Все, что нужно знать о гравировке
Гравировка – во всех смыслах тонкий способ украсить самые разные типы поверхностей. Это древнее искусство, но назвать его неактуальным язык не повернется. Кажется, все наоборот: гравировка процветает и находит все новые сферы применения, и спрос на эту услугу только растет.
Что это такое?
Гравированием называется нанесение рисунка, орнамента, надписи на металлическую, деревянную, стеклянную, каменную и некоторые другие поверхности ручным или механическим способом, на ЧПУ (станок с числовым программным управлением) и не только. Рисунок при этом может быть как рельефным, так и углубленным. И хоть гравировка используется столетиями, ее смысл и суть особо не изменились.
Сувениры, часы, браслеты, кольца, зажигалки, фляжки, авторучки – предметы, на которых выполняется гравировка, можно продолжать и дальше. И она делает стандартную вещь эксклюзивной, за что ее и ценят. Поверхность, которую обрабатывают, может быть как ровной, так и выпуклой, и изогнутой.
Основные инструменты, которые задействуются в процессе гравировки сегодня: гравер и боры. Но, главное, что появились разные виды гравировки: от ручной до лазерной и пескоструйной.
Особенно ценится художественная гравировка, потому что это уже не просто ремесло, а искусство. Ее можно попробовать делать и в домашних условиях, но такая работа сопоставима с ювелирной, не всем поддается.
Конечно, можно приравнять наскальную живопись к первой гравировке. А можно сказать, что все то же ювелирное искусство породило нанесение рисунка или орнамента на поверхность, ведь многие инструменты и техники граверы действительно переняли от ювелиров. Но к первому артефакту относят высеченную раковину, датированную промежутком в 540000-430000 лет назад, и найденную в Индонезии.
Гравировали люди на скорлупе страусиных яиц, на слоновой кости, на дереве, камне, а потом уже и на металле. Долгое время существовала только ручная гравюра, но научно-технический прогресс нашел ей не одну альтернативу. И как должное уважение к ручному труду, к абсолютному эксклюзиву, ручная гравировка возродилась в середине 20 века. Да еще и стала доступнее, благодаря появлению пневматических систем ручного гравирования.
Виды
Стоит дать более подробную характеристику каждому виду гравировки, а точнее, самым распространенным видам.
Ручная
Считается наиболее трудным методом, его чаще называют художественным гравированием, и, как уже говорилось, это действительно ближе к искусству. Это технический сложный метод, который требует у гравера хороших рисовальных навыков. Рука должна быть твердой, техника – отлаженной, потому как ошибки в ручном гравировании практически непоправимы. Исполнитель должен обладать выдержкой, мастерством, умением концентрироваться на процессе.
Здесь действуют все законы изобразительного искусства – ритм, симметрия, гармоничное штриховое сочетание. Художник обладает большим перечнем приемов, выбирая подходящее направление линий, их ширину и ход. Он работает над надписями и декоративными орнаментами, над многофигурными композициями, пейзажами и др. Художественные достоинства готовой работы должны быть неоспоримы: это набор плавных, коротких и длинных, параллельных или иным образом гармонично расположенных линий и штрихов.
Словом, этот вид гравировки действительно неповторим, а потому готовая работа стоить будет дорого.
Механическая
Чаще понимается как техника, предполагающая использование машинной гравировки. В домашних условиях обычно применяется бормашина, прибор, который частенько сравнивают с дрелью, только со специальной фрезой. Для такой гравировки продаются целые наборы с гравером и комплектом насадок. Для создания несложных надписей и рисунков на плоских поверхностях – хорошее решение.
А есть еще механическая фотогравировка, самый современный вид именно фотогравировки. Машина со специальными алмазными иглами создает на металле конические углубления. И от силы удара иголки будет зависеть глубина попадания иглы в металл. Обычно такое проделывают на плоских поверхностях, а также на мягких металлах. То есть на металлическую поверхность можно наносить даже фотографические изображения.
Алмазная
Это настоящая инновация, которая дает возможность наносить очень красивые, филигранные символы (тексты), логотипы и изображения на самые разные поверхности. И почти все металлы могут быть полотном для такого процесса, а еще кость, пластмасса, дерево, некоторые камни и т. д.
Гравирование в этом случае невозможно без специального алмазного резца на станке. Работой оборудования управляет мастер-гравировщик, используя специальную программу на компьютере, которая задает параметры, измеряет графики поверхностей, масштабирует текст либо рисунок под рабочее поле изменяемого предмета.
Если при обычной механической гравировке наносит рисунок вращающаяся фреза, то при алмазной резец двигается по поверхности материала, прорезая очень тонкие и изысканные углубления. На выходе – линейный рельеф на плоскости с достаточной глубиной, чтобы он не затирался. И это будет очень похоже на ручную гравировку, а в некоторых случаях даже превзойдет ее.
А так как алмаз имеет свойство оставлять светоотражающий след на поверхности, данный вид гравировки используется для оставления изображений и надписей на ювелирных образцах. Эстетика такой работы выше всяких похвал.
Лазерная
Для оформления сувенирной и рекламной продукции лучше такого способа не найти. Это и высокая скорость, и производительность, и достойный результат. Сфокусированный импульс излучения приводит к интенсивному нагреву-плавлению, потому и происходит на поверхности изменение физико-химических свойств, верхний слой поверхности снимается, возникает отпечаток там, где воздействует луч. Глубина гравировки определяется мощностью лазерного станка, а еще обрабатываемым материалом.
Применяемые лазерные маркеры могут быть газовыми или волоконными. Первые действуют для неметаллов, например, стекла, акрила или пластика. Вторыми гравируют по металлу.
Необходимые инструменты
Настольный гравировальный аппарат для дома решает не один вопрос, то есть гравер все же придется приобрести. Лучше купить целый набор, чтобы организовать себе выбор линий разной толщины. И здесь уже надо будет действовать по инструкции: наносить на предмет узор вручную или с помощью копирки, а потом уже двигать фрезу так, чтобы узор перешел на поверхность предмета. Результат обычно закрепляют лаковым слоем или восковым.
А что можно применить из подручных материалов:
- зубочистку или спичку;
- лак для ногтей;
- соль;
- жидкость для снятия лака;
- стакан;
- зарядку для телефона.
Звучит сомнительно, но на деле все так: предмет, на котором будет домашняя гравировка, покрывается толстым слоем лака. Зубочисткой на нем процарапывается узор. В это время в стакан уже отправлены 2 большие ложки соли, они залиты водой, все перемешано. Зарядку от телефона к предмету нужно приложить плюсом, минусом – к другому металлическому предмету. Второй предмет отпускается в стакан с водой, устройство включается в розетку. И это длится 5 минут (или меньше, все зависит от глубины травления, которую хочется получить). Но, конечно, такие эксперименты не совсем безопасны, а потому использование бормашины – куда лучше альтернатива.
Цена стандартного такого прибора – 5-6 тысяч рублей, потому обычно бормашину покупают, если планируется не какая-то разовая работа. Также к оборудованию приобретается набор насадок и фрезерный набор. Все это стоит денег. Но купить оборудование имеет смысл не только для гравировальных экспериментов, прибор поможет, например, в заточке ножей, отверток, ножниц. Им можно отполировать металлические и пластиковые поверхности, а также зачистить или обточить мелкие детали.
Как гравировать поэтапно?
Начинать всегда нужно с самого простого, например, своими руками можно сделать гравировку на ложке. Для работы потребуется непосредственно сам прибор – гравер, насадка для создания контура рисунка, маркер и металлическая ложка.
Как происходит процесс:
- Хорошо, если насадка для контура будет с шарообразным наконечником, такой удобнее работать.
- Сначала на ложке делается рисунок, лучше, если наносится он перманентным маркером (иначе можно случайно стереть рисунок).
- Контур рисунка плавными, неспешными движениями надо обвести. Если в дизайне используется штриховка отдельных элементов, штрихи должны располагаться в одном направлении – так рисунок будет аккуратнее.
- Можно комбинировать орнамент с надписью, будет еще краше.
Это самый простой вариант, разминочка для того, кто хочет научиться гравировке. А чтобы сделать, к примеру, надпись на стеклянном стакане, нужно кроме гравера взять еще скотч, бумагу и карандаш. Нужная надпись красиво пишется на бумаге (а можно просто распечатать понравившийся вариант из интернета). Рисунок скотчем закрепляется на стакане. Гравером – строго на низких оборотах – обводится контур надписи. Это удобно делать насадкой-буром. Трафарет отклеивается, а рисунок заштриховывается. Потом обработанную поверхность надо будет хорошенько промыть, чтобы стеклянная пыль не осталась на стакане.
Конечно, такая работа зависит от уровня изобразительных навыков мастера: кто-то сможет сделать лишь нечто примитивное, а кто-то сразу сделает высокоэстетичную работу.
Гравировка по камню в домашних условиях поэтапно:
- Для того чтобы сделать брелок из камня, его нужно найти. Если он от природы имеет какую-то интересную форму, это уже хорошо.
- Поверхность камешка надо зашлифовать, что упростит дальнейшие действия. Берется насадка с алмазным диском, ею надо пройтись по всей поверхности камня.
- На готовой поверхности простым карандашом рисуют желаемое изображение.
- Насадка гравера меняется на фрезу с конусной головкой. Фрезой надо пройтись по контурам рисунка. В местах с толстыми линиями используется фреза с круглой головкой.
- Чтобы сделать изделие брелоком (или кулоном, например), надо карандашиком наметить место отверстия с двух сторон камня. Насадка гравера меняется на алмазное сверло. Камень отправляется в емкость с водой, чтобы отверстие оказалось залитым наполовину. Затем изделие переворачивается, сверлится с другой стороны.
- Если по краям образовались заусенцы, их надо обработать тем же сверлом, осторожно пройдясь по краям отверстия. Все готово!
Впоследствии можно переходить и на более дорогие материалы, ведь гравировка может украсить и кожу, и латунь, и фарфор.
Особенности гравировки разных материалов
Гравировальное оборудование работает с самыми разными материалами. Отлично гравируется древесина клена, красного дерева, ореха. Хвойные породы тоже пригодны, но смола легко воспламеняется, потому это не совсем безопасный путь. Тренируются в этом обычно на доске и фанере.
Не возникает проблем с гравировкой пластмассы – оргстекло, акрил, другие литые смолы хорошо взаимодействуют с гравировальным аппаратом. А лазер отлично справляется с гравированием по металлу. Камень, гранит, стекло, сталь более пригодны для алмазной гравировки.
Красивые примеры
Гравировка может быть графичной и цветной, миниатюрной и масштабной. Лучше посмотреть на готовые примеры удачных работ.
- На кольцах делают надписи и рисунки очень часто, особенно, используя какие-то личные фразы и символы. И часто это парная гравировка.
- Рисунок на дереве тоже выглядит изящно и может стать основной для крутого чехла на новый телефон. Кстати, отличная идея для подарка близкому.
- Рисунок или надписи на коже – удачный способ сделать уникальным любое изделие.
- Простой стеклянный стакан превратится в шедевр, если в руки его возьмет умелый гравер.
- Парные кулоны с флешкой – отличный подарок влюбленным – и романтичный, и функциональный.
- На этом брелоке еще и леттеринг во всей красе, есть где поработать и каллиграфу, и граверу.
- Памятные надписи на фарфоре – это тоже не заезженный вариант оформления подарка.
- Ну а такие минималистичные браслеты, кажется, сегодня очень модные. Если хочется нести с собой какую-то фразу, не обязательно делать татуировку. Гравирование в этом поможет.
Интересных экспериментов!