Все о каретках для фрезера
Знать все о каретках для фрезера очень важно каждому человеку, кто решает организовывать домашнюю мастерскую или тем более небольшое производство. Описание фрезерных универсальных кареток для ручных фрезеров — еще далеко не все. Необходимо знать, как сделать их своими руками по чертежам, поскольку покупать такие изделия глупо.
Что это такое?
Каретка для фрезера не менее важна, чем привод, органы управления или направляющие части. Теоретически можно работать и без нее, но именно только «теоретически». На деле подобная конструкция является первостепенным помощником любого мастера независимо от:
-
опыта;
-
сферы деятельности;
-
вида обрабатываемого материала.
Для станка можно применять как самодельные, так и фирменные кареточные блоки. Они существенно расширяют возможности при деревообработке. Стоит отметить, что фирменные аппараты существенно совершеннее изготавливаемых своими руками. На сколько-либо серьезном производстве можно применять только заводскую технику такого рода. Кареточное фрезерное устройство промышленного изготовления позволяет:
-
выполнять врезку с погрешностью порядка нескольких микрон;
-
быстро и просто подстраивать режим работы под возникшие потребности;
-
ускоренно обрабатывать (врезать) фурнитуру поточным методом;
-
гарантировать исключительное качество работы (словно те же фурнитурные изделия монтировались на заводе, а не в полевых условиях практически).
Впрочем, аналогичные самодельные конструкции не так уж бесполезны, как может показаться. Их применение очень перспективно, скажем, при выравнивании «блинов» из круглого леса. Обычно изготавливают своими руками разборные приспособления. Их стараются крепить на верстак, чтобы исключить «болтанку» в процессе эксплуатации. Обычными составными частями при этом выступают:
-
шпильки;
-
куски углового металлопрофиля;
-
куски фанеры прямоугольной формы.
Как сделать своими руками?
С самого начала стоит оговориться, что делать самостоятельно универсальную каретку для ручного фрезера не стоит. Это практически прецизионное изделие, и изготовить такую модель в домашних условиях почти невозможно. Если нужно выполнять ответственные работы на профессиональном уровне (к примеру, производить и устанавливать двери в больших масштабах), то можно обойтись более простыми решениями (о которых сейчас и пойдет речь). Речь идет про наборы шаблонов, которые выполняют из:
-
стали;
-
оргстекла;
-
текстолита.
Сразу стоит делать побольше шаблонов. Каждый такой инструмент подходит под строго определенный замок либо петлю. Потому врезка посадочных мест под фурнитуру требуется для самых разнообразных приспособлений.
Но именно отсюда следует, что ограничиваться только предложениями официальных поставщиков глупо. Они продают в основном каретки на наиболее востребованные петли и другие детали, а спектр таких видов фурнитуры не закрывают даже и на треть.
Изготавливая шаблон (каретку), следует с самого начала смотреть, чтобы размеры устанавливались максимально точно. Простейшая конструкция, рассчитанная на работу с заготовками от 50 см и крупнее, делается из:
-
металлического уголка 30х30;
-
шпилек категории М10 (комплектуемых подходящими шайбами и гайками);
-
фанерного листа 60х20 см с толщиной 0,8 см.
Шпильки следует закрепить в столешнице. Для их фиксации используют отверстия под верстачные упоры. Гайки затягивают снизу. Работа занимает примерно 2—2,5 часа. Поскольку каретка используется подвижная, ее легко настраивать на некоторую высоту.
Придется только перемещать гайки на каждой из шпилек. Подобным же образом удается задавать слабый наклон фрезера. Чтобы работать с заготовками, требующими крепления под кареткой, края зажимают струбцинами на верстак. Альтернативное решение — притягивание краев к шпилькам. Выбор зависит от собственного вкуса и технической целесообразности.
Обязательно необходимо использовать чертежи фрезерных кареток. На фото приведен один схематичный вариант — без указания размеров, но все должно быть понятно. Увы, придется схемы с размерами или рисовать самостоятельно, или искать долго и упорно — найти в открытых источниках готовые образцы довольно сложно. Возможен и еще один вариант изготовления — получение каретки с салазками. Она сможет разровнять поверхность на довольно крупных площадях.
Для полностью самостоятельной работы понадобится циркулярная пила. Если ее нет, всегда можно заказать полный комплект деталей на ближайшем мебельном производстве. Потребуется приготовить, кроме циркулярной пилы:
-
МДФ в листах;
-
саморезы для дерева;
-
фрезер, для которого готовится каретка (как образец, для точной подгонки);
-
торцовочную пилу;
-
комплект струбцин;
-
сверла и шуруповерт для их закручивания;
-
угольник Свенсона;
-
строительную рулетку;
-
карандаш или маркер;
-
линейку.
Габариты салазок подбирают с учетом собственных нужд. Так, многим людям не требуется выравнивать фрезерами участки поверхности свыше 0,6 м шириной. Такова ориентировочно будет и ширина конструкции, тем более что она совпадает с величиной типового листа МДФ. Вторая панель МДФ тоже нужна — от нее отрезают полоски, которые станут внешними стенками салазок.
Ширина полосок определяется тем, какую высоту бортиков оптимальной считают сами мастера. Следующий шаг — промер ширины основания фрезера. Широкая полоса должна делаться с некоторым запасом, чтобы гарантировать свободу маневра при работе. Завершают подготовку фрезерной каретки выпилыванием бортиков. Далее останется:
-
смонтировать основание, стягивая боковины струбцинами;
-
проверить точную подгонку углов;
-
пробить пилотные отверстия для шурупов;
-
прикрепить бортики при помощи саморезов 5 см;
-
отрезать панель по длине;
-
вырезать боковины;
-
по желанию обрезать стенки по краям (если это нужно эстетически).
Нюансы монтажа
Собирать фрезерную каретку можно по тому же принципу, что и основание. Типичный порядок совпадает:
-
прикрепление бортиков с помощью струбцин;
-
прокладка пилотных проходов;
-
присоединение с применением саморезов.
Важно: направляющие и внешние участки конструкции присоединить друг к другу с первого раза получается не всегда. Подобная методика позволяет свободно перемещать приспособление параллельно подложке. Поскольку подшипников нет, все трущиеся детали промазывают хозяйственным мылом или покрывают парафином. Завершить сборку придется на проходке канавки в салазках при помощи фрезы величиной 1 дюйм; делают несколько прогонов, последовательно наращивая вылет ненамного.
В итоге образуется аккуратно выглядящая прорезь. У нее всегда скруглены края. Рекомендуется подравнивать их при помощи наждачной бумаги. Прорезь позволяет действовать рабочему органу фрезера. Технически это близко к процедуре циклевки паркета.
О каретках для фрезера смотрите в видео ниже.