интерьера собственного жилища, для среднего обывателя ограничивается списком из максимум пяти пунктов, редкие гурманы могут довести его до десяти позиций, но все равно вы с огромной долей вероятности встретите сотни или даже тысячи таких же квартир в своем городе.

Если хотите, чтобы дизайн вашего дома существенно отличался от привычных решений и при этом был изысканным и стильным, обратите внимание на такую диковинку, как бидермейер.

Что это такое?

Данный стиль возник в середине позапрошлого века на территории Германии и Австрии в среде относительно небогатых жителей, которые тем не менее не могли считаться и бедными. Специалисты называют бидермейер странным сочетанием пышного французского ампира с явными чертами романтизма, но при этом с сильным упором на домашний уют в эдаком мещанском представлении. Любопытно, что при своем немецко-австрийском происхождении стиль быстро добрался и до России, где был известен еще при Пушкине, хотя даже название свое он получил несколько позже.

Особенности бидермейера, будь он немецким или русским, всегда примерно одинаковы. Помещения – большие, но при этом в них нет давящей античной массивности, а все контуры сделаны с упором на практичность, без вычурности. Интерьер выглядит светлым, создает романтичное настроение, в нем приятно находиться. Строгой симметричности ампира здесь уже нет, равно как и его театральности, но остались общие принципы сбалансированной композиции.

При этом бидермейер не приемлет пустоты – при всей просторности помещений они должны быть обильно заставлены мебелью и увешаны текстилем. Сама мебель должна быть простой, важны не декоративные элементы, а именно практичность.

Цветовая гамма подбирается преимущественно в природных оттенках, обязательно теплых, остальное – на усмотрение оформителя. Текстиль тоже «работает на радость», будучи украшенным птицами и цветами. Окна завешивают тщательно, в несколько слоев – под портьерами должны быть гардины. Если сама мебель имеет минимум декора, то всего остального это не касается, и даже наоборот – в комнате на виду должно быть максимум картин, живых растений, фарфора, шкатулок, светильников.

Варианты отделки

Преследуя цель оформить помещение в лучших традициях стиля бидермейер, надо ориентироваться на возможности, которые были у немецкого и австрийского среднего класса образца позапрошлого века. Важнейшее правило: нет погони за элитарностью, сама по себе отделка – это о практичности, а не о невиданном эстетизме.

Стен

Настоящие бюргеры в свое время не чурались обивать стены тканью, но сегодня куда практичнее воспользоваться другим их решением – обоями. Они уместны в спальне и гостиной, причем предпочтение стоит отдать либо полосатому тисненому материалу, либо однотонному. Возможен также орнамент, но он не должен быть навязчивым – скорее наоборот, он лишь вносит небольшую нотку разнообразия. Тона обычно очень теплые и нежные – пастельные оттенки розового, сливочного, песочного или кофейного, из холодной гаммы разрешается голубой.

В хозяйственных помещениях обои не слишком уместны, а ведь бидермейер – это строгая практичность. Именно поэтому кухни чаще всего окрашивают, тогда как прихожие и коридоры штукатурят.

Пола

Настоящие каменные полы всегда стоили дорого, а вот паркет был излюбленным материалом бюргеров – с одной стороны, он был таким господам по карману, с другой – мог служить на протяжении многих десятилетий и не требовал особого ухода. Этот вариант отделки доступен и сегодня, однако теперь уже считается дорогим.

Если есть необходимость немного сэкономить на воспроизведении бидермейера в оригинальном виде, можно воспользоваться одним из современных материалов, который по внешнему виду натурально имитирует паркетный пол. Таких решений сегодня существует масса – это, в первую очередь, ламинат. Для ванной и кухни подойдет керамическая плитка с имитацией древесины, а для пущей долговечности и при чуть больших затратах можно вложиться и в керамогранит.

Потолка

Вот уж к чему у рассматриваемого стиля минимум требований, так это к оформлению потолка. Практичные немцы и австрийцы хотели от потолка только одного – чтобы он не портил общего впечатления от помещения, то есть оставлял его все таким же светлым и просторным. Реализовать это довольно просто – нужно лишь выровнять потолок и сделать его белым.

На сегодняшний день с этой задачей успешно справляются натяжные потолки. В качестве украшения теоретически можно использовать лепнину для окантовки, но следует помнить, что ее не должно быть много, ведь пышность – это к другим стилям.

Мебель

На первый взгляд, принцип выбора мебели для обстановки в стиле бидермейер прост и очевиден: все эти кресла и шкафы необязательно должны быть изысканными и красивыми, ведь для них принципиально важно совсем другое – практичность и удобство использования. Большим плюсом считается также качество и потенциальная долговечность изделия. Впрочем, на самом деле не все настолько примитивно, и профессиональные дизайнеры выделяют куда больше специфических черт, которые позволяют добиться полной аутентичности.

Так, рассуждая о практичности в ущерб эстетизму, не стоит думать, что стилю вообще не присуща красота – наоборот, он ведь имеет частичное отношение к романтизму. Тут речь, скорее, о нежелании тратить деньги на вещи, которые не окупятся. Настоящий бюргер не понимает смысла в мебели из драгоценных заморских пород древесины, если за окном растут надежные клены и березы.

Точно так же нет смысла обивать мягкую мебель именно шелком – ситец в яркий цветочек или репс с симпатичными полосками для стилистики бидермейера куда приятнее.

Бюргер не является поистине богатым человеком, ему не нужны многочисленные серванты с «витринами», потому что в них особо нечего выставить. Вместо этого пространство обильно уставлено «посадочными местами», будь то диваны, софы или кресла, ведь главная ценность для такого человека – это большая и дружная семья.

Вся эта мебель покоится уже не на таких витиеватых ножках, какие были популярными в большинстве «предыдущих» стилей, но плавный изгиб для них все-таки характерен.

Хотя помещение не будет целиком заставлено «витринами», все-таки такой предмет мебели присутствовать должен. Оно и понятно: хотя у хозяина дома не так много «экспонатов» для всеобщего обозрения, от этого они становятся только ценнее, и их обязательно надо показать.

Хотя бидермейер и его мебель часто описываются как скромные и практически лишенные декора, надо понимать, что так говорится не в нынешнем понимании, а в сравнении с пышным ампиром, реакцией на который и стало появление рассматриваемого стиля. На самом же деле каждый шкаф индивидуален благодаря резным фигуркам на нем – обычно это лавровые венки, лебеди или грифоны. Рельефную резьбу либо лакировали начерно, либо, в домах побогаче, золотили.

Ратуя за максимальную практичность мебели, бюргеры Германии и Австро-Венгрии фактически стали одними из первых популяризаторов трансформеров. Разнообразные раскладные столы, равно как и секретные ящики в них, впервые получили широкое распространение именно здесь, став неотъемлемыми элементами стиля. Известным образцом удобной и практичной мебели также являются библиотечные стулья, которые можно разложить в полноценную лестницу.

Картины и декор

Поскольку первоначальные создатели стиля очень ценили домашний уют, не стоит сомневаться, что декор им все-таки был интересен. Первое, что бросалось в глаза – это обилие картин на стенах. Хотя бюргер не мог позволить себе оригиналы выдающихся художников, да еще и в дорогой раме, он все-таки мог оплатить работу мастера рангом пониже, особенно без вычурной рамы.

Такие картины передавались из поколения в поколение и коллекционировались, потому их было довольно много. А вот время для полномасштабного распространения фотографий наступит позже, потому они в декор не вписываются. Как полноразмерная мебель должна заполнять все пространство комнаты, так и различные мелочи должны занимать свободное место между основными деталями интерьера.

По аналогии с аристократией бюргеры ценили фарфор и резные шкатулки, но таких элементов в их жилищах было, конечно, несколько меньше, да и сами они не были такими уж роскошными. Украшением мог считаться и красивый светильник. А еще средний класс был довольно близок к природе, потому не стеснялся украшать жилье живыми цветами.

Орнаменты, используемые в стиле бидермейер, всегда отличались простотой и ненавязчивостью, но зато могли присутствовать чуть ли не везде. Суровая однотонность не была характерна для бюргеров, потому орнаментами часто были покрыты обои, обивка мебели и ковры. На вазах и других керамических изделиях встречались и более сложные изображения, вроде пейзажей или сцен охоты.

Советы по оформлению интерьера

Создавая интерьер в стиле бидермейер, стоит помнить, что это направление дизайна не имеет строгих ограничений и допускает взаимопроникновение с другими стилями, если для владельца помещения это удобно и практично. Благодаря этому в него теоретически вписываются даже восточные аксессуары, а настоящие ценители колорита прошлых веков могут организовать отдельную курительную комнату в собственном доме, и это не будет выбиваться из общей стилистики.

Обставляя различные помещения, ни в коем случае не жалейте денег на мебель – ее должно быть реально много, потому что для бюргера наличие пустого пространства – это и непрактичность, и своеобразное признание собственной бедности. В гостиной, например, не просто может, а даже должно быть более одного стола. Один, конечно, является центральным, он способен собрать вокруг себя большую компанию и служит в том числе для обедов. Дополнительный стол поменьше ставится где-нибудь в углу, его специфическое назначение зависит от того, как любят проводить время хозяева и их гости.

Благодаря этому столик может оказаться карточным, журнальным, рукодельным, курительным или кофейным.

В наши дни функции шкафов нередко выполняют те же кровати, в которых есть ящики для хранения вещей, но они появились в продаже лишь сравнительно недавно, а в позапрошлом веке хозяевам приходилось обзаводиться массой различных шкафов и комодов. Соответственно, стилистика требует, чтобы они присутствовали, а какое-нибудь бюро тех времен станет центровым объектом всего дизайна.

Впрочем, гостиная – это помещение для отдыха, а значит, здесь должно быть много кресел и диванов с мягкими спинками и пуфами. Бюргер, в отличие от аристократа, зарабатывает свои деньги серьезным трудом, потому нуждается в особом комфорте после работы – помочь в этом могут кресла-качалки и скамеечки для ног.

Поскольку развлекать себя в те времена длинными зимними вечерами было нечем, а топить помещение было нужно, камин вовсе не помешает, пусть даже электрический. Отдельный момент – освещение помещений. Пик популярности бидермейера пришелся на те времена, когда электричество все еще оставалось какой-то экспериментальной силой, потому в оригинале применялись обыкновенные свечи.

Вы можете использовать их и сегодня, что будет аутентично, но нарушит принцип практичности – сейчас разумнее приобрести люстру с лампочками, имитирующими свечи. Для спальни пригодятся бра в аналогичном дизайне, для точечного освещения тематических столиков подойдут настольные лампы.

Красивые примеры

  • Первый пример наглядно показывает, насколько бидермейер может быть осовременен – хотя все принципы соблюдены, интерьер кажется более свежим, присущим уже первой половине века прошлого. Как видим, гостиная получилась довольно уютной и в то же время очень кинематографичной – гости будут стекаться сюда хотя бы ради колоритных фотографий.
  • Второе фото уже в большей степени напоминает классику, причем даже с некоторым упором на роскошь. Картина на стене не просто крупная, а в резной раме, часы в таком исполнении явно стоят недешево, а вокруг двери видна лепнина. Впрочем, даже ткань на подлокотниках стульев не вводит в заблуждение – это именно бидермейер, а не что-то более «дорогое», потому что потолку не хватает лепнины, люстра – «слишком скромная», а всему интерьеру недостает основательности.
  • Наконец, третий интерьер кажется чем-то средним между классическим бидермейером и типичной советской реальностью благодаря специфическим обоям и характерной люстре. Впрочем, так тоже может быть, а поскольку мебель аккуратная и удобная, в таком решении нет ничего плохого, особенно если хозяевам нравится.
Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. По вопросам строительства всегда консультируйтесь со специалистом.