Виды и устройство мотокультиваторов

Виды и устройство мотокультиваторов
  1. Описание
  2. Как выбрать?
  3. Производители
  4. Принцип работы

Работа на дачном участке – не только труд, но еще и удовольствие. Но это касается только тех случаев, когда участок не выходит за пределы стандартных 6 соток. А если участок большой, или его собственник – человек пожилого возраста, то обработка посевной площади превращается в тяжелую обязанность.

В этой ситуации поистине незаменимым станет мотокультиватор.

Описание

Мотокультиватор – это сельскохозяйственная техника, предназначенная для вспашки и прополки земельного участка. Агрегат работает на бензиновом двигателе малой мощности, которая варьируется от 1,5 до 7 л. с. Глубина рыхления составляет 8-25 см.

Мотокультиваторы выпускаются в нескольких вариантах.

В зависимости от массы устройства выделяют:

  • суперлегкие – весом менее 15 кг;
  • легкие – от 16 до 40 кг;
  • среднетяжелые – 41-60 кг;
  • тяжелые – агрегаты весом более 60 кг.

Многие полагают, что мотокультиватор – это то же самое, что и мотоблок. Однако, несмотря на то что это, несомненно, близкие друг к другу по конструкционным особенностям и предназначению агрегаты, все же они имеют довольно существенные различия.

Принципиальная разница состоит в конструкции установки. У мотоблока развитая система крепежей, множество самых разнообразных приспособлений, таких как плуг, сеялка, картофелекопалка с картофелесажалкой, борона, косилка, снегоуборщик и многие другие. По своей сути, мотоблок по своему функционалу представляет собой мини-трактор без отдельного водительского места. А мотокультиватор имеет ограниченный набор опций, его можно применять исключительно для обработки земли.

Как правило, мотокультиваторы оборудованы дополнительным электроприводом, основным преимуществом электрической модели считается отсутствие вредного выхлопа, что делает устройство верным помощником при работе в парниках и теплицах, а также возле дома.

Имейте в виду, что такой мотокультиватор связан с сетью электрического тока и питающей розеткой, поэтому всю работу следует проводить очень осторожно, так чтобы не повредить кабель острыми ножами фрезы.

В конструкцию культиватора входят следующие элементы:

  • рама;
  • дизельный или бензиновый двигатель;
  • бак для топлива;
  • П-образная рукоять с кнопками управления агрегатом;
  • ротор для фиксации фрез;
  • специальный кронштейн от крепления сошника;
  • колеса.

Как выбрать?

При выборе мотокультиватора в первую очередь исходите из характеристик обрабатываемого земельного надела, обратите отдельное внимание на тип почвы и размеры площади, а также на параметры работы двигателя и расходование горючего.

  • Что касается размеров участка, здесь все просто – чем меньше посевная территория, тем более маневренным должен быть ваш агрегат. При этом чем более сложную землю ему надо будет обрабатывать, тем более мощным должен быть движок. Традиционно этот показатель варьируется от 1,5 до 10 л. с., но чаще всего выпускают мотоблоки с мощностью 4 лошадиные силы, чуть реже – 5 и 6 л. с.
  • Чаще всего на мотокультиваторы вешают вертикальные бензиновые моторы, которые могут быть двухтактными и четырехтактными с валом отбора мощности, как правило, первые ставят на облегченные модели, а вторые – на изделия тяжелого класса, когда вопрос разумной экономии горючего состоит принципиально.
  • Параметры заглубления – мотокультиваторы рыхлят грунт на углублении 15-35 см, при этом ширина захвата может составлять от 15 до 95 см в зависимости от модификации.
  • Приспособления для маневрирования – здесь могут быть рукоятки с размещенными на них кнопками, а также рычагами переключения скоростей, ручками сцепления и прочими элементами.
  • Что касается сцепления, то самым практичным принято считать муфтовый и зубчатый редукторы, они крепятся к тяжелому оборудованию. В среднем классе лучше всего себя показал ременной механизм, а вот легким вполне хватает червячного редуктора и обычного центробежного сцепления с цепным редуктором.
  • Безопасность считается немаловажным фактором при выборе подходящей модели, предпочтение стоит отдать изделиям с защитным кожухом – он защищает людей от попадания комков земли во время выполнения управления мотокультиватором.

Кроме того, желательно приобрести модели, оснащенные защитными дисками – так вы убережете зеленые посадки от поломки во время работ между грядками.

  • Отдельное внимание следует уделить фрезам, они должны обязательно выполняться из стали. Выделяют саблевидные приспособления и так называемые гусиные лапки. Первые выполняются из углеродистой стали, характеризуются повышенной прочностью и, как правило, включаются в базовый комплект. Вторые оптимальны для обработки целинных земель, однако их прочностные характеристики чуть ниже, поэтому они довольно часто ломаются.

Производители

Большая часть мотокультиваторов производится в европейских странах, а также в Японии, Китае и России.

Среди европейских марок признание потребителей получили французские мотокультиваторы Pubert, итальянские Benassi, немецкие MTD и датские Texas. Среди самых востребованных американских агрегатов можно выделить Craftsman, а также Partner, а из японских брендов пальма первенства безраздельно принадлежит Honda.

В нашей стране производят мотокультиваторы марок «Крот», «Лидер», «Фаворит», «Нева» и «Мастер».

Отдельно следует остановиться на китайских агрегатах. Китай – это страна, где очень много небольших ферм, поэтому мотокультиваторы в стране нашли самое широкое применение.

На сегодняшний день китайские мотокультиваторы – самые дешевые в мире, однако они имеют ряд недостатков.

Прежде всего агрегаты производятся из металла собственного производства, который, к сожалению, оставляет желать много лучшего, поэтому машины существенно уступают аналогам из других стран по прочности и параметрам износостойкости. То же самое можно сказать и о пластиковых элементах, причем этот недостаток относится к продукции, произведенной под маркой известных американских и японских брендов, изготовленных под контролем материнских предприятий.

Исключение из этого правила составляют только мотокультиваторы, собранные из запчастей, выполненных на европейских и японских предприятиях.

Как показывает практика, чаще всего ломаются колеса передач, цилиндровые кольца и цепи. Довольно часто случается так, что крепежи в узлах и карбюраторе производятся недобросовестно.

В то же время на рынке этой страны работает большое количество небольших предприятий, которые попросту копируют старые образцы известных марок, как правило, они изготавливаются для экспорта в Россию и другие страны СНГ, такие мотокультиваторы обычно носят славянские названия – «Зубр», «Аврора», «Садко» с «Булатом» а также «Великан», «Протон» и некоторые другие, стоят они в 2-3 раза дешевле аналогов из европейских государств.

Однако все вышесказанное отнюдь не означает, что китайская продукция обязательно низкокачественная и недолговечная. На самом деле в этой стране есть крупные бренды, изделия которых получили высокие оценки потребителей во всем мир, что подтверждено европейскими стандартами качества.

Это в первую очередь относится к изделиям, выпускаемым под брендом Weima – эти мотокультиваторы уже много лет успешно экспортируются более чем в 50 стран мира.

Принцип работы

Основная задача мотокультиватора сводится к рыхлению земли звездчатыми фрезами. В отличие от того же плуга фрезы не переворачивают пласт земли, это предохраняет почву от эрозии и считается гораздо более надежным и современным способом агротехнической обработки участка.

Мотокультиватором управляет оператор с помощью кнопок, расположенных на рукояти. Конструкция не предусматривает посадочного места для людей.

На рукоятке имеются кнопки механического сцепления, а также переключателя скоростей, в том числе передних и реверса. Присутствие последнего, кстати, очень важно – оно необходимо в ситуациях, когда культиватор завяз в тяжелом грунте, тогда, дабы избежать поломки деталей, следует подать машину назад с пониженной передачей при помощи шестерни заднего хода.

Обычно на них крепят активные горизонтальные фрезы с ножами, они способны копать канавы для высаживания картофеля, которую впоследствии можно легко засыпать землей обратно – для этого нужно лишь только поменять местами левую и правую дисковые фрезы.

Очень важной конструкционной частью мотокультиватора принято считать сошник, он представляет собой стержень из металла, изготовленный на раме возле фрез. В его задачи входят тормозные действия, благодаря которым фрезы по максимуму заходят в землю.

Выставляя ту или другую длину сошника можно регулировать и параметры реза пласта земли. Если установить на мотокультиватор сразу два сошника, то можно легко маневрировать устройством, надавливая то на правую, то на левую кнопки панели.

С подробным обзором мотокультиватора марки MTD вы можете ознокомиться, посмотрев видео немного ниже.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. По вопросам строительства всегда консультируйтесь со специалистом.