Толщиномеры лакокрасочного покрытия

Содержание
  1. Устройство и характеристики
  2. Принцип работы
  3. Виды
  4. Сферы применения
  5. Рейтинг
  6. Как выбрать?
  7. Как пользоваться?

Многие автовладельцы, избавляясь от подержанного авто, утаивают от своих покупателей, что конкретная машина попадала в аварии и ремонтировалась, и притом не раз. Цель – подороже продать и побыстрее избавиться; старое авто – существенная проблема для его прежнего хозяина.

Толщиномер позволяет выявить факт перекрашивания кузова, а перекраска – повод задуматься, сколько раз на авто менялась разбитая деталь.

Устройство и характеристики

Заводское авто, подвергаясь окраске при сходе с конвейера, обретает слой толщиной в 140 нанометров. Битая машина после восстановления или замены одной из кузовных деталей проходит через процедуру рихтования. Затем на неё наносят слой шпатлёвки, покрывают грунтовкой – это даёт дополнительный прирост толщине защитного слоя, что значительно превышает 140 нм. Дело в том, что владелец битой и восстановленной машины не станет перекрашивать весь кузов – расходы на такую обработку существенно возрастут, и притом намного больше, чем вдвое. Разница толщин, например, на капоте и багажнике, наводит покупателя на мысль о «битости» авто. Если рихтованное авто настолько тщательно обработано, что слой краски стал меньше, чем изначально был с завода, то вычислить, какой элемент кузова сменили, уже сложнее.

Ультразвуковые толщиномеры используются в лабораторных, полевых, производственных условиях, независимо от отрасли машиностроения и металлообработки. Чтобы замер прошёл чётко, участок поверхности кузова очищают от грязи и пыли и предварительно смазывают особым контактным составом.

Основными характеристиками толщиномера являются:

  • предельная толщина (до 2 мм или даже больше);
  • типы покрытия кузова (металл или композит), с которыми прибор работает;
  • погрешность измерений;
  • влажность и температура окружающей среды;
  • время работы от одного заряда аккумулятора;
  • форм-фактор (тип исполнения);
  • система, на базе которой эта модель работает;
  • габариты и вес.

Принцип работы

Ультразвук генерируется акустическими излучателями – увлажнённая поверхность обеспечивает наиболее устойчивую работу прибора без особой погрешности. Ультразвуковой толщиномер лакокрасочного покрытия включает в себя генератор ультразвуковой волны. В качестве излучателя ультразвука используется пьезоэлемент. Чтобы легко вычислить толщину ЛКП, применяют разделённые и раздельно-объединённые пьезоэлементы. Работа толщиномера основана на замерах времени, за которое ультразвук дважды преодолеет металл или сплав, являющийся материалом кузовной части. Обнаруженное временное различие переводится в значение толщины нанесённой краски.

Виды

Толщиномеры для лакокрасочного покрытия подразделяются по принципу работы на отдельные виды.

  • Магнитные – в их состав входит общий магнит и несколько электронных датчиков. Дешевизна механического толщиномера оправдывается принципом работы – при поднесении к стальному кузову авто устройство примагничивается, а датчики фиксируют силу притяжения, которая всегда несколько меньше на покрытой краской поверхности (сама краска не магнитится), чем на таком же стальном листе без покрытия.

По разнице силы притяжения к разной кузовщине толщиномер сообщает об искомой разнице в толщине ЛКП. Но этот косвенный и примитивный способ выдаёт значительную погрешность.

  • Электромагнитные работают на основе датчиков Холла и используют закон электромагнитной индукции. Если кузовщина была покрыта, скажем, серебрянкой – электромагнитный толщиномер здесь уже бессилен: металлизированное покрытие после поднесения магнита (или намагниченной катушки с сердечником) наводит своё электромагнитное поле, вносящее дисбаланс в работу датчиков. Если покрытие не содержит металлонапыления или не анодировано – точность у электромагнитных толщиномеров в несколько раз больше, чем в устройствах предыдущего вида.
  • Толщиномер с вихревым током «стерпит» биметалличность, любое металлизированное покрытие или даже элементы кузова, целиком выполненные, например, из технического дюраля. Такой прибор положительно отреагирует, к примеру, на цветмет, обладающий лучшей токопроводностью, чем листовая сталь. И наоборот – чисто стальной кузов здесь плохо поддаётся точным замерам ЛКП.
  • Толщиномеры с УЗИ. Ультразвуковой излучатель – наименее «погрешный» способ. Но и устройства эти – самые дорогие. Бесконтактному УЗ толщиномеру «всё равно», где измерять толщину ЛКП – на стальной или композитной кузовщине.
  • Комбинированный толщиномер совмещает в себе два метода определения толщины, например, электромагнитное и вихревое устройство. Это значительно повышает достоверность замеряемых значений толщины.

Продавцы часто «взвинчивают» стоимость той или иной модели как на конкретном виде, к которому устройство относится, так и на «раскрученности» отдельно взятой торговой марки.

Сферы применения

Поиск бывшей аварийности машины – не единственная сфера применения толщиномера. Такой прибор – профессиональная находка для строителей, производителей водного транспорта и плавсредств, ремонтников всех сфер и областей, экспертов, оценщиков и работников страховых агентств. Не имеет значения, какое покрытие на металлических деталях: обрезиненное, краска или пластик. Автолюбители, покупающие старое авто, не пользуются «аптечной» точностью, а вот работникам всех вышеперечисленных типов компаний и производств предельная точность крайне важна.

Рейтинг

Ниже представлены лучшие представители среди толщиномеров.

ProdigTech GL-6+

Лучшее на сегодня светодиодное устройство для уточнения толщины ЛКП на авто – ProdigTech GL-6+. В качестве источника сигнала применяют светодиод. Если замечен второй слой краски – остаток заводского слоя – то светодиод переходит в мигающий режим. Обнаружение шпатлёвки заставляет светодиод светиться непрерывно. Устройство подходит для кузовщины из чермета, способно «пробить» 2,1-миллиметровый слой покрытия, запоминает результаты ста последних измерений.

Можно пользоваться в любую погоду – даже в условиях Крайнего Севера. Автоотключение после минуты бездействия, в комплект поставки входят чехол, калибровочные пластины и запасная батарейка. Способен работать от никель-кадмиевых аккумуляторов типа «Крона» на 8,4 вольта. Работает с анодированной (омеднённой и алюминированной) сталью, выдерживает активное использование в течение года.

«Авто-Лак-Тест Bit 3003 Teflon»

Наилучший толщиномер на основе магнита – «Авто-Лак-Тест Bit 3003 Teflon». Эта версия обладает тефлоновым слоем, защищающим рабочую зону от истирания. Модель хорошо работает со сплавами на основе железа или кобальта, срабатывает благодаря пружине, даёт погрешность не более 40 мкм (но это много для толщиномеров), не нуждается в батарейке, весит всего 35 г. Толщиномер отдалённо напоминает спиртовой фломастер, эксплуатируется в жару и в лютые морозы, не нуждается в калибровке измерительного нуля, используется даже на тех местах кузова, где не всякая другая модель будет работать. Не показывает ничего на кузовщине с покрытием из цветмета.

ETARI ET-111

Лучшая цифровая модель толщиномера – ETARI ET-111 – работает со многими цветными металлами и стальной основой кузовщины. Выключается спустя минуту неактивности со стороны пользователя. Нуждается в предварительной поверке нуля перед началом работы с поверхностью другого строения. Диапазон измерений: до 2 мм для чермета и до 1 – для цветмета. Малая погрешность – не более 1%. Допустимая относительная влажность – до 75%. Автоматически опознаёт состав проверяемой кузовщины. Работает как фонарь, в том числе и в ультрафиолете, позволяя выявлять поддельные купюры и документы.

Плохо переносит перепады температуры (из тепла в мороз и наоборот, из прохлады в жару), не может работать слишком долго – погрешность значительно возрастает.

PosiTector 6000

Лучший из высокоточных толщиномеров – PosiTector 6000. Позволяет проверять кузовщину, изготовленную из любых металлов и их сплавов. Снабжён функцией температурного восстановления, отчего погрешность становится минимальной. Сертифицирован, измеряет и в миллиметрах. Позволяет откалибровать ноль измерений с помощью регулятора, может быть заблокирован на время и использоваться даже в полной темноте (экран подсвечен).

Можно вернуть заводские настройки в два-три нажатия. Нечувствителен к кислотным и жировым реагентам. Обладает ударопрочным экраном (защита противоударными вставками). Срок гарантийной работы – 2 года. Высокая надёжность, работает под водой и в ливень, работает в труднодоступных местах кузова. Стоимость также высока, но она оправдывает многие достоинства.

Как выбрать?

Качественный толщиномер выбрать несложно – ответьте самому себе на несколько вопросов. Это спасёт вас от ненужной переплаты.

  • Насколько часто вам предстоит менять машину? Если вы в этом бизнесе крутитесь не первый год, через ваши руки за год проходит до нескольких десятков машин.
  • Каков ценовой диапазон ваших машин? Если вы проверяете престижные иномарки – от «Мерседесов» до «Ауди» – вам потребуется дорогая и надёжная модель толщиномера, проверяющая кузовщину с цветметом.
  • Насколько вы щедры на такую покупку? Вам лучше подойдут модели среднего ценового диапазона – низкобюджетный толщиномер быстро вас разочарует ненадёжностью и недостаточной достоверностью снимаемых показаний.
  • Функционал прибора должен быть достаточен для работы с типами поверхностей – модель должна обеспечить требуемую точность на цветмете, полимерах и композите.
  • Форма в виде пистолета не подойдёт для некоторых труднодоступных мест, чего не скажешь о модели, напоминающей смартфон. Для некоторых пользователей курковый датчик вместо кнопки может оказаться очень удобным.
  • Ёмкость аккумулятора – она должна быть достаточной, когда планируются десятки, а то и сотни замеров на одном заряде.
  • Шрифт на экране – чем он более крупный, тем он отчётливее виден. Людям с возрастной дальнозоркостью, равно как и пользователям с приобретённой близорукостью, читать мелкий шрифт может оказаться крайне неудобно.
  • Наконец, ориентируйтесь в брендах: зачастую переплата в 1,5 раза за красивые буквы на корпусе — дело обычное.

Как пользоваться?

Перед началом замера счистите с кузова грязь, пыль и/или снег. Существуют модели, работающие в любых условиях и реагирующие на определённую структуру (металл или сплав, краска и т. д.), не на всё подряд, что может помешать снять показания. Откалибруйте прибор, используя эталонные металлопластины из комплекта: значения на пластинах и показания прибора должны совпадать. Игнорирование калибровки может обернуться для вас серьёзными финансовыми неприятностями. Важна строгая перпендикулярность при прикладывании толщиномера к детали кузова. Если вы приложите косо, дорогая модель толщиномера, возможно, сообщит о недостоверном показании, дешёвая – покажет нереальное на данный момент значение. Но если, например, бампер изготовлен не из металла, толщиномер не справится с ним: у автокрасок и автолаков также полимерная основа.

Строго рекомендуется проверять одну и ту же деталь кузова в нескольких точках – как минимум по краям и в центральной части детали (всего не менее 5 мест). Это позволит обнаружить перекрашивание, даже когда процедура была неполная. Зачастую именно по покрытию крыши выявляется заводская толщина окрашивания – это позволит вам быстро определить, перекрашивалась ли машина. Ряд высококлассных СТО при ремонте выполняют собственный предварительный тест толщиномером сразу после аварии – это помогает хозяину машины скрыть факт попадания в аварию.

Строго рекомендуется проверить толщину ЛКП не только снаружи, но и внутри. Это позволит новому потенциальному владельцу конкретной машины выявить дефекты и переделки, выполнявшиеся, например, в днище машины.

Если обнаружены заметные расхождения в полученных результатах – посчитайте среднее значение. При дополнительных проверках удаётся с большой точностью выявить ремонтируемые места – даже в случаях, когда, например, крыло или одна из дверей машины были частично восстановлены.

Чрезмерно отполированные места, подвергавшиеся перекраске, наблюдаются, когда СТО сэкономила на грунтовке и окрашивании.

В следующем видео вас ждет сравнение толщиномеров лакокрасочного покрытия.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. По вопросам строительства всегда консультируйтесь со специалистом.