Все о канистрах
Канистры на 5-10 и 20-50 л, 66 литров и другого объема по-прежнему востребованы в самых разных сферах деятельности. В них перевозят запасы автомобильного топлива, транспортируют питьевую воду в походах и экспедициях, хранят другие виды продукции. О том, чем различаются ПНД-канистры для жидкого мыла и моторного масла, мягкие и модели из нержавейки, стоит узнать немного больше.
Что это такое?
Канистра — емкость, получившая свое название от немецкого kanister, представляет собой сосуд с обязательной ручкой для переноски и горловиной, оснащенной герметичной крышкой. Бывают цельные и складные изделия, при их производстве используются разные материалы — полимеры, металлы. Компактные канистры удобны в транспортировке, имеют эргономичную форму, позволяющую переносить и перевозить их, складируя рядами. Чаще всего они вертикально ориентированы, уплощены по бокам. В конструкции всегда есть горловина, удобная для залива жидкостей через воронку и наполнения ими других емкостей.
У канистры всегда есть 1, 2 или 3 ручки, облегчающие переноску. Крышка на горловине имеет крепление, обеспечивает высокую герметичность при хранении жидкостей. На поверхности емкости есть ребристые элементы, повышающие ее жесткость и прочность.
Обзор видов
Комбинированные и мерные, из ПНД и металла, горизонтальные и вертикальные модели, варианты со сливом и без него – все канистры заслуживают более внимательного рассмотрения. Модели, представленные сегодня в продаже, можно поделить на несколько основных групп.
По назначению
Прежде всего канистры классифицируются по назначению.
- Комбинированные. В эту категорию входят изделия, имеющие сразу 2 отсека — для моторного масла и топлива. На поверхности может быть нанесена мерная шкала. Такие емкости подходят для обслуживания мотоцикла, лодочного мотора или бензопилы, оснащенных двухтактным типом двигателя.
- Экспедиционные. Они предназначены для перевозки топлива и воды в условиях длительного пребывания вдали от цивилизации. У таких изделий предусмотрено крепление на квадроцикл или автомобиль, они могут иметь плоскую горизонтальную форму или традиционную вертикальную, с горловиной вверху. Запасная канистра — неотъемлемый компонент в гараже или багажнике автомобиля.
- Сэнд-трак. Подвид экспедиционных канистр, имеющий плоскую форму и решетчатую, сложную структуру. Они используются не только для хранения топлива, но и могут выступать в качестве опоры при организации переправ, преодолении препятствий в грязи, песке, а также в виде снежных заносов. Канистры этого типа выдерживают вес автомобиля.
- Туристические. Небольшие пластиковые емкости такого типа больше напоминают фляги. Они удобны в перевозке и переноске, имеют немного иную конструкцию заливной горловины. Такие изделия также могут быть плоскими или горизонтальными.
- Для воды. Большие и малые резервуары такого типа выпускаются с винтовой или откидной крышкой. Для их производства используется исключительно пищевой пластик, не выделяющий вредных веществ при длительном контакте с жидкостями.
- Для химически агрессивных сред. В них хранят и перевозят кислоты, щелочи, другие реагенты промышленного или бытового назначения. Сюда можно отнести резервуары для жидкого мыла, чистящих и моющих средств в сфере клининга, огородных удобрений.
- Для топлива. Они преимущественно представлены металлическими изделиями, поскольку обычные пластики не выдерживают длительного контакта с маслом, бензином, ДТ. Отдельную категорию представляют канистры из армированного полиэтилена с эпоксидным барьером. Они подходят для хранения и перевозки топлива, часто изготавливаются в плоском виде, удобном для перевозки и складирования.
Это основные виды канистр, разделяемые по назначению. Кроме того, существуют и другие варианты классификации этих изделий.
По объему
Все канистры по этому признаку принято подразделять на большие, средние и малые. Размер туристических емкостей варьируется от 1 до 5 литров. Встречаются варианты в 3, 4 л, не слишком утяжеляющие ношу в походе. В них хранят воду для питья, приготовления пищи.
В остальном классификация довольно проста.
- К большим относят канистры объемом свыше 50 л. Самые большие могут достигать показателей 66, 70 и даже 100 литров.
- Средние — самые популярные емкости. Они представлены размерами 25, 30, 34, 40 литров.
- Малые. В этот класс включены канистры по 5, 10 и 20 литров, самые универсальные, удобные для переноски одним человеком. Экспедиционные и туристические плоские модели могут иметь объем в 12 или 15 л.
Это основные размерные характеристики, допускаемые производителями. Кроме того, встречаются нестандартные изделия, имеющие другие параметры.
По материалу
Изготовление канистр для различных нужд осуществляется из высококачественных материалов. Полимерные изделия чаще всего бывают полиэтиленовыми (PET) — из гранул высокой плотности, химически нейтральными, пригодными для хранения жидкостей технического и пищевого назначения. Они могут быть мягкими — складными, похожими на меха гармони. Маркировкой PP помечаются полипропиленовые изделия, самые термостойкие, не подверженные деформации.
Все пластики, применяемые при изготовлении канистр, не должны накапливать статическое напряжение.
Металлические емкости изготавливаются из нескольких материалов.
- Сталь. Это прочный материал, способный выдерживать значительные механические нагрузки, химическое воздействие. Обычная стальная канистра не отличается высокой коррозионной стойкостью, внутри нее накапливается влага в виде конденсата, что может негативно влиять на состояние хранящихся жидкостей.
- Нержавеющая сталь. Универсальное решение для пищевых и технических жидкостей. Емкости из нержавейки самые тяжелые, стоят дорого, но служат долго.
- Алюминий. Изготовленные из цветных металлов изделия ценят за малый вес, устойчивость к коррозии. Их применение ограничено хранением технических жидкостей. Кроме того, алюминиевые канистры легко деформируются под давлением.
Это основные материалы, используемые при изготовлении технических емкостей с заливными горловинами, ребрами жесткости, ручками для переноски.
Популярные производители
Сегодня на рынке представлена продукция отечественных, европейских, азиатских производителей. Среди изделий есть немало вариантов, что заслуживают внимания. Например, российские бренды, получившие положительные отзывы о своей продукции, представлены компаниями Skyway, Autoprofi, ТД «Сорокин», Scovo, ДЕМ МТ. Они специализируются на изделиях из нержавеющих и черных металлов.
Японские фирмы не уступают рынок конкурентам. Лучшим здесь считается бренд Handy GAS TANK. Китайские компании представлены торговыми марками Woxin Metal, Carfort.
Пластиковые изделия комбинированного типа лучше других делают шведы из Husqvarna, а также совместные американо-китайские бренды DDE, Champion, ADA Fuel&Oil. Немецкая Tatonka считается лидером на рынке канистр для воды, в том числе с кранами-клапанами или складных. Не уступает ей и австрийская компания Sea To Summit.
Как выбрать?
Найти подходящую канистру можно, обратив внимание на ряд критериев, которые считаются основополагающими. В первую очередь приходится оценивать изделие по нескольким признакам.
- Назначение. В зависимости от него канистра может подразумевать хранение внутри жидкостей пищевого или технического назначения. Для масла, бензина, кислот, щелочей необходимо выбирать изделия из материалов, способных выдержать длительный контакт с химически агрессивной средой. Канистры для длительного хранения воды не должны быть светопрозрачными (это приведет к размножению патогенных бактерий внутри), а также алюминиевыми.
- Размеры и объем. Для бытовых нужд используются канистры емкостью 5-10 л. Для перевозки автомобильного топлива используют более крупноформатные изделия. Иногда они имеют горизонтальное расположение, используются в дальних поездках, занимая минимум места при транспортировке.
- Наличие и количество ручек. Самые компактные модели оснащаются всего одной. Большие емкости имеют до 3-х ручек.
- Тип крышки. Самыми надежными в походных и экстремальных условиях считаются откидные варианты. Винтовые крышки стали использоваться относительно недавно, чаще всего они встречаются в емкостях бытового, а не технического назначения.
- Материал изготовления. Пластиковые канистры дешевле, но имеют ограниченный спектр применения. Например, в них запрещено наливать бензин и другие виды топлива на АЗС. Металлические изделия под эти ограничения не попадают, но плохо подходят для хранения питьевой воды. В них жидкости приобретают характерный привкус металла.
- Удобство использования. Нужно учитывать, насколько легко будет производиться заливка жидкостей в емкость, а также ее складирование. Например, смещенная от центра горловина позволяет переливать содержимое без смешивания и пульсации.
Все эти параметры позволяют подобрать наиболее удобную канистру для применения в разных условиях — от дома и быта до путешествий.
Использование
Применение пластиковых и металлических емкостей для хранения жидкостей довольно разнообразно. В них размещают и перевозят химикаты, включая различные гликоли против замерзания жидкостей, бензин, масло, пищевые добавки и красители для промышленности. Бытовые изделия из пластика ориентированы на хранение воды или растительных жиров в текучем состоянии.
После завершения основного цикла использования их можно приспособить под другие цели.
- Изготовление каркаса для сумки или дорожного чемодана.
- Хранение сыпучих продуктов и товаров. Удобрения, химические реагенты, песок для тушения возгораний в зонах для пикника в таких емкостях не слеживаются, остаются защищенными от влаги.
- Изготовление органайзеров для гаража или мастерской. Отрезав верх, можно разместить внутри донной части канистры болты, гайки, саморезы, другие необходимые метизы.
- Создание импровизированных ведер технического назначения. Их можно приспособить под сбор ягод или другие нужды.
- Организация капельного полива. При помощи емкостей можно создать в теплице необходимые запасы влаги для растений.
- Выращивание рассады. Отрезав верх, канистру можно превратить в контейнер с толстыми стенками. Для отвода лишней влаги останется проделать в дне несколько отверстий.
«Вторую жизнь» в основном обретают емкости из пластика, которые легко адаптировать к такому использованию. Металлические изделия по завершении срока службы чаще всего отправляют на вторичную переработку. Хранить их не стоит, особенно если канистры ранее использовались для нефтепродуктов или других агрессивных химикатов.
Ремонт
Поврежденную канистру из пластика или металла вполне можно восстановить, если приложить к этому некоторые усилия. Изделия из ПНД и прочих полимеров довольно легко отремонтировать при помощи клея, если повреждения не слишком значительные. Для этих целей выпускаются специальные составы Loctite 406, а также дихлорэтан. Для полиэтиленовых канистр подходят эмульсионные клеи БФ-2 или БФ-4.
Практически любые пластики можно запаять — при нагреве материал переходит в жидкое состояние, заполняя трещины и пустоты наиболее эффективно.
Повреждения на металлической канистре можно заделать при помощи пайки. Для работы понадобится мощный паяльник от 300 Вт. Стальную поверхность придется предварительно залудить и зачистить. Затем произвести пайку. Алюминиевые изделия поддаются пайке сложнее, пользоваться такой канистрой после ремонта можно будет только для краткосрочного хранения жидкостей.