Все о дорожных фрезах
На протяжении нескольких десятилетий люди используют дорожные фрезы для ремонта мостовых конструкций и автомагистралей. Они необходимы для снятия асфальта, его измельчения и последующей выгрузки гранулята с места сбора. Функционал агрегатов позволяет получить ровную, при этом чуть шероховатую поверхность, благодаря чему обеспечивается максимальная сцепляемость с новым дорожным покрытием.
Устройство и принцип работы
Дорожная фреза — это спецтехника, используемая для послойного среза изношенного дорожного полотна из асфальтобетона и цементобетона. Фрезы востребованы при проведении локального, так называемого ямочного ремонта, и для полного снятия полотна под укладку свежего покрытия.
Самые первые машины для снятия твердого покрытия были разработаны еще в середине прошлого столетия. Но механизм регулирования посредством вращающегося барабана был впервые внедрен только в 1970 г. Еще спустя 5 лет были созданы усовершенствованные машины, они и получили повсеместное распространение на территории Советского Союза. На сегодняшний день такие фрезы представляют собой основные устройства, используемые при ремонте дорожного полотна.
Любая дорожная фреза включает несколько базовых элементов:
- фреза (барабан) — основной блок;
- шасси/рама;
- привод фрезы;
- модуль управления.
Фреза представляет собой металлический барабан, на котором крепятся резцедержатели и сменные зубья с наконечниками, их выполняют из твердых сплавов. Они располагаются спирально так, чтобы перекрывать друг друга и таким образом снимать дорожное полотно без пропусков. Стальная фреза размещена на раме между колесами/гусеницами шоссе, она двигается со скоростью 250-300 оборотов в минуту. Для предотвращения разлета собранного материала снаружи прикрывается кожухом.
Некоторые модели предусматривают ленточный конвейер-транспортер. Он позволяет погружать собранный материал в кузов для последующего перемещения. Чтобы подавать снятый материал на конвейер, применяются погрузочные механизмы лопаточного типа. Большое распространение получили самоходные фрезы — их конструкция предусматривает силовой агрегат, а также кабину машиниста и механизмы управления.
Самые прогрессивные модели дополнительно оборудуются системами автоматического управления и контроля.
В нашей стране основные рабочие параметры фрез регламентируется ГОСТ 31556-2012. Большая часть представленных в сегменте дорожных фрез обладают рабочей шириной в диапазоне от 350 до 2500 мм, реже в продаже можно встретить дорожную фрезу шириной 5800-6000 мм. Предельная глубина среза держится на уровне 60-320 мм, в редких случаях может достигать 500-600 мм.
Средняя рабочая скорость движения составляет 30-40 м/мин, модели снимают за одну минуту 60-95 погонных метров. Самоходные машины тяжеловесные, их масса составляет 20-40 т. Навесная техника чуть легче, она весит от нескольких центнеров до 1 тонны. Самоходные модели дополнительно оснащаются двигателем мощностью от 70 до 600 л. с.
Виды
Самые первые фрезы работали по принципу горячего фрезерования. В этом случае для того, чтобы сделать плавный срез фрагмента асфальтового покрытия, оно предварительно разогревалось при помощи передвижных горелок с инфракрасным излучателем. К преимуществам подобной техники относили тот факт, что срезка полотна с дефектами требовала гораздо меньше усилий. В то же время этот способ имел и свои существенные недостатки:
- фрагменты размягченного покрытия после среза склеивались между собой и были недоступны для резки;
- разрушенный материал нельзя было использовать повторно;
- во время работы имелся риск возгорания.
Все это привело к тому, что вскоре способ был заменён на холодный — именно он в наши дни и получил наибольшее распространение при осуществлении строительно-дорожных работ. Во время фрезерования повреждённый асфальтобетон трансформируется в гранулят. Современные агрегаты не требуют предварительного размягчения покрытия.
Фрезерный барабан имеет заостренные зубчики, они обеспечивают надежное и долговечное сцепление со старым повреждённым слоем асфальтового покрытия, быстро снимают прежний слой, трансформируют его в гранулированную массу, а затем перемешивают с новым покрытием.
Все современные фрезы классифицируют по нескольким критериям.
По виду ходовой части
- На колёсном ходу — отличается повышенной скоростью работы и маневренностью. Тягловая сила невелика.
- На гусеничном ходу — характеризуется высокими параметрами точности обработки асфальтового полотна.
По варианту перемещения
- Навесные — это машины, отдельно фиксируемые к мини-погрузчикам и любой другой транспортной спецтехнике.
- Самоходные.
По габаритам и мощности
- Малогабаритные — компактные машины. Рабочая ширина не превышает 1200 мм, глубина обработки в пределах 300 мм. Вместо гусениц такие устройства обычно оснащены колесами.
- Большие фрезы.
Назначение
Дорожные фрезы выполняют следующие операции:
- устранение трещин, проломов, усадок, выбоин, а также сколов;
- снятие старой дорожной разметки;
- устройство траншей и люков в дорожном покрытии.
Подобный функционал делает агрегаты востребованными при организации ремонта автотрасс и проезжих частей небольших улиц. Его используют для асфальтового полотна ремонта велосипедных и пешеходных дорожек, промышленных площадок с асфальто- или цементнобетонным покрытием.
Агрегаты нашли широкое применение при подготовке дороги для дальнейшей укладки асфальта.
Холодные фрезы повсеместно распространены для разравнивания дорожных покрытий и текстурирования полотна — это позволяет многократно повысить сцепные параметры дороги и понизить шумность. Также эти агрегаты незаменимы при необходимости вскрытия и последующего ремонта подземных коммуникаций и очистки канализационных люков от слоев прежнего асфальта. Такие фрезы могут применяться при разравнивании бетонных полов в заводских цехах, а также на открытых участках.
Критерии выбора
Дорожные фрезы — дорогостоящее оборудование, поэтому к его выбору нужно подойти осознанно. В первую очередь следует заострить внимание на его глубине и рабочей ширине. От этих параметров напрямую зависит глубина снятия асфальтового или грунтового слоя. Принципиальным критерием является диапазон доступных скоростей, он оказывает влияние на степень производительности машины.
Не меньшее значение нужно уделить и мощности силового устройства. При работе по асфальту следует принимать во внимание такие технические характеристики, как:
- тип привода;
- база;
- число оборотов барабана;
- диаметр барабана;
- количество резцов;
- масса фрезы;
- радиус поворота.
Ну и конечно, важно отдавать предпочтение надежным производителям, зарекомендовавшим себя как создатели долговечного и функционального оборудования.
- Немецкий производитель Wirtgen предлагает холодные асфальтные дорожные фрезы. Агрегат эффективно справляется со всеми своими задачами, обеспечивает максимально высокое качество фрезерования асфальта. При этом эксплуатационные расходы оборудования невелики.
- Ещё одно предприятие из Германии Dynapac предлагает 3 высокофункциональные машины для ремонта автомобильных трасс. Они работают по принципу холодной техники, используются для снятия бетонного и асфальтированного покрытия. Все устройства автоматизированы, предусматривают электронное управление мотором. Мощность мотора – от 70 до 600 л. с.
- Неизменным спросом пользуется дорожные фрезы итальянского бренда Bitelli. Они предлагаются в 4-х базовых вариантах с мощностными характеристиками от 70 до 300 кВт.
- Компания из США Roadtec предлагает широкий ассортимент спецтехники разного предназначения — это и мощные фрезы, срезающие всю проезжую часть, и ручные установки для коммунальных нужд. Все изделия отличаются высокими параметрами мощности, исключительной производительностью и экономичностью.
- Из агрегатов российского производства распространение получили бензиновые фрезеровальные машины Terex.
- В странах СНГ часто встречаются белорусские модели МТЗ.
Правила использования
Основным функциональным элементом любой дорожной техники считается фрезерный барабан. Он оборудован резцами, они зафиксированы по винтовому направлению. Фрезерование производится за счет сильного механического действия этих зубцов на асфальто-, цементнобетонный слой дорожного полотна во время движения барабана.
При вращении фрезы запускается клиновой и профильный срез полотна. Клиновое производится с целью выведения влаги, а профильное позволяет корректировать поперечные уклоны. Через транспортирующую установку снятое асфальтобетонное основание (асфальтовая крошка) грузится в спецмеханизм, движущийся под фрезой.
Транспортировка может выполняться как с подбором выводимого материала, так и без него.
Машина с подбором имеют пару конвейеров. Один короткий, он располагается ниже режущего устройства — в его задачи входит подбор всех срезанных материалов и передача на второй контейнер, где уже производится непосредственно погружение в транспортное средство. Асфальтовую крошку впоследствии часто используют для устройства оснований автомагистралей.