Как выбрать концертные колонки?
В здании или на открытой танцплощадке, где возле подиума собрались тысячи посетителей, простыми домашними колонками даже на 30 ватт не обойтись. Чтобы произвести должный эффект присутствия, нужны высокомощные колонки в 100 Вт и выше. Давайте разберемся, как выбрать концертные колонки.
Особенности
Концертные колонки большой мощности – акустический комплект, отличающийся не только размерами динамиков. Общая выходная мощность каждой колонки достигает 1000 и более ватт. При использовании колонок на концертных выступлениях под открытым небом в городе музыка будет слышна на 2 км и более. Каждая колонка весит не один десяток килограммов – за счёт использования в динамиках наиболее массивных магнитов.
Чаще эти колонки обладают не встроенным, а выносным усилителем и блоком питания, что относит их к пассивным. Устройства защищены от воздействия влаги и пыли, что делает их применение возможным даже в сырую и ветреную погоду.
Принцип работы
Акустика концертно-театрального типа работает по такому же принципу, что и прочие колонки. Подаваемый от внешнего источника звук (например, от электронного микшера или сэмплера с караоке-микрофоном) проходит через каскады усилителей, обретая мощность в сотни раз большую, чем выдаёт первичный звуковой источник. Поступая на разделительный фильтр, включённый перед динамиками, и разделившись на звуковые поддиапазоны (высокие, средние и низкие частоты), обработанный и усиленный звук вызывает колебания диффузоров динамиков с теми же частотами, какие вырабатывались на электронных музыкальных инструментах и голосом исполнителя.
Чаще всего используется двух- и трёхполосные колонки. Для кинотеатров, где многоканальное и объёмное звучание имеет решающее значение, применяют и несколько полос. Простейшая стереосистема – две колонки, в которых все три полосы передаются в каждой из них. Она называется 2.0. Первое число – количество колонок, второе – число сабвуферов.
Сложнейшая стереосистема 32.1 – это 32 «сателлита», воспроизводящих высокие и средние частоты, и один сабвуфер, часто применяется в кинотеатрах. Обладает оптическим звуковым выходом, подключаемым к кинопроектору или большому монитору 3D. Моносистемы для концертных выступлений и показа кинофильмов практически нигде уже не используются, да и в быту они вытеснены стереосистемами (звук на даче, в машине и т. д.).
Обзор производителей
В основном ассортимент колонок концертного исполнения представлен следующими производителями:
- Alto;
- Behringer;
- Biema;
- Bose;
- Current Audio;
- dB Technologies;
- Dynacord;
- Electro-Voice;
- ES Acoustic;
- Eurosound;
- Fender Pro;
- FBT;
- Focal Chorus;
- Genelec;
- HK Audio;
- Invotone;
- JBL;
- KME;
- Leem;
- Mackie;
- Nordfolk;
- Peavey;
- Phonic;
- QSC;
- RCF;
- Show;
- Soundking;
- Superlux;
- Topp Pro;
- Turbosound;
- Volta;
- X-Line;
- Yamaha;
- «Россия» (отечественный бренд, собирающий акустику для торговых залов преимущественно из китайских деталей и узлов) и ряд других.
Часть производителей, ориентируясь исключительно на юридических лиц и состоятельных клиентов, производит 4-5 канальную акустику. Это завышает цену комплекта (колонки, усилитель и адаптер питания).
Выбор
При выборе ориентируйтесь на большие размеры, большую мощность, т. к. колонка в виде небольшого ящика вряд ли выдаст звук, позволяющий создать эффект присутствия на танцплощадке или в кинозале. Но не переборщите с массой колонок. Если, к примеру, акустика выбирается в основном для свадеб и иных торжеств, организовываемых, скажем, в загородных домах и дачах, то подойдёт акустика для небольшой сцены до 100 Вт. Если зал торжеств или ресторан обладает площадью в 250-1000 квадратных метров, достаточно мощности и в 200-300 Вт.
Торговые залы гипермаркетов не используют единственную мощную колонку, способную оглушить посетителя яркой и зазывающей рекламой. Подключается до нескольких десятков небольших широкополосных встраиваемых динамиков или колонок с мощностью до 20 Вт. Здесь важен не стереозвук, а наполненность, т. к. реклама – голосовое сообщение на фоне негромкой музыки, а не радиопостановка.
Например, в супермаркете «О'кей» используется до сотни динамиков мощностью 5 Вт каждый – одно здание занимает больше гектара территории. Такие системы заводятся на один монофонический усилитель большой мощности. Либо каждая колонка делается активной.
Марка производителя – способ застраховать себя от подделки. Отдайте предпочтение заслуженным фирмам, например, японской Yamaha – та выпускала акустику ещё в 90-х годах. Это не требование, а пожелание для неопытного пользователя, не разобравшегося, какие марки и модели от десятков производителей чего стоят и как они оправдают себя. В России выбор альтернативных производителей был настолько ограничен, что опытные инженеры самостоятельно разрабатывали свои решения на основе готовых УНЧ мощностью до 30 Вт и таких же динамиков. Такие «самоделки» продавали всем желающим.
Запросы даже отдельно взятого слушателя могут измениться. В комплекте к активным или пассивным колонкам вместе с усилителем полагается так называемый эквалайзер. Это многополосный регулятор громкости отдельно взятых полос (не менее трёх), используемый в многоканальной акустике. Он задаёт АЧХ, которая может не понравиться некоторым слушателям. Когда вы добавляете «басов» (20-100 герц) и высоких частот (8-20 килогерц), то это делается не только на ПК под управлением Windows, где в проигрывателе Windows Media есть программный 10-полосный эквалайзер, но и на реальном оборудовании.
Профессиональные организаторы «живых» концертов никакими ПК не пользуются – это удел домашних пользователей. На концертном выступлении, например, всемирной рок-группы, роль играют электронные гитары и караоке-микрофоны, аппаратное микширование и физический эквалайзинг. Программной является лишь 3D-составляющая – она играет вспомогательную роль. Акустический расчёт концертного зала и скрупулёзный подбор колонок для многоканальной системы всё равно понадобятся.
Размер для концертных колонок особого значения не имеет: подиум и концертный зал достаточно велики, а «тяжеловесы» массой с автомобиль в мире современной акустики не выпускаются. Одна колонка весит до нескольких десятков килограммов – её способны перенести 3 человека. Общий вес определяется массой магнита и несущего обода динамика, а также деревянного корпуса, трансформатора БП (в активных колонках) и радиатора усилителя. Остальные детали весят сравнительно мало.
Лучшим материалом для колонки является натуральная древесина. Пиломатериалы на её основе – например, отлакированная и окрашенная ДСП – это дешёвая замена дубу или акации, но львиная доля стоимости изделия сосредоточена всё же не в доске. Ценность породы дерева значения не имеет – деревянная или плита из пиломатериалов должна быть достаточно жёсткой.
В целях экономии нередко используют доски из МДФ – пиломатериалы, измельчённые до тонкого порошка, разводящиеся с эпоксидным клеем и несколькими другими присадками. Их закачивают в форму под высоким давлением – после отвердевания клеевой основы на следующий день получается твёрдая и прочная полусинтетическая доска. Они не расслаиваются со временем, легки в декоративной обработке (МДФ, в отличие от шероховатости деревяшки или ДСП, обладает идеальной блестящей поверхностью), облегчены за счёт коробчатой структуры, содержащей пустоты внутри.
Если вам попалась колонка с корпусом из ДСП, на обработке которой производитель явно сэкономил, то дополнительно её пропитывают водостойким лаком на клеевой основе (можно использовать паркетный) и прокрашивают несколькими слоями декоративной краски.
Чтобы этого избежать, выбирайте колонки с корпусом из натурального дерева – оно требует меньше ухода.
У активной колонки дополнительное пространство в задней её части занято усилителем с блоком питания, например, если это сабвуфер для многоканальной системы. Во избежание ухудшения звучания на низких и средних частотах оно отгорожено перегородкой из такого же материала, что и остальные 6 граней корпуса. В дешёвых комплектах этой перегородки может не быть, в дорогих – за счёт седьмой стенки и блока питания с усилителем масса сабвуфера или широкополосной колонки возрастает на 10 и более килограммов.
Акустика должна быть легко переносимой – лучше сходить лишних несколько раз, чем надрываться при переноске таких колонок из фургона на подиум и обратно. Концертные колонки (как минимум 2) должны быть предельно качественными по звучанию, лёгкими в размещении и подключении.
Не приобретайте многоканальную систему – например, для школьного актового зала, если в ней нет нужды.
Об особенностях активных концертных колонок смотрите далее.
Спасибо за статью, много полезной информации для себя почерпнул. Также хочется добавить про варианты креплений акустических систем. Для лучшего звучания необходимо колонки ставить выше пола.