Тонкости выбора масляных красок

Тонкости выбора масляных красок
  1. Особенности
  2. Виды и характеристики
  3. Составы для разных поверхностей
  4. Как развести?
  5. Расход
  6. Производители: обзор и отзывы
  7. Советы по выбору

Среди многих видов красящих составов, активно используемых в России, неизменно присутствуют и масляные краски. Но даже длительная история их использования не позволяет большинству людей считать свои знания об этих красителях полноценными. А между тем, за общим названием группы скрывается целый ряд оригинальных технологических решений. Только зная точные особенности и специфику маркировки, можно разобраться в ассортименте лакокрасочных материалов и сделать правильный выбор.

Особенности

Масляная краска, или олифа, всегда делается из масел, в большинстве случаев из льняного и конопляного, иногда из касторового. Они не отличаются большой скоростью испарения, а отдельные виды вовсе при комнатной температуре не образуют летучих соединений. Именно по этой причине масляные краски – и для внутренних работ, и для наружных, отличаются очень долгим периодом сушки. Слой масла, занимающий всего лишь десятые доли миллиметра на поверхности покрытия, может полностью испариться только через несколько месяцев.

Но есть, к счастью, и другой химический механизм – полимеризация под действием атмосферного кислорода. Этот процесс может происходить строго в той тончайшей пленке, которая контактирует напрямую с воздухом, вглубь кислороду хода нет.

В результате наносить любую масляную краску можно только тонким слоем; чтобы дополнительно ускорить процесс, к олифам добавляют сиккативы, то есть катализаторы, но даже с такими добавками сушка завершится минимум через 24 часа. В соответствии с ГОСТ 1976 года натуральные олифы должны на 97% состоять из переработанных растительных масел, весь остальной объем занимают сиккативы, а прочие добавки вообще не допускаются.

Состав олифы «Оксоль» по ГОСТ 1978 года таков: 55% – натуральные масла, прошедшие оксидирование, 40% – растворитель, и оставшаяся часть занята сиккативом. Стоимость ее меньше, чем у натуральных марок, но наличие в рецептуре уайт-спирита не позволяет считать смесь безопасной. Формирование комбинированных олиф происходит из тех же базовых веществ, но концентрация растворителя сокращена до 30% по объему. В рецептуру алкидных смесей входят одноименные смолы – глифталевые, пентафталевые, ксифталевые. Синтетические препараты на 100% образованы отходами нефтепереработки и других сложных производств.

В качестве наполнителей в масляных красках используют высушенный и растертый в порошок каолин, слюду мелкой фракции, тальк. Пригодны любые вещества, которые не будут вступать в реакцию с основной частью смеси и при этом будут находиться в твердом состоянии.

Пигменты для масляных красок используют всегда неорганической природы. Их делят на имеющие выраженную окраску и черно-белые. К ахроматическим красителям относятся прежде всего цинковые белила, которые очень дешевы, но под действием высоких температур становятся желтыми. Белый цвет в современных масляных красках чаще придают с помощью окиси титана или липотона, которые куда устойчивее к нагреву. Черный тон удается обеспечить применением технического углерода либо графита. Что касается ярких цветов, то они создаются так:

  • Желтый метагидроксидом железа, свинцовой кроной;
  • Красный свинцовым суриком либо оксидом железа;
  • Синий железной лазурью;
  • Темно-красный – оксидами хрома;
  • Зеленый – теми же оксидами хрома либо соединениями кобальта.

В качестве катализаторов высыхания (сиккативов) берут соли марганца, кобальта либо свинца; очень важно, чтобы концентрация сиккатива не была чрезмерной, иначе пленка будет недостаточно стойкой.

Виды и характеристики

Основной характеристикой любых масляных красок выступает концентрация веществ, образующих пленку. Их должно быть не менее 26%, поскольку от этого показателя зависит прочность создаваемого покрытия и способность его оставаться на поверхности. Но важно учесть, что чем больше составы насыщены пленкообразователями, тем хуже они хранятся.

Все, кому приходилось на опыте сталкиваться с масляными красками, точно знают, что они обладают сильным запахом, который при нагреве от 20 градусов и выше особенно резок. Потому на долю летучих веществ в норме должно приходиться максимум 1/10 всего объема. Далее стоит учесть такой параметр, как фракционный состав красителей.

О гладком перетире говорят, когда он превышает 90 мкм, а о мелкозернистом – когда частицы меньше этой планки.

То, насколько быстро масляная краска сохнет, зависит от ее вязкости; этот показатель влияет также на текучесть и на то, насколько легко и просто распределяется вещество по поверхности. В норме вязкость не ниже 65 и не выше 140 баллов, отклонения в обе стороны однозначно говорят о низком качестве материала. Актуальным техническим показателем можно считать также механическую крепость и сопротивляемость воде.

Основную информацию производители масляных красок доводят до потребителя посредством маркировки. Сначала идут буквенные комбинации: МА – смешанная или натуральная олифа, ГФ – глифталевая, ПФ – пентафталевая, ПЭ – полиэфирная. Первой цифрой обозначают использование в наружной и внутренней отделке, второй подчеркивают вид связующего, а остальные отводятся под индекс, присвоенный на конкретном предприятии. Так, «ПФ-115» надо читать как «краска масляная на пентафталевой основе с прибавлением натуральной олифы для наружных работ, заводской индекс 5». МА-21 означает смесь на базе комбинированной олифы для внутренних работ. Сходны с ней также МА-25 и МА-22.

БТ-177 – это масляно-битумная краска, которая может наноситься на поверхность из битума. Согласно действующему в отношении такого состава ГОСТ она должна быть полностью готовой к использованию. Независимо от конкретной марки масляной краски, наносить поверх нее эмаль или другой вид лакокрасочных материалов можно только при гладком слое, не имеющем никаких внешних дефектов.

Художники также активно используют масляные краски, причем для них типичные недостатки этих материалов, на которые постоянно жалуются строители, не имеют существенного значения. Если масло образуется непосредственно на поверхности, краску нужно размешать перед каждым применением. Только перемешивая несколько тонов можно получить действительно оригинальный цвет. Быстросохнущей художественной краской считается желтая неаполитанская на основе свинцовых белил. Темперные красители по своему характеру похожи на масляные. Каждый художник сам выбирает то, что больше всего для него подходит.

Но для строителей и делающих ремонт людей, конечно, на первом плане иные свойства. Во многих случаях очень важно, чтобы окрашенная поверхность была маслостойкой, это требование актуально в промышленности, энергетике, на транспорте и в некоторых других отраслях. Для трубопроводов и батарей отопления на первом месте окажется устойчивость к повышенным температурам. К слову, недостатки масляных красок в такой области намного превосходят их достоинства, и ни один специалист не будет рекомендовать их без крайней необходимости. Создать матовую поверхность можно, если добавить к краске раствор хозяйственного мыла (40%), изначально же все масляные составы глянцевые.

При выборе масляных красок всегда возникает противоречие между ценой и качеством. Так, составы на натуральной олифе неизменно дороже содержащих синтетическую базу. Титановые пигменты всегда стоят больших денег, чем простые цинковые белила. Следует учесть также, что произведенные в ближайших регионах краски будут дешевле точно таких же, но привезенных издалека, особенно преодолевших таможенные барьеры.

Составы для разных поверхностей

Первоначально масляные краски использовались именно для оформления дерева и на банках традиционно указывается их расход именно на 1 кв. м. деревянной поверхности. Следует учесть, что только совершенно чистые и ровные, гладкие поверхности подходят для применения масляной краски.

Не приобретайте очень дешевые красящие составы, потому что невозможно сделать их на 50% дешевле других без потери качества.

Масляные краски по металлу в большинстве случаев делаются на базе натуральных олиф. Они способны выдержать нагрев до 80 градусов, что не позволяет использовать подобные составы на кровлях и нагревательных приборах, для окрашивания металлических радиаторов отопления. Кроме того, малая долговечность покрытия делает его трудно применимым вне помещений, на кованом заборе или ином ограждении, к примеру.

Окрашивание пластика масляными красками вполне возможно, однако результат обеспечен только при условии тщательной подготовки поверхностей. В художественной росписи стекла масляные составы применяются очень часто, но поскольку они создают матовую поверхность, это надо учитывать. Покрытие не будет достаточно термостойким, зато разбавление покровным лаком позволяет защитить его от попадания воды. На бетон и штукатурку слой масляной краски ложится ничуть не хуже, чем на древесину или металл. Если разобраться в отличиях разной краски для нанесения на определенные поверхности не получается, лучше обратиться за консультацией к профессионалам.

Нужно учесть, что в ванных комнатах нельзя красить всю поверхность масляными красками. Обязательно оставляют полосу из иных материалов, в противном случае влажность оказывается слишком высокой.

Когда вы выбираете краску по дереву, ориентируйтесь на ГОСТ 10503-71, соответствие ему гарантирует качество покрытия. Деревянный пол нужно будет перекрашивать раз в три либо четыре года, чтобы компенсировать быстрый износ слоя.

Как развести?

Неважно, для какого конкретно материала предназначена масляная краска, вы можете столкнуться с необходимостью разводить смесь. Со временем она густеет или даже превращается в твердое вещество. Единственный допустимый способ разведения – добавление того, что есть в основе определенной краски.

Когда банка стоит не слишком долго, сделать ее содержимое менее густым помогает добавка олифы. Но важно учесть, что олифу готовят по различным технологиям, и сделав неверный выбор, вы загубите весь продукт. А после сильного уплотнения (засыхания) придется обязательно использовать растворитель. С его же помощью можно сделать грунтовку из краски.

Натуральная олифа в основе масляных красок может разбавляться лишь натуральными составами. А композиционные смеси требуется разводить:

  • Скипидаром;
  • Уайт-спиритом;
  • Сольвентом;
  • Бензином.

Важно помнить, что какой бы реагент для разведения не использовался, его вводят порционно, потому что избыточная концентрация олифы приведет к долгой сушке.

Сначала лакокрасочный состав перемещается в емкость, где можно будет его мешать и разбивать сгустки. Потом постепенно добавляют олифу и сразу основательно перемешивают. Когда достигнута желаемая консистенция, краску нужно пропустить через сито, которое удержит мелкие комки.

Подбирая растворитель, учитывайте, что отдельные типы его могут исказить физические и химические свойства красок. Как и олифу, растворитель добавляют незначительными порциями, чтобы сохранилось базовое соотношение компонентов. Простой уайт-спирит не подойдет, нужно использовать только очищенный, который лучше разжижается. Скипидар, не прошедший очистку, тоже брать нельзя – он затягивает сушку окрашенного слоя. Керосин дает тот же эффект, поэтому его применяют, когда ничего другого использовать нельзя.

Расход

Затраты масляной краски, указываемые на этикетках, всегда средние, призванные только оценить объем материала либо отражают укрывистость и величину сухого остатка. Но важно знать все факторы, которые влияют на реальный расход краски. Базовый показатель на 1 м2 составляет от 110 до 130 г, но тут не учитывается специфика основания (материала, который окрашивается). Для древесины нормальный разброс значений от 0,075 до 0,13 кг на 1 кв. м. При подсчете во внимание принимаются:

  • Порода;
  • Нагрев и относительная влажность воздуха;
  • Качество поверхности (насколько она ровная и гладкая);
  • Есть предварительный слой или нет;
  • Насколько густой тон и какого именно цвета требуется сформировать.

На 1 кв. м. металла нормативный показатель масляной краски – 0,11-0,13 кг.

Чтобы расчет был точен, нужно обратить внимание на тип металла или сплава, общее состояние поверхностного слоя (прежде всего, коррозию), использование грунтовки. Расход масляных красок по бетону определяется в первую очередь тем, насколько пористая поверхность у стены, пола или потолка. На 1 кв. м иногда приходится тратить до 250 г красящего состава. Простую штукатурку можно красить из расчета 130 г/ кв. м, а вот рельефные и декоративные разновидности куда сложнее в этом плане.

Самый расходуемый тон масляной краски – желтый, литра никогда не хватает больше чем на 10 кв. м, а иногда удается покрасить вдвое меньше. Чуть лучше показатели у белого цвета, хотя потолок у него тот же. Литр красящей смеси позволяет создать от 11 до 14 м2 зеленой стены, от 13 до 16 коричневой или от 12 до 16 – синей. А экономнее всего будет черная краска, ее минимальный показатель – 17 м2, максимальный – 20 м2.

Общий вывод прост: светлые масляные составы тратятся больше, чем темные. Когда внизу уже имеется красочный слой, придется использовать больше материала. Иной раз выгоднее расчистить основание и подготовить штукатурный или грунтовый слой, это упростит последующую работу. Разумеется, при окраске в 2 слоя придется увеличивать цифры стандартного расхода на 100%.

Многое зависит от применяемого инструмента. Пользуясь кисточками, вы поневоле будете разбрызгивать краску, она станет капать на пол и накапливаться на ворсе. Усложняется определение толщины слоев, как результат – расходовать материал придется больше, да и вероятность того, что придется переделывать работу, достаточно высока. Экономичнее всего среди ручных орудий, пожалуй, валики с силиконовым ворсом. А если рассматривать все варианты, то наилучшим решением оказывается использование краскопульта. Предельно точные цифры могут быть получены с помощью онлайн-калькуляторов.

Примерные расчеты относятся только к ровной поверхности, покраска труб или других конструкций сложной формы требует рассчитывать потребление краски дополнительно. Когда работы ведутся на улице в солнечный ветреный день, затраты масляной краски повышаются на 1/5 по сравнению с окраской в помещении при комнатной температуре. Чем суше и тише погода, тем качественнее будет покрытие.

Производители: обзор и отзывы

Хотя масляная краска и не считается самой совершенной, все же она выпускается различными производителями. Прежде всего нужно делать выбор между российской и зарубежной продукцией: первая дешевле, а вторая престижнее и в ее производстве раньше начинают использоваться современные технологии.

Потребители в отзывах о продукции корпорации AkzoNobel отмечают высокое качество, способность перенести до 2 тысяч очисток. А приверженцы финской Tikurilla часто выбирают ее потому, что эта марка выпускает свыше 500 оттенков.

Обзор масляной краски Tikurilla смотрите в следующем видео.

Советы по выбору

Если вы хотите не готовить смесь, а сразу применять ее, купите жидкотертые составы; в отличие от густотертых, их требуется лишь перемешивать до полной однородности. Для окрашивания дерева лучше брать максимальное количество и еще оставлять запас на подкрашивание и повторные работы.

1 комментарий
Лидия 25.09.2018 18:05
0

Очень полезная статья.

Информация предоставлена в справочных целях. По вопросам строительства всегда консультируйтесь со специалистом.