Разновидности и дизайн корабельной фанеры

Содержание
  1. Что это такое?
  2. Требования
  3. Материалы
  4. Дизайн

В настоящее время во многих областях строительства применяют разнообразные породы древесины. Такой материал обладает целой массой важных достоинств и свойств. Отдельно можно отметить такой вид, как корабельная фанера. Рассмотрим основные особенности данного материала и требования, которые должны предъявляться к нему.

Что это такое?

Корабельная фанера представляет собой листы со слоистой структурой из шпона. При этом направление волокон меняется от одного слоя к другому. Для пропитки отдельных слоев материала используется специальный бакелитовый состав, поэтому нередко такие изделия называются именно бакелизированной фанерой.

Такие древесные листы обладают высоким уровнем прочности, они довольно твердые.

Данный материал преимущественно используют в авиационной отрасли и при строительстве маломерных водных судов. Но иногда ее приобретают и для стандартных строительных работ.

Морская фанера обладает рядом важных свойств.

  • Огнестойкость. Материал практически не горит. Он может лишь обугливаться, выделяя при этом немного дыма, который не содержит в себе большого количества токсичных компонентов. Подобное может произойти при температуре не менее 350 градусов.
  • Водостойкость. Бакелизированные листы не разрушаются и не деформируются под воздействием большого количества влаги. При этом минимальный срок службы таких материалов при условии эксплуатации в контакте с водной средой может достигать 15 лет.
  • Прочность. Уровень прочности этого вида древесины практически совпадает с прочностными показателями стальных листов.

Кроме того, можно отметить, что этот материал обладает высокой стойкостью к образованию грибка и плесени. Специальная тщательная обработка изделий при изготовлении не позволяет им появляться на поверхности.

Материал отличается хорошей стойкостью к ударам и значительным нагрузкам. Кроме того, он почти не подвергается вредным атмосферным воздействиям, поэтому его можно использовать для отделки мебельных конструкций, которые будут размещаться на открытом воздухе. Нередко из такого дерева сооружают целые садовые кухни, беседки.

Для укладки напольных, настенных и потолочных покрытий в помещении корабельные модели тоже можно использовать. Но в этом случае рекомендуется отдать предпочтение тонким листам с ламинированным нанесением. Для изготовления палубной части для лодок берется корабельная фанера специальной марка ФБС.

Толщина таких деревянных листов может варьироваться в пределах от 4 до 40 миллиметров. Длина изделий может достигать 1500, 4400, 4900 мм (но существуют и удлиненные варианты – 5600, 5700 и 7700 мм). Ширина одного листа фанеры может составлять 1250, 1500, 1550 мм.

Требования

При производстве морской фанеры необходимо учитывать некоторые важные требования, предъявляемые к качеству материала. Их можно найти в британском стандарте British Standard 1088/66. А также все они закреплены и в отечественном документе ГОСТ 11539-83 от 1985 года.

В стандарте предусмотрено несколько отдельных марок корабельной фанеры.

  • ФБВ. Этот вид представляет собой листы, для пропитки и склеивания которых используют специальные водорастворимые составы. Чаще всего это фенолформальдегидная смола. Но при этом она наносится лишь на наружные части материала.
  • ФБВ1. Такой тип схож с предыдущим. Однако здесь фенолформальдегидная смола наносится как на наружные, так и на внутренние стороны.
  • ФБС. Данная марка морской фанеры склеивается при помощи спирторастворимой фенолформальдегидной смолы. Такой пропиткой обрабатывают только внешние части.
  • ФБС1. Марка этого типа обрабатывается спирторастворимыми веществами с обеих сторон.

    Корабельную фанеру можно разделить на 2 крупные группы – это классическая и неклассическая марки. К этим видам предъявляются разные требования. Так, первый вариант изготавливается из особого шпона окуме. Изделия отличаются относительно маленькой массой, высоким уровнем гибкости и долговечностью.

    Классическая разновидность имеет ламинированную поверхность, обработанную водостойкими составами. Нередко материал используется в сочетании с эпоксидной смолой и стекловолокном. Данная фанера по своей прочности сравнима с углеродными изделиями. Она отличается особыми декоративными свойствами, что обуславливает ее высокую стоимость.

    Чаще ее используют при строительстве палубы для яхт, обычных лодок.

    Неклассическая фанера производится из различных лиственных пород дерева, в том числе из бука, березы, тополя. Иногда используются кедр и сосна. Эта фанера может быть комбинированного типа. В этом случае верхний слой изделий делают из специального лущеного шпона, а внутреннюю часть уже изготавливают из лиственной древесины.

    Такую разновидность не следует использовать для конструкционных задач – чаще всего ее применяют для внутренней отделки помещений или производства мебели.

    Стоимость таких материалов будет немного ниже по сравнению с предыдущим вариантом.

    Кроме вышеперечисленных требований, существуют и другие важные нюансы, которые стоит учитывать при изготовлении и монтаже материалов. Наружные слои листов могут изготавливаться только из цельных полос шпона. Во внутренней структуре допустимы сращивания разных элементов между собой. При этом ширина каждой полосы должна быть не менее 400 мм для марки ФБС или 200 мм для всех остальных разновидностей.

    При этом продольные ряды внутреннего сращивания не должны совпадать. Только в этом случае изделие будет максимально прочным и твердым. Внешняя поверхность фанеры не должна иметь участки, не покрытые прозрачными лаками и другими специальными составами.

    На поверхности листа не должно иметься даже мелких пузырей и непропрессованных зон. Запрещены и нахлесты или неровности с высотой более 1 миллиметра. Все листы могут обрезаться только под прямым углом. При этом отклонение на погонный метр должно составлять не более 2-х миллиметров.

    Торцы всех листов должны быть тщательно обработаны.

    На моделях марки ФБС концы обрабатываются дополнительным слоем бакелитового состава. На образцах марки ФБВ они покрываются специальной защитной эмалью.

    Материалы

    Большую часть таких листов изготавливают из шпона. Он может быть разных сортов. Наиболее дорогостоящими и качественными считаются модели из шпона, сделанного из экзотических пород дерева (в первую очередь, окуме или керуинг).

    Материалы, созданные из такой основы, отличаются особым уровнем долговечности и надежности. Но производятся эти модели исключительно за рубежом, поэтому приобрести их довольно проблематично. За один квадратный метр такой фанеры толщиной около 3-х миллиметров придется заплатить около 1200-1300 рублей.

    В качестве отечественного аналога выступает фанера, сделанная из березового шпона. Такие материалы являются доступными, их стоимость примерно в 2 раза меньше, чем стоимость предыдущего варианта. Но и уровень прочности и долговечности у них будет гораздо ниже.

    Дизайн

    Как правило, модели такой фанеры обладают хорошими декоративными характеристиками. Они могут изготавливаться в разных расцветках начиная от светло-бежевого цвета и заканчивая шоколадным и красным окрасами. Некоторые модели производят в черной гамме.

    Морская фанера покрывается специальным лаком. Такие образцы имеют слегка шероховатую поверхность. Полностью ламинированные изделия обладают абсолютно гладкой поверхностью. Сегодня выпускают также рифленые листы. Их используют для укладки напольного покрытия, так как они считаются наиболее безопасными для человека – на них практически невозможно поскользнуться.

    Иногда внутреннюю часть помещений отделывают влагостойкой фанерой, изготовленной из разных пород шпона. Такие сочетания позволяют создавать красивый и оригинальный дизайн. А также их можно использовать для внешней отделки мебельных конструкций.

    О том, как выбрать фанеру, смотрите в следующем видео.

    Комментариев нет
    Информация предоставлена в справочных целях. По вопросам строительства всегда консультируйтесь со специалистом.