Особенности авиационной фанеры
Авиационная фанера — материал, обладающий улучшенными эксплуатационными характеристиками – когда-то был разработан специально для создания воздушных судов. Сегодня его успешно применяют и в других сферах — от изготовления сувенирной продукции до производства мебели. О том, где применяется водостойкая фанера БС толщиной 1-2 и 3 мм, а также другие марки по ГОСТу, стоит узнать более подробно.
Описание
Авиационная фанера производится по стандарту ГОСТ 102-75 и представляет собой разновидность многослойных листовых материалов, изготовленных из берёзового шпона. Количество прослоек в конструкции всегда нечётное. Минимальная толщина материала — 0,4 мм, максимальная составляет 12 мм.
Современные производители иногда именуют берёзовую авиационную фанеру дельта-древесиной (ДСП-10), поскольку здесь также используется пластифицированная древесно-слоистая структура листов.
При изготовлении материал послойно подвергают пропитке специальными клеями на фенолформальдегидной основе, работы производятся под давлением в 6 атмосфер и температурой до +270 градусов по Цельсию. Затем подготовленный шпон скрепляется бакелитовым составом. При изготовлении авиационной фанеры для упрочнения её структуры применяют принцип взаимной перпендикулярности. В каждом новом слое волокна укладываются поперёк предыдущего, обеспечивая формирование гибкого, устойчивого к нагрузкам каркаса.
Допустимые размерные диапазоны для авиационной фанеры установлены на следующем уровне: длина 1000-1525 мм, ширина – 800-1525 мм. Допускается отклонение от параметров в большую или меньшую сторону в диапазоне 25 мм. Наиболее популярен квадратный формат листов 1525×1525 мм, 1270×1270 мм.
Нормальная влажность материала составляет не более 5-9%. Фанера должна иметь прямые углы среза, ровную поверхность без выраженных геометрических искажений.
Маркировка
Авиационная фанера маркируется согласно особенностям применяемого клеевого состава. Среди актуальных разновидностей этого материала можно выделить следующие.
- БС-1. Для соединения слоёв шпона в этом типе авиационной фанеры используются изготовленные по ГОСТ 20907-75 фенолформальдегидные смолы в жидком виде (СФЖ-3011). Размерный диапазон по толщине листа у этой марки составляет от 3 до 12 мм. Это самая толстая авиационная фанера, выдерживающая значительные нагрузки.
- БП-А/БП-В. Фанера этого типа отличается только использованием разных видов бакелитовых плёнок для склеивания материала. Изделия обладают одинаковыми типоразмерами: 1 мм, 1,5 мм, 2 мм, 2,5 мм, 3 мм. В других вариантах толщины не выпускаются.
- БПС-1В. Этот тип материала предусматривает применение разных клеевых составов в зависимости от толщины листа. Изделия до 3 мм включительно проклеиваются бакелитовой плёнкой В-типа. Более толстые листы в диапазоне 4-6 мм скрепляют при помощи смолы СФЖ-3011. Наружная часть таких листов бакелитовая.
Для фанеры любой марки устанавливается определённое количество листов шпона в составе. В диапазоне толщины 1-2 мм их 3. В типоразмерах от 2,5 до 6 мм — 5 слоёв (за исключением БПС-1В, где их 7 или 9). Максимальное количество прослоек в 12 мм фанере — их от 9 до 11.
Существует также деление на 1 и 2 сорт. Они определяют соответствие продукции установленным требованиям качества. Первосортный материал на наружном слое не должен иметь частично сросшиеся, несросшиеся сучки, трещины, тёмную поросль, групповые прожилки и следы от них. Должны быть исключены следы грибкового поражения, а также любые дефекты обработки при раскрое фанеры: следы наколов, рисок, механических повреждений.
Браком считаются листы с частичным отсутствием бакелитовой плёнки или пропитки, посторонними включениями в структуру шпона.
Области применения
Фанера авиационная водостойкая применяется сегодня не только при конструировании и создании летательных аппаратов. Её свойства высоко ценятся в других сферах деятельности. Наиболее широкое распространение материал получил в следующих областях.
- Производство музыкальных инструментов. Здесь прочностные характеристики и влагостойкость материала в сочетании с хорошими акустическими свойствами оказались крайне востребованы.
- Судостроение. Материал применяют для формирования судовых переборок, используют в элементах внутренней обшивки. Бакелитовая наружная часть не боится контакта с морской водой, почти не набирает влагу даже при эксплуатации в сырых помещениях.
- Проектирование и строительство. При изготовлении макетов-проектов зданий очень важно создать прочную конструкцию с минимальным весом, удобную в транспортировке и демонстрации. Авиационная фанера отвечает всем этим требованиям, её удобно использовать, легко приобрести.
- Оформление интерьеров. В некоторых случаях именно материалы, объединяющие в себе свойства пластиков и натурального дерева, оказываются единственным верным решением.
В авиастроении специальная бакелитовая фанера используется ещё со времён планеризма, обеспечивая достаточную прочность, лёгкость и долговечность материала обшивки. Её применяют в наружной и внутренней частях корпуса самолёта, придавая необходимую форму деталям при помощи специального гибочного оборудования.
О том, как выглядит фанера толщиной 1 мм, смотрите в следующем видео.