Мебельные колесики
До начала массового распространения колёсных запчастей для мебели вся домашняя атрибутика могла не сдвигаться с места долгие годы. Чтобы вырваться из привычного и надоевшего интерьера, хозяева решаются на перестановку мебели. Диваны и столы кантовать не нужно – колёсная механика расширила границы привычного.
Особенности и назначение
Благодаря закону физики, согласно которому трение качения значительно меньше трения проскальзывания, стало возможным использовать колёса и ролики в массовом сегменте меблировки. Первыми «обзавелись» колёсами стулья и журнальные столики, затем эта тенденция затронула кресла и даже более полноценные столы. И если колёсики или ролики вместо стандартных ножек либо подпятников дивана – не столь расхожее явление, то лёгкая и средней тяжести (нагруженности) мебель – вполне естественно для перекатной (откатной) мебельной атрибутики.
Основное требование к роликам – выдерживание штатной нагрузки. 4 или 6 деталей обеспечивают равномерную нагрузку от центра тяжести кресла, столика или стула. Назначение колёсной составляющей – расширение функций мебели, затрагивающее её относительную мобильность. Передвинуть – а вернее, перекатить – стол или кресло стало очень легко.
В некоторых случаях, в зависимости от колёсного исполнения, снимать ковёр или ковролин с пола необязательно.
Материалы изготовления
Резиновые колёса не состоят целиком из резины – они обрезинены. В качестве подобного слоя используется прослойка из особо износостойкого материала, который устойчив к истиранию. Прорезиненные колёсики позволяют воспользоваться всеми преимуществами мягкого и относительно бесшумного хода: резина, в отличие от пластика, не стучит и не скрипит на неровностях пола. Заменителем резины для домашних условий также выступает силикон: на морозе он растрескивается, но при +20 ведёт себя как уплотнитель и внешняя оболочка безотказно. Колёсики из цветмета, например, латунные, применяются крайне редко: при неосторожных движениях латунь может сколоться, разбиться от сильного удара, чего не скажешь, к примеру, об алюминии.
В качестве основы используется преимущественно сталь. Она хорошо поглощает вибрацию и мелкие удары, что нехарактерно для алюминия: известно его свойство подкидывать кресло или стул при отработке на неровностях, включая сколотую штукатурку или огрехи предыдущих сеансов ремонта и ухода за настилом.
Колёсные оси и опоры изготавливаются в основном из ржавеющих сталей, покрытых хромом, никелем или иным противокоррозионным напылением.
Кожух колёсной основы делается из полипропилена или полиэтилена, полученных при невысоком давлении (ПНД, или полиэтилен низкого давления). Оба материала являются довольно упругими и не проявляют склонности к разломам и трещинам на протяжении многих лет. При заморозке обе пластмассы растрескиваются – они не выдерживают усиленного давления, как при обычных температурах.
Колёса, в которых применены шарикоподшипники, обладают подшипниковым комплектом, изготовленным из индустриальной подшипниковой стали. Втулка же, где размещены ступица и подшипники, по технологии должна изготавливаться из калёной стали, похожей по свойствам на ту, что используется в качестве исходного материала для закалённой проволоки.
Разобравшись с материалами, из которых изготовлены колёса для кресла, стула или столика, потребитель обращает внимание на их непосредственное функционирование.
Виды
Поворотные, прямоходные и колёса с тормозом – основные виды колёсной основы, применяемой для выполнения задач, относящихся к фурнитуре. Какие комплектующие использовать (полноценные колёса или ролики уменьшенного размера), решает потребитель. Определяются конкретные запросы к мебельно-колёсной продукции в соответствии с действительным весом, который этим элементам предстоит разграничить между собой, чтобы стул или кресло свободно перемещалось, не проскальзывая, не застревая, без волочения по полу.
Поворотные
Вращающиеся колёса включают в себя вертикальную ось, вокруг которой поворачиваются сами ролики. Осевая направляющая не даёт последним перекашиваться в любом из направлений, выдерживая стабильно ровное положение мебельной единицы, при этом вертикаль сохраняется даже при значительных нагрузках. Когда пользователь толкает стул, ролики, расположенные параллельно друг другу, самостоятельно разворачиваются, отчего он движется в заданном направлении плавно. Перемещение стульев и кресел с помощью роликовых колёс избавляет владельца от необходимости переносить их на себе. При уборке помещения, в котором находится пользователь данного стула или кресла, эта мебельная единица вручную откатывается в сторону, чтобы не мешать процессу. Поворотные ролики на стулья и кресла устанавливаются по 6 комплектов – на каждый такой предмет мебели, т. к. шестиконечная конструкция на газлифте, которым оснащается стул или кресло, является оптимальным решением, позволяющим пользователю отодвигаться от стола, не вставая из-за него, не покидая рабочего места.
Колёсные принадлежности можно установить на любую, даже самую тяжёлую мебель. Например, диван может обойтись и стандартными ножками либо подпятниками – он является слишком тяжёлой мебельной единицей, а это означает, что колёса, даже способные выдержать нагрузку в 2–3 ц, стоят довольно дорого. Данная трата не имеет практической пользы, т. к. переместить диван можно всего несколько раз за весь его срок эксплуатации.
Вторая область применения рулевых (поворотных) колёс – тележки-каталки, на которых людей, подготовленных к операции, перевозят в операционную вручную.
С прямым ходом
Неповоротные, прямоходные колёса не обладают осью, дающей им возможность поворачиваться по ходу движения вокруг неё. Расположены они попарно на одной горизонтальной, жёстко закреплённой в симметричном положении ступицы. Поворачиваться такие ролики не могут, т. к. сам каркас не менее жёстко закреплён на нижней стороне ножки или угловой части мебельной единицы. Такой стул или столик, кресло можно лишь толкать вперёд, но повернуться, развернуться под действием направляющей силы, приложенной пользователем, они не в состоянии. Область применения таких колёс – только в качестве задних, ведомых, в то время как передние являются вращающимися, ведущими. Внешне это похоже на автомобиль или трактор, в котором задние колёса не являются рулевыми. Такое решение используют, когда необходимо сэкономить некоторую сумму денег на замещении части более дорогих поворотных колёс более дешёвыми прямоходными.
Со стопором
Тормоз, выполняющий роль аварийного стопора, оснащён небольшой педалью, на которую можно нажать ногой. Несмотря на компактность, такая педаль оборудована мощной тормозной колодкой, позволяющей быстро остановить движение колеса, а также препятствовать его дальнейшему передвижению. Стопорные элементы устанавливаются на 2 или 4 колеса. Встречаются модели, оснащённые не педалью, а тормозной клавишей (или кнопкой), при нажатии которой дальнейшее вращение подвижной колёсной основы блокируется.
Чтобы разблокировать вращение колеса, производится повторное нажатие на кнопку или педаль – и фиксатор возвращается на своё изначальное место.
Размеры
Популярные размеры колеса – 40 или 50 мм, такие применяются на стульях и креслах. Маленькие ролики от 20 мм – удел раздвижных и откатных конструкций, например, диванного хранилища, которое перемещается при задвигании и раздвигании по своим направляющим. Малогабаритные роликовые колёса, не имеющие обрезиненного покрытия, применяются в рольставнях, откатных воротах и дверях раздвижного типа. В качестве материала для такого ролика используют полиэтилен, полипропилен либо особо износостойкую модификацию полиуретана. Усиленные колёса, обладающие резиновыми круговыми накладками, облегающими их на беговой дорожке ролика, оснащены шарикоподшипниковыми комплектами, обеспечивающими их лёгкость хода и долговечность. Колёсная конструкция при диаметре колеса в 5 см может обладать действующей высотой ножки до 7 см, а у 40 мм этот параметр также пропорционально изменяется – с учётом оптимального прочностного запаса и противодействия ускоренному подгибанию, разрушению колёсной конструкции. Большие колёса начинаются примерно с диаметра 80 мм – полная (действующая) высота крепления (опоры мебельного каркаса) значительно превосходит 10 см.
Этого вполне достаточно, чтобы выполнять регулярно чистку пола под такой мебелью с помощью пылесоса.
Дизайн
Стиль лофт – «чердачно-гаражный» – предполагает незатейливое оформление мебели: стальные держатели роликов, выполненные из хромированной стали либо нержавейки, применяются в сочетании с мебелью из обычных пород древесины, не обладающей тёмно-красной окраской. В высокотехнологичном стиле блестящие нержавеющие остовы колёс гармонируют с белым, сероватым и серебристым оттенками, занимающими господствующее положение в офисе или домашней кухонной обстановке.
Винтажные колёса выполнены в виде обрезиненного или необрезиненного ролика с диаметром от 50 мм. Они выглядят так, будто продавец их достал из старых запасов времён СССР – такие колёса были широко распространены. Классическая ступичная опора, коричневая или серо-коричневая резина, техническая нержавейка – данные факторы сообщают об образе изделия, который многие считают морально устаревшим. Вы можете быть уверены, что такая конструкция вряд ли вас подведёт.
Белые колёса, в свою очередь, сделаны на основе полиэтиленовых либо полипропиленовых роликов. Их основной контраст – крашенная чёрной краской несущая опора на фоне белых роликов.
Способы фиксации
U-образное крепление применяется при установке роликовой основы с торца ДСП. Популярен на диванах нижнего ценового диапазона, чей каркас полностью собран из ДСП. Резьбоштифт используется главным образом в офисных предметах мебели. Платформенный тип – самый востребованный: такие ролики можно встретить на креслах и стульях в сборе. Врезная фиксация применяется в основном на передвижных ящиках для крупногабаритного товара, обладающего немалым весом, а также на предназначенных для штабелирования упаковок с мелким товаром приспособлениях.
Ролики на основе подшипников используются на наиболее крупногабаритных и тяжёлых единицах мебели. Что касается более лёгких её предметов, здесь предпочтительны шарнирные крепления. Например, для стула подойдёт шарнирное колесо, а для кресел и журнальных столиков – подшипниковое. Боковой ролик представляет собой горизонтально уложенную ось, прикреплённую к основной пластине, перпендикулярной по отношению к днищу дивана. Скрытые колёса представляют собой поворотные и неповоротные конструкции со скрытыми специальными полукруглыми накладками. Они отбрасывают частицы инородных сред – к примеру, брызг воды, – чтобы ось (ступица) не вышла из строя раньше отпущенного ей производителем срока.
Как выбрать?
Разрешённая нагрузка для мебельных колёс – первейший по важности параметр, по которому выбирается продукция с двух- или трёхкратным запасом прочности. Если покупаются колёса для кресла и их 6 – все пора менять, т. к. прежние вышли из строя один за другим, то колесо в 40 кг обеспечит запас весовой нагрузки до 240 кг: среднестатистический вес человека с ростом выше среднего – порядка 80 кг. Шкаф-купе, к примеру, способен выдать 200–300 кг нагрузки по весу. Следовательно, для него подбираются «полутонные» колёса, обладающие запасом. Заполненная тумба ограничивается запасом по весу в 100 кг.
Материал ролика – отдайте предпочтение стали и сверхизносостойкой резине. Пластик – ПВД, ПП – не так прочен и надёжен, как любой из сортов сталей, созданный послужить и в качестве роликовой части. Алюминиевая основа меньше шумит, менее долговечна, чем стальная.
Наличие подшипниковой конструкции – такая обеспечивает запас прочности, позволяет колесу «проходить» довольно долго – не одну сотню километров.
Фиксатор-тормоз – выбирается такая возможность опционально. Транспортировка больных на каталках-носилках в операционную не сопровождается использованием фиксаторных зажимов, приводимых в действие рукой или ногой, т. к. резкая остановка может вызвать ухудшение состояния пациента. На инвалидных колясках в качестве передних (мелких по диаметру) обрезиненных колёс приспособления с фиксатором всё же применяют.
Наличие обрезиненной покрышки – покрытие пола сохранится долгие годы в первозданном виде, чего не скажешь о чистом пластике и металлических роликах, не щадящих глянцевую поверхность.
Тип, вид и разновидность метиза – большей популярностью пользуются колёса с возможностью прикрутить их на саморезы, т. к. отверстие под болт выполняется сквозным, что вызовет удорожание крепления за счёт применения гаек и шайб.