Битумно-полимерная мастика: сфера использования и разновидности

Содержание
  1. Технические характеристики
  2. Преимущества и недостатки
  3. Виды
  4. Назначение
  5. Особенности применения

Долгий срок службы и эффективная эксплуатация любых зданий и строений во многом зависят от надежности их гидроизоляции. Самым оптимальным способом защиты сооружений от разрушающего воздействия влаги служит битумно-полимерная мастика. Она придает конструкции водоотталкивающие, изоляционные, фунгицидные и антикоррозийные свойства.

Технические характеристики

Рынок кровельных материалов сегодня очень велик и разнообразен, но, несмотря на это, большим спросом до сих пор пользуется битумная мастика. Это и неудивительно, ведь материал отличается прекрасными характеристиками: низкая цена здесь сочетается с высоким качеством изоляции, а кроме того, большим плюсом является возможность использовать мастику не только как герметик или клей, но и для обустройства плотного смолянистого покрытия бетонной основы.

Самую примитивную мастику можно изготовить в домашних условиях. С этой целью нагретую битумную смолу смешивают с машинным маслом, органическим растворителем и наполнителем (в качестве последнего может использоваться мел либо оргволокно).

При работе необходимо соблюдать правила техники безопасности, поскольку смешивание кипящей смолы с растворителем может быть небезопасным, поэтому лучше использовать промышленные составы.

В состав изделия входят разнообразные пластификаторы, которые во многом влияют на технические характеристики смеси. К примеру, для достижения большей пластичности добавляют каучук, а для роста морозостойкости – густые масла неорганического происхождения. Наполнитель используют для обеспечения экономии базовых компонентов состава, а также для повышения прочности и снижения хрупкости после затвердевания.

Нормы мастики по ГОСТу:

  • структура должна быть однородной, без каких-либо примесей;
  • высокая теплостойкость – эксплуатационные характеристики сохраняются неизменными при внешних температурах до 70 градусов;
  • мастика должна производиться из экологически безопасного сырья, которое не содержит вредных и токсических веществ;
  • покрытие имеет высокую адгезию с материалами всех типов;
  • при застывании создает плотное полотно без трещин и прочих деформаций.

Битумно-полимерные кровельные мастики отличаются следующими технико-физическими параметрами:

  • минимальная температура разогрева – 100 градусов;
  • минимальная прочность на сдвиг соединения – 1,5 Н/м;
  • степень адгезии с бетоном – 0,1 МПа;
  • уровень поглощения влаги за 24 часа – от 1.5 по массе.

В зависимости от состава, битумная мастика может быть одно- и двухкомпонентной. Первая реализуется уже готовой к работе, однако, после разгерметизации ее необходимо использовать сразу же в полном объеме, поскольку материал довольно быстро густеет и высыхает. Вторая может храниться до одного года, но для начала работы необходимо смешивание ее отдельно взятых частей в нужных пропорциях.

Преимущества и недостатки

Неослабевающая популярность битумно-полимерных мастик обусловлена их характеристиками:

  • долговечность покрытия;
  • низкий расход материала;
  • минимальный вес;
  • стойкость к агрессивным факторам внешней среды;
  • простота нанесения;
  • высокая степень вязкости материала;
  • эластичность;
  • высокая прочность материала;
  • отсутствие усадки и деформация после затвердевания;
  • низкая стоимость.

К достоинствам мастики можно отнести бесшовный метод нанесения, благодаря чему значительно увеличивается период эксплуатации кровли, а также возможность наносить покрытие на крыши всех типов: плоские, скатные, купола или шпили.

Крыша, покрытая с использованием мастики, может легко ремонтироваться, для этого не обязательно демонтировать все покрытие целиком, достаточно заменить один небольшой поврежденный участок.

И кроме того, мастика гораздо легче, чем любые другие кровельные материалы, а значит, она не создает дополнительной нагрузки на перекрытия и опоры, что в целом увеличивает стойкость конструкции.

К недостаткам можно отнести некоторые особенности проведения монтажных работ, а именно:

  • работу можно проводить только в сухой ясный день, поэтому скорость процесса зависит от внешних, независящих от человека факторов;
  • во время работы довольно сложно контролировать толщину нанесения покрытия, это приводит к перерасходу материала, особенно заметно это в случаях, когда кровля отличается неровностью.

Виды

Современная промышленность выпускает мастики в большом разнообразии модификаций, которые различаются следующими характеристиками:

  • прочность сцепления с покрытиями;
  • влагостойкость;
  • содержание вещества в сухом остатке;
  • стойкость к высоким температурам;
  • прочность на разрыв и степень растяжения вещества.

По способу покрытия кровли мастика отличается на горячую и холодную. Оба варианта изготавливаются из нефтяных гудронов, которые являются отходами нефтехимической промышленности:

  • Горячие мастики перед использованием нагреваются до 100-120 градусов, более точные параметры зависят от производителя и указываются на упаковке. Такая мастика нашла широкое применение в качестве клеевого состава для крепления листов рубероида и толя, а также прочих рулонных изоляционных материалов на битумной основе. Нагрев должен производиться непосредственно в месте проведения кровельных работ, поскольку состав застывает в считаные минуты.
  • Холодные мастики можно использовать при обычной температуре, их эффективность достигается введением большого количества вяжущих пластификаторов и органических растворителей. Благодаря этим компонентам мастика застывает гораздо дольше, нежели горячая – от одних до нескольких суток. Это во многом обуславливает сферу применения изделия – она служит для эффективной герметизации, а не для склеивания.

Известный факт, что гидроизоляция битумом может быть практичнее и долговечнее, чем укладка рулонных материалов, но стоимость работ при этом может быть ниже.

Кровельная мастика является далеко не единственной разновидностью покрытия. В работах по благоустройству повсеместно используют мастики, которые применяют для ремонта дорожных покрытий. Эти составы производятся в нескольких вариантах, которые различаются между собой степенью растяжимости и температурой, при которой покрытие плавится. Срок службы дорожных мастик достигает 40 лет.

Кордон – еще одна разновидность битумно-полимерной мастики, она используется для защиты древесины от грибка и плесени. Широко применяется также для антикоррозионной защиты деталей автомобиля.

Типы мастик, которые пользуются наибольшим спросом, как правило, имеют индивидуальные названия, к примеру «Славянка» или марка «Техномаст».

  • Мастика «Славянка» зарекомендовала себя как универсальный состав, к тому же она абсолютно нетребовательна в применении. Это однокомпонентная мастика, которая сразу после открытия наносится на предварительно тщательно очищенную поверхность. Время полного застывания составляет 10-12 часов, после чего покрытие становится бесшовным и прочным. Мастика «Славянка» эффективно защищает элементы строительной конструкции от влаги всех типов: атмосферная, грунтовая, капиллярная, прямой контакт. Смесь имеет высокую адгезию с любыми стройматериалами: бетон, металл, древесина, асбестоцементные и силикатные поверхности.

«Славянка» используется только для внешних работ, ее применение внутри помещения строго запрещено.

  • Немного иное предназначение имеет битумно-полимерная смесь «Техномаст», она производится на водной основе, потому абсолютно безопасна и может использоваться для проведения внутренних ремонтных работ. Как говорят отзывы потребителей, это удобная и простая, с точки зрения нанесения, мастика, она не требует подогрева, а может разводиться водоэмульсионными праймерами. Широко используется для кровельных работ, а также обустройства гидроизоляции внутренних помещений с повышенной влажностью (бассейнов, подвалов, душевых комнат и балконов).

Назначение

Битумно-полимерная мастика используется для широкого спектра работ:

  • гидроизоляция поверхности;
  • предотвращение появления ржавчины на металлических элементах кровельной конструкции;
  • обустройство кровельного пирога;
  • восстановление повреждений и деформаций старого слоя покрытия крыши.

Более конкретные сферы использования мастик зависят от разновидностей битумного покрытия.

  • Битумно-полимерная эмульсионная мастика. Изготавливается на базе водной эмульсии с обязательным добавлением латекса, она не содержит никаких органических растворителей. Сфера применения такой мастики связана с обустройством фундамента, праймированием бетонного основания и гидроизоляцией цоколей и бетона – в этом случае состав используется для приклеивания пенополистирола и других изоляционных материалов. Мастики этого типа используются и при внутренних отделочных работах для гидроизоляции гаражей, подвалов и санитарных помещений. После нанесения битумной эмульсионной мастики формируется водонепроницаемая эластичная пленка, которая отличается хорошими гидро- и пароизоляционными свойствами.

Такая мастика может использоваться на любых поверхностях (дерево, сталь, камень, бетон и т. д. ), причем ее исключительно высокие эксплуатационные свойства сохраняются даже при повышении температуры до 100 градусов Цельсия.

  • Масляная битумная мастика. Эта разновидность мастик лишена свойства образовывать жесткую пленку. Этот состав относится к однокомпонентным и отлично выдерживает колебания температур от -50 до +80 градусов. Материал не растрескивается и сохраняет идеальную целостность покрытия, тем не менее для кровельных работ его использовать не рекомендуется.
  • Битумно-резиновая мастика. Наиболее оптимальный вариант для проведения кузовных работ при ремонте автомобиля. Такой состав не боится ударов и сильных вибраций. Диапазон рабочих температур довольно широк – от -40 до +100 градусов. Такая смесь используется для обработки металлических поверхностей, но не менее эффективна она и на бетоне, кирпиче и древесине.

В строительных работах мастику используют для склеивания рулонных материалов.

  • Битумно-латексная мастика. Является результатом смешивания нефтяного битума и эмульсии синтетического каучука. Этот состав отличается высокой устойчивостью к внешним неблагоприятным факторам и агрессивным воздействиям. Свою прочность и эластичность сохраняет даже при температурах ниже -30 градусов, однако, при температурах свыше 80 градусов начинает растекаться. Впрочем, учитывая, что в большинстве регионов России подобные температуры не являются нормой, мастику на основе латекса широко используют для изоляции строительных конструкций, а также для наклеивания фанеры и рубероида.
  • Битумная мастика на основе хлорсульфированного полиэтилена. Используется для окраски различных поверхностей, отлично подходит для применения в условиях умеренного, а также тропического климата. Создает защитное покрытие высокой прочности, препятствующее попаданию воды и воздействию коррозии.

Особенности применения

Для того чтобы использовать мастику, необходимо довести ее до требуемой степени пластичности. С этой целью материал разогревают либо смешивают с растворителями (инструкция по использованию состава, как правило, подробно освещает порядок смешивания компонентов).

Битумно-полимерная мастика наносится с использованием кисти или шпателя, кроме того, отдельные виды состава напыляют специальными безвоздушными разбрызгивателями как аэрозоль. За один проход следует наносить мастику слоем не более 2 мм, в противном случае при затвердевании покрытие может растрескаться или деформироваться. Каждый последующий слой наносится только после полного высыхания предыдущего, общее время готовности может достигать нескольких суток.

При проведении работ по ремонту кровли место повреждения разрезают крест-накрест и отгибают края, после чего тщательно очищают от мусора и просушивают. Затем бетонное основание и края обильно смазывают мастикой и плотно прижимают. Поверх накладывают «заплатку» из рубероида, предварительно смазав поверхность густым слоем мастики.

Средний расход битумно-полимерной мастики варьируется от 0.8 до 1 кг на 1 м2 в случае, если состав используется для склеивания поверхностей. Когда требуется проведение гидроизоляционных работ, то расход возрастает до 3 кг/кв. м при формировании слоя в 2 мм в сухом остатке.

О том, как отремонтировать крышу при помощи битумно-полимерной мастики, смотрите в следующем видео.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. По вопросам строительства всегда консультируйтесь со специалистом.