Особенности запорных фланцевых клапанов
Запорный фланцевый клапан представляет собой вентиль или задвижку, чей принцип действия напоминает работу обычного крана. В отличие от водопроводных кранов, установленных в ванной и на кухне, вентильные задвижки обладают иным, усиленным построением.
Общее описание
Основа запорного клапана вентильного типа – литой корпус с двумя отводами. В него встроены корпус головки и втулочный механизм. Корпус обладает пропускным отверстием, по которому перемещается пар, газ или жидкость. В головке вентильного механизма имеется резьба для регулировки ширины проходного зазора, по которой методом вращения передвигается регулировочный шток. На внешнем его конце закреплена ручка для вращения вручную, на противоположном – пробка или прокладка из уплотнителя, обладающего упругим и эластичным свойством.
Вращение вручную предполагает некоторое усилие, прилагаемое при открытии и закрытии крана. Оно необходимо, чтобы кран не открылся самостоятельно либо не сместилась к любому из краёв регулировка штока. Можно как закрыть, так и приоткрыть вентиль, точно отрегулировав подачу воды, пара или газа.
Основные характеристики
Самая важная характеристика – условный диаметр (Ду), он разнится от значений Ду10 до Ду3000, число в маркере указывает на значение в миллиметрах. Диапазон значений позволяет их использовать в мелких трубопроводах или магистральных газопроводах. Для конечного потребителя наиболее востребованными являются размеры от Ду15 до Ду80. Так, стальной кран Ду15 весит 250 г, Ду20 – 300, Ду25 – 440, Ду32 – 670 г. У Ду 40 и Ду50 масса, соответственно, доходит до 1,19 и 1,58 кг.
Вес вентиля имеет решающее значение для установки силами одного, двух и более мастеров. Магистральные вентили, чей вес достигает 50 и более килограммов, могут быть смонтированы при помощи автокрана.
Вес зависит также от материала, из которого изготовлены вентили. Так, всё тот же Ду80 окажется тяжелее, будучи выполненным из латуни, чем из стали или чугуна. Чугун чуть легче стали, поэтому вес того же Ду80 может отличаться лишь на несколько десятков граммов, в то время как латунный тяжелее больше чем на 1 кг.
У клапанов от Ду10 до Ду200 длина вентильной основы – 100… 600 мм, высота при закрытии клапана – 12… 60 см, открытого – 143… 685 мм. Диаметр ручки – 0,8… 4 дм, температура веществ, пропускаемых через клапанный модуль, составила бы -40… 450 по Цельсию, давление – до 40 атмосфер, количество открываний и закрываний (до замены прокладки) – до 1000 действий, срок службы изделия – не более 10 лет.
Виды
Самый простой кран (вентиль) – сальниковый. Это обычный водопроводный кран, у которого сальниковый шток с пробкой помещён во внешне прямой корпус с резко очерченным внутренним переходом. Его строение не предусматривает плавности линий. Из-за слишком острых поверхностей, образующих внутреннее пространство отсека, он быстрее засоряется по углам, например, отложениями ржавчины и ила, которые могут содержаться, к примеру, в водопроводной воде. Простой кран относят к выдвижным задвижкам, однако выпускаются и поворотные – к примеру, шаровой кран.
Помимо сальникового, существуют и усовершенствованные варианты. К примеру, сильфонный обладает сильфоном или гофрированной трубкой. Её использование помогает достичь большей герметичности, чем в случае с сальниковым механизмом.
Муфтовый вентиль навинчивается на резьбу в трубопроводе и сгоне – если рядом с батареей имеется сгонный переходник. Резьбовые вентили чаще всего выпускаются именно с латунным или бронзовым корпусом. Рассчитан такой подвид на давление в 16 атмосфер (Ру16).
Фланцевый нашёл применение в отопительных системах. Монтируется он на фланцевые соединители, затягивается болтами, перед стягиванием в места стыков фланцев трубопроводов и бойлера прокладывают уплотнительную резину или фторопластовый круг с проходным внутренним отверстием, совпадающим с условным диаметром вентиля, фланца и отрезка трубы. Запас прочности позволяет обеспечить максимально надёжное соединение, рассчитанное на эксплуатацию при температуре в трубопроводе до 90 градусов. Фланцевые вентили обладают более крупным диметром проходного просвета: их значения начинаются не с Ду10, а, скажем, с Ду40 или Ду60.
Угловой клапан предназначен для соединения труб, которые «встретились» под прямым углом. Подходит он для установки в углах помещения. Обладает всё тем же ручным управлением, может использоваться как и термозапорный элемент системы.
К особым конструкциям причислены регулирующие вентили с электроприводом. Роль запирателя и открывателя играет электромеханический блок, оснащённый электромагнитом, к сердечнику которого притягивается якорь, тянущий на себя задвижку. Срабатывание осуществляется на основе датчика давления (напора) воды в системе, по достижении которого клапан перекрывается автоматически.
Автосрабатывание осуществляется на основе микроконтроллера, который производит отпирание и запирание клапанного модуля. На якоре установлена пружина, которая после прекращения действия электромагнита возвращает (закрывает) клапан модуля. Ставится такое приспособление, к примеру, в паре с насосом, задача которого – накачать требуемое давление из скважины.
Материалы
Материал корпуса – сталь, чугун или латунь. Для стальных клапанов используется сталь марок А20 или А25. Стальные клапаны обладают диаметром до Ду100 – такие применяются в подъездах и в квартирах, в загородных домах. У латунных клапанных модулей диаметр варьируется в пределах 15… 50 мм. Чугунные, более дешёвые, чем стальные, доходят до характеристик Ду3000.
Популярные производители
В качестве заводов, выпускающих задвижки с клапанами, стоит упомянуть:
- «Муромский завод по производству трубопроводной арматуры»;
- «Нижегородский арматурный завод»;
- «Арматурно-фланцевый завод»;
- «Можайский арматурный завод».
Изделия иностранных фирм отличаются дороговизной в несколько раз по сравнению с отечественными поставщиками, и на российском рынке применения они не нашли. Не меньшим успехом российские изделия пользуются и в странах СНГ. Стоимость чугунных клапанных функциональных узлов до 2 раз дешевле, чем аналогичных стальных.
Монтаж
Чтобы установить фланцевые запорные проходные элементы, придерживайтесь следующего плана действий.
- Удалите с поверхности трубы грязь, ржавчину и окалину, старое лакокрасочное покрытие (если оно есть).
- Проверьте резьбу или фланцы на повреждения. В случае наличия таковых замените элемент на новый с аналогичным диаметром. С резьбы удалите насечки, если таковые образовались.
- Нанесите слой смазки на фланцы в месте их стыковки.
- Приложите к фланцам с каждой стороны вентильного модуля по одной прокладке.
- Вставьте вентиль в зазор между фланцами, рассчитанный с учётом установки вентильного привода.
- Установите и затяните болты в отверстиях, чей диаметр чуть больше диаметра болта. Для эффективного затягивания используйте прессующие и гроверные шайбы – это не даст соединению самопроизвольно раскрутиться.
Для предотвращения самопроизвольного раскручивания целесообразно также применять синтетическую краску, которой болт «приклеится» к гайке изнутри. Слой краски, прилегая к наружной резьбе болта и внутренней резьбовой канавке гайки, создаст дополнительное противодействие раскручиванию и ослаблению болтов.
При затягивании стыков болты выбираются таковыми, что резьба за фланец должна выступить не менее чем на 5 витков, это поможет гайке держаться надёжно, однако используют запас её хода не менее чем на 7 витков.