Все о рым-гайках
Для того чтобы была возможность затянуть винтовое соединение крепче, был увеличен рычаг воздействия. Сделать это получилось с помощью кольца, прикрепленного к традиционной гайке. Такая идея возникла впервые за рубежом, сейчас она распространена и в России, широко применяется во многих сферах – в быту, в промышленности, в машиностроении. В статье пойдет речь о рым-гайках.
Что это такое?
На территории России стандартов ГОСТ для рым-гайки нет, ее производят по DIN582. Это мировой стандарт.
Традиционная гайка представляет собой крепежную деталь с внутренней резьбовой нарезкой. Соединение создается в сочетании с винтовыми болтами или шпильками. Приставка «рым» переводится как «кольцо». То есть рым-гайка – это кольцо, соединенное с гайкой. Главная ее особенность – это резьба, расположенная под углом 90 градусов относительно ее кольца. Резьба может быть метрической или дюймовой.
Вот главные плюсы таких крепежей.
- Нет потребности в гаечном ключе для затягивания метиза. Это можно сделать при помощи любого рычага, вставленного в кольцо.
- Технологические характеристики по международному стандарту очень высокие – стальная гайка выдерживает большую нагрузку. А также изделия обладают увеличенной грузоподъемностью – до 21600 килограммов.
- Устойчивы к процессу ржавления в условиях повышенной влажности.
- Невысокая цена.
Необычная форма метиза позволяет завинтить рым-гайку очень сильно в отличие от обычной, где обязательно использование гаечного ключа.
Для каждой размерности есть и определенная грузоподъемность, которая будет уменьшена на 100 килограммов, если груз располагается под углом 45 градусов.
Из чего делают?
Согласно международному стандарту рым-гайки должны изготавливаться из прочных материалов:
- углеродистой стали марок С1030 и С1045;
- нержавеющей или высоколегированной стали марок 304 (А2) и 316 (А4);
- если это цветные сплавы или металлы, подойдут латунь, бронза кремниевая, титан и алюминий.
Крепежи, которые производят из сталей стандартных марок, обязательно покрывают антикоррозийным покрытием. Это может быть способ горячей оцинковки, анодирование для алюминиевых метизов или воронение, также известное как чернение или оксидирование.
Какая работоспособность будет у крепежа, зависит от того, каким способом оно было изготовлено – это может быть литье/ковка или штамповка. Большей популярностью пользуется метод горячей штамповки: в пресс устанавливают форму, в которой уже находится заготовка. Под высоким давлением материал «сдавливается». Чтобы улучшить технические характеристики и повысить срок эксплуатации, деталь покрывают слоем цинка или олова. После того как гайка готова, ее очищают от грязи и окалин. Метод ковки не такой востребованный, так как является слишком дорогим и трудоемким.
Но метизы, изготовленные по данной технологии, отличаются повышенной прочностью.
Назначение
Предназначена рым-гайка для поднятия различных габаритных конструкций, удерживания предметов на весу, перемещения конструкций, для грузоперевозок или такелажных работ.
А также у данного метиза довольно широкая сфера применения. Они используются:
- в строительстве (чаще всего особую роль играют при выполнении высотных работ);
- в судостроении;
- в производстве автотранспорта (например, при помощи такого крепежа можно отбуксировать неработающий автомобиль);
- в промышленности;
- в быту;
- в сельском хозяйстве.
При эксплуатации крепеж накручивается на резьбовой стержень шпильки или винта, размер которого должен соответствовать размеру втулки гайки.
Если конец крепежа больше, можно подкладывать специальную прокладку или шайбу, толщина которой должна быть больше 1 миллиметра.
Классификация
Размеры гаек устанавливаются также по стандартам DIN582.
На боковой части кольца рым-гайки наносится маркировка, в которой указана информация о размерах, материале и заводе-изготовителе.
Размер резьбовой поверхности варьируется и может быть М6, М8, М10, М12, М16, М18, М20, М24, М26, М30, М36, от М42 до М48. А также выпускают метизы нестандартных размеров, например, М4, М5, М7, М22, М27, М33, М39, М39х2, М100. По DIN такие параметры не рекомендуется изготавливать, и приобрести их можно только на заказ. Самыми распространенными стали метизы с размерами М8-М16.
А также гайки классифицируются:
- по виду кольца – круглой формы, овальной или в форме закругленного прямоугольника;
- по размеру втулки – низкая или высокая (удлиненная);
- по нагрузке – несиловые и силовые;
- по типу резьбы – с мелкой метрической резьбой, то есть когда размер указан в миллиметрах, или с дюймовой резьбой, соответственно, здесь размер будет в дюймах.
Дюймовая размерность впервые начала набирать популярность в Соединенных Штатах и Великобритании, в то же время в Европе и Азии распространенной была метрическая система. Соответственно, появилась проблема с совместимостью различного рода крепежей. В дальнейшем Великобритания приняла метрическое измерение, отказавшись от дюймового.
По внешнему виду отличить американскую систему измерения резьбы от метрической невозможно, так как угол профиля у них идентичен – 60 градусов. Различить возможно по маркировке: в метрической системе класс прочности обозначается цифрами, в дюймовой – линиями. Крепежи с разным типом резьбы никогда не будут взаимозаменяемыми, так как при свинчивании в конструкции образуется зазор или промежуток. Единственная трудность, возникающая во время монтажа рым-гайки – это правильное соединение двух элементов.
По виду головки рым-гайки она может быть трех модификаций:
- А – головка в форме петли;
- В – силовой вариант, увеличенная головка;
- D – уменьшенная головка.
По размеру диаметра кольца, либо по его толщине
Некоторые крепежи имеют поворотную петлю, которая будет поворачиваться в направлении нагрузки, и привариваемую петлю на шарикоподшипниках – здесь она будет вращаться во всех направлениях на 360 градусов. Изготавливаются они из нержавейки, в дальнейшем покрываются краской.
Важно! По международному стандарту для рым-гаек устанавливается не предельная, а разрушающая нагрузка, то есть, когда с деталью начинают происходить необратимые изменения. Это два разных определения, поэтому при выборе значение грузоподъемности уменьшается на 60%.
Выбирая рым-гайку, нужно учитывать область, в которой она будет эксплуатироваться, и как долго, какой вес будет у груза, какие правила безопасности предусмотрены.
Приобретать гайку желательно вместе с винтом или шпилькой, для того чтобы сверить размер и шаг резьбы – правильно подобранные крепежи сделают конструкцию или механизм надежным и долговечным. Прочность их также должна быть идентична, но допускается более высокая прочность гайки, но не наоборот. Если шпилька будет прочнее, во время закручивания, может произойти срыв резьбы рым-гайки. Стоит помнить о том, что повреждение стержня выявить легко, так как разрыв происходит резко, и его трудно не заметить. А с гайкой все наоборот – сорванную резьбу практически невозможно увидеть.
А также если в соединении была использована шайба или прокладка, нужно учитывать и ее твердость, так как профиль гайки по истечении некоторого количества времени начнет продавливать шайбу.
Данный крепеж имеет большую популярность и распространение во многих сферах, поэтому при выборе и эксплуатации нужно помнить о нескольких правилах:
- не допускаются никакие деформации на самой гайке и дефекты на кольце;
- эксплуатируемый крепеж должен быть цельным, заваривание различных повреждений недопустимо;
- параметры размера резьбовой части зависят от веса конструкции, которую предстоит поднять;
- поверхность метиза должна быть очищена от загрязнений, стружки, окалин;
- поднятие груза, его перемещение должно происходить равномерно и без резких движений;
- после отвинчивания гайки ее вид должен остаться неизменным, то есть не должно быть трещин, разрывов, погнутых частей и прочих деформаций;
- угол между втулкой крепежа и стропой не должен превышать 45 градусов;
- ось стропы должна располагаться в плоскости кольца;
- температурный режим для гаек очень широкий – эксплуатация возможна как при -20, так и при +200 градусах Цельсия;
- немаловажную роль играет и выбор завода-изготовителя.
О том, что такое рым-болт и рым-гайка, вы можете узнать из видео ниже.