Способы оцифровки фотопленок

Содержание
  1. Как оцифровать с помощью сканера?
  2. Как правильно переснять с помощью фотоаппарата?
  3. Другие способы
  4. Как отредактировать?

Спор между сторонниками цифровой и аналоговой фотографии практически бесконечен. Но то, что хранение фото на дисках и флешках, в «облаках» удобнее и практичнее, вряд ли кто-то станет оспаривать. И потому важно знать ключевые способы оцифровки фотопленок, их нюансы и тонкости.

Как оцифровать с помощью сканера?

С самого начала стоит указать — оцифровка фотопленок в домашних условиях вполне доступна даже для непрофессионалов. Логично начать разбор этой темы со сканирования аналоговых изображений. Для решения подобной задачи обычно рекомендуют применять особые миниатюрные сканеры. Они работают сравнительно быстро и гарантируют приличное качество съемки. Эксперты советуют прежде всего Dimage Scan Dual IV, MDFC-1400.

Но вовсе не обязательно покупать столь дорогие модели во всех случаях. Оцифровка на обычном сканере может дать не худшие результаты.

Некоторые версии даже имеют особое отделение для фиксации фотопленки. Такая опция есть в продвинутых сканерах Epson и Canon. Пленки закрепляют в держателе, сканируют, а после этого сохраняют негатив на компьютер и проводят постобработку.

Но тут стоит сделать еще одно отступление — а именно указать, что работать приходится с достаточно разными пленками. Позитивное изображение, или сокращенно позитив, передает цвета и оттенки максимально реалистично, в естественной гамме. Подавляющее большинство фотоизображений на пленке, однако, представляет цветной негатив. Затененные в реальности участки будут переданы с осветлением, а те места, которые на негативе темны, в реальности максимально хорошо освещены. Изредка приходится встречать и черно-белые негативы на основе традиционных соединений серебра.

Качественно оцифровать любую фотопленку своими руками можно, воспользовавшись планшетным оборудованием. Разумеется, если сканер имеет функцию работы с фотоматериалами. В результате просвечивания кадров на воспринимающий элемент попадает отраженный свет. Преобразование полученных сигналов в цифровой вид происходит сравнительно просто.

Однако проблемы доставляет стеклянная поверхность. Она не будет рассеивать световые лучи, а станет их беспрепятственно пропускать. В результате контрастность цифровой картинки заметно понижается. Альтернативу представляют слайд-сканеры закрытого исполнения – пленка в таких системах крепко удерживается в рамке. Она далее заходит внутрь сканера, где просвечиванию ничего не мешает.

Часть моделей даже оборудуют антиньютоновскими стеклами.

Суть их проста. Когда соприкасаются не идеальные по степени выравнивания прозрачные поверхности, стыкующиеся участки провоцируют интерференцию света. В «лабораторных» условиях на фотопленке она проявляется радужными кольцами концентрической формы. Но при реальных съемках на форму и величину таких участков влияет огромное количество факторов, и потому они могут выглядеть очень необычно.

Правда, фотографы не в восторге от такой «игры света». И рамки для сканирования тоже решают проблему лишь частично. Они не смогут выровнять поверхность на 100%. И потому как раз нужно антиньютоновское стекло, которое позволит частично компенсировать интерференционные искажения. Но самый лучший результат, судя по отзывам, дает применение тонкоматированных стекол.

Возвращаясь к главной теме, обязательно стоит упомянуть и возможность использования псевдобарабанных сканеров. Фотопленка туда кладется не прямо, а дугообразно. Специальный изгиб помогает устранить неоднородную резкость снимков. Важным побочным эффектом оказывается, кстати, и повышение четкости картинки в целом. Отлично подойдет для размытых и сделанных в условиях плохой освещенности фотографий.

В барабанных фотографических сканерах применяют самые чувствительные к световому потоку фотоэлементы. Оригинальные изображения закрепляют на особом цилиндре (барабане). Они размещаются снаружи, но просвечиваются после прокручивания внутри. Работа будет происходить быстро, и можно получить резкий, четкий кадр при минимальных усилиях.

Однако техническая сложность сильно повышает стоимость барабанных сканеров и увеличивает их размеры, потому такая техника едва ли годится для домашнего использования.

Радикальный способ экономии — использование «обычных» (неспециализированных) сканеров. Для этого придется немного поработать руками. Берут лист картона А4 с серебристой стороной. Рисуют шаблон для будущего отражателя, затем разрезают заготовку и складывают серебристой гранью внутрь. После высыхания «клина» с одной открытой стороной можно сразу начинать его использовать.

Как правильно переснять с помощью фотоаппарата?

К сожалению, сканирование возможно не всегда. Ведь воспользоваться домашним либо рабочим сканером могут сравнительно немногие люди. Это не значит, что нужно смириться, бросить все и отложить старые фотографии до лучшего момента. Их вполне можно перевести в цифровой формат путем пересъемки. Подобная задача разрешается как при помощи внешней фотокамеры, так и с использованием смартфонов.

Разумеется, не каждый смартфон подойдет. Желательно выбирать модели с максимально высоким разрешением, иначе рассчитывать на четкие фотографии не приходится. Перед съемками рекомендуется отключать вспышку и выставлять максимально возможное разрешение. В качестве подсветки используют:

  • настольные лампы;
  • электрические фонари;
  • фары автомобилей и мотоциклов;
  • экраны ноутбуков или мониторы компьютеров (которые выставляют на максимально возможную яркость).

Чтобы перенести самому изображение на компьютер с пленочного негатива, нужно использовать фотоаппарат с режимом макросъемки.

Это позволит увеличить разрешение кадра. Важно: перефотографирование стоит проводить на белом фоне, а после этого — скорректировать полученное изображение при помощи специальных программ. Часть моделей фотокамер уже имеет специализированные насадки на объектив, потому особой необходимости «растягивать простыни» и делать что-то еще подобное нет.

Цилиндрическую насадку вполне можно изготовить и самостоятельно. Для этой цели берут цилиндр, диаметр которого чуть больше сечения объектива. Используют консервные, чайные, кофейные и тому подобные металлические банки. Иногда применяют даже тару для рыбьего корма. На одной стороне цилиндра крепится отрез картона либо пластмассы. В такой «площадке» (термин фотографов) прорезают отверстие точно по размеру кадров (чаще всего 35 мм).

Нанизывать цилиндр на объектив нужно другой стороной. Фотоаппарат на штативе ставят точно перед источником света. Никаких других источников быть не должно, обязательна абсолютная темнота. Фотопленку ставят на определенном расстоянии от светильника (но не более 0,15 м). Это позволит гарантировать оптимальные условия для пересъемки цветных и черно-белых кадров, а также исключить тепловое воздействие осветительных приборов.

Другие способы

Альтернативное решение пригодится для тех, кто может копировать пленку только на мобильный телефон. Для работы понадобятся:

  • коробочка без крышки (размер приблизительно 0,2х0,15 м);
  • ножницы;
  • нож для канцелярских работ;
  • кусок тонкой пластмассы с белой либо матовой поверхностью;
  • два листочка картона (чуть крупнее днища коробочки);
  • линейка ученическая;
  • карандаш любой твердости;
  • мелкая лампа настольная или карманный фонарь.

По линейке определяют длину и ширину кадра на фотопленке. В центре одного из картонных листов вырезают соответствующий прямоугольник, затем повторяют эту процедуру с другим листом.

На краях получившегося «окошка» отступают 0,01 м и делают надрезы, длина которых чуть больше ширины проема.

Отступают вновь 0,01 м и опять делают разрез. Так же дважды делают с другой стороны отверстия. Потом берутся за пластик, чтобы подготовить рассеиватель светового потока. Пластиковая лента должна по ширине совпадать с надрезами. Ее длина – приблизительно 0,08-0,1 м.

Сначала ленту вводят в ближайшие к окошку разрезы. Точно в эти надрезы, над лентой, заводят фотопленку. Когда со стола убрано все лишнее, внутрь коробочки вставляют фонарик. На коробку с включенным фонариком надевают всю ранее сделанную заготовку.

Второй лист картона кладут очень аккуратно, совмещая окошки. Иначе камера будет забиваться лишним светом. Выбрав подходящий кадр, надо переключить фотоаппарат в режим макросъемки. Изображения получают в негативном изображении. Дальнейшая работа происходит уже с помощью специального программного обеспечения.

Стоит рассмотреть еще один возможный вариант оцифровки пленок. Речь идет о работе с помощью фотоувеличителя. В этом случае применяют его, разумеется, не сам по себе, а в связке с планшетным сканером высокого качества. Увеличитель ориентируют так, чтобы ось объектива образовывала угол 90 градусов с поверхностью пленки. Саму фотопленку помещают в стандартную рамку.

Обязательно добиваются рассеянной матовой подсветки всего объема кадра. Это достигается установкой рассеивающей конструкции. Предпочтительно освещение люминесцентной лампой холодного спектра, имеющей цоколь. Лампу накаливания можно использовать для черно-белых пленок, а вот при сканировании цветных изображений такой источник помех неприемлем.

Выдержку подбирают путем проб под каждый вид негатива.

Индивидуален и подбор расстояния между объективом и увеличителем. Крайних точек диафрагмы лучше избегать. Стоит учитывать, что штативом можно воспользоваться не всегда. Копирование возможно в любом месте, где на пленку не будет попадать прямой свет. Пленку до закладки в фотоувеличитель надо оттирать от пыли.

ISO увеличителя должно быть на минимуме. Задержки затвора на 2 секунды обычно хватает, но иногда требуется и 5, и 10 секунд. Рекомендуется сохранение кадров в формате RAW. Специальные программы позволяют управлять процессом напрямую с компьютера. Такой метод гарантирует отличные результаты даже со старыми пленками.

Как отредактировать?

Для начала нужно выбрать подходящий редактор снимков. Даже бесплатных программ существует достаточно много, так что выбор огромен. Далее нужно обрезать требуемый кадр. Когда это сделано, инвертируют цвета, а затем корректируют:

  • яркость;
  • уровень насыщенности;
  • уровень контраста.

Перед серьезной файловой обработкой следует конвертировать RAW в TIF. Выбирать нужно первый по порядку цветовой фильтр, какой предложит конвертер. Для инверсии цветов можно применять специальный плагин либо пресет кривых линий. Однако и самое простое инвертирование горячими клавишами бывает не хуже.

Вытягивание цветов и света начинается с режима Auto, который хотя бы позволит понять, каково положение дел.

Дальше предстоит серьезная и кропотливая ручная работа. Компоненты цветов меняют строго поочередно. Решающая цветовая коррекция во многих редакторах производится инструментом «Уровни». Еще нужно:

  • повысить яркость красок;
  • нарастить резкость;
  • сократить размеры изображения;
  • трансформировать окончательную картинку в JPG либо TIFF.

Как за 20 минут оцифровать фотопленки в домашних условиях, смотрите далее.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. По вопросам строительства всегда консультируйтесь со специалистом.