Особенности ремонта дверных доводчиков
Вручную закрывать двери, конечно, вежливые люди старались всегда. Но на механизм их это влияет плохо. Поэтому широко распространились специальные доводчики — но эти детали тоже периодически приходится чинить.
Виды доводчиков
Уже при покупке дверных аксессуаров важно подбирать их очень тщательно — тогда и ремонт понадобится делать реже. Стоит обратить внимание на конструкцию: чем она сложнее, тем труднее будет починить изделие своими руками. Хороший доводчик — тот, мощность которого полностью соответствует тяжести полотна. Классификация производится по моменту инерции. Те изделия, которые позволяют плавно регулировать усилие, маркируются особым образом: класс системы обозначается через дефис.
Но это не единственный момент, который требуется учесть. Нужно еще обращать внимание на допустимые климатические условия. Учитывают минимальную и наибольшую рабочую температуру, уровень перепада. Что касается устройства рабочего механизма, есть три основные разновидности.
Пружинная. Морально устарела, не позволяет проконтролировать открытие и закрытие дверей.
Эксцентриковая. В ней используется фигурный кулачок, способный задать произвольный момент инерции.
Шестеренчатая. Самая массовая группа, позволяющая дверям закрываться мягко.
Передача усилия производится чаще всего шарнирным (рычажным) механизмом. Вращающий момент будет передан за счет складного рычага. Именно такая конструкция достаточно надежна, служит долго и существенно облегчает ремонт. Если использовано устройство со скользящим каналом, оно будет выглядеть эстетично, но пользоваться дверью станет труднее. Еще тяжелее открыть дверь при напольной установке доводчика, кроме того, такой вариант довольно сложен.
Рычажные устройства имеют внутри пружину и гидравлическую систему, заполненную маслом. Задача этой системы — амортизация движения. Когда дверь открывается, пружина должна быть сжата. При этом жидкость перемещается под давлением поршня, а пружина выпрямляется. Так как герметичность коробки может быть нарушена, надо внимательно следить, не вытекает ли масло.
Признаки неисправности и причины поломки
Нельзя забывать, что доводчик — сложное устройство. Поэтому ремонт его не всегда возможен. В ряде случаев починить его, конечно, можно — но это будет стоить очень дорого. Частыми дефектами являются:
утечка рабочей жидкости;
механическое разрушение;
нарушение баланса.
Если доводчик открывается туго, надо его отрегулировать. Для этой цели используется пара винтов, оба нужно подстраивать строго под себя. Повреждения могут быть связаны с вредным воздействием погодных условий. Если температура постоянно меняется, если идет снег или дождь, если воздух содержит много пыли — конструкция может легко выйти из строя. Когда доводчик не работает или работает тяжело, поломка может быть связана с неграмотным использованием устройства.
Распространенными ошибками являются:
закрепление полотна в открытом положении;
открытие двери на недопустимый угол;
чрезмерное усилие при открытии или закрытии;
недостаточный уход за доводчиком.
В зимнее время скорость работы доводчика уменьшается, а в жару она увеличивается. Это связано с изменением вязкости рабочего масла. Поэтому при смене сезона требуется дополнительная настройка одного из клапанов. Если доводчик не закрывает до конца дверь, надо в первую очередь руководствоваться указаниями инструкции. Наряду с регулировкой скорости, часто приходится корректировать и интенсивность прихлопа – подтягивать пружину.
В отдельных случаях проблема связана с недостаточной силой самого аппарата. Если дело именно в этом, никакие регулировки не помогут. Да, подкручивание пружины тогда даст положительный результат, но срок годности изделия сократится. Гораздо правильнее будет приобрести более мощный доводчик и заменить имеющийся. Важно учитывать, что проблемы могут быть связаны и с ошибками при установке доводчиков, а также дверей в целом.
Необходимые инструменты
Для простейших неполадок, которые можно устранить самостоятельно, требуются:
плоская отвертка;
фигурная отвертка;
сменные детали;
сварочное оборудование.
Ремонт своими руками
Чаще всего из доводчиков на дверях жидкость вытекает зимой и осенью. Это связано с износом сальников либо с появлением механических дефектов. Если ушла только часть рабочего состава, починить устройство довольно легко. Останется отыскать лишнее отверстие и перекрыть его. Но если жидкости внутри не осталось совсем, о плавном открытии двери можно забыть.
Пусть внешне изделие выглядит таким же, как и прежде — отремонтировать его не получится. Практически всегда корпус меняют полностью. Куда лучше обстоят дела, если рычаг поврежден механически. Наиболее вероятны поломки штанги. Эта часть механизма находится снаружи и полностью доступна всем разрушительным воздействиям.
Неважно, что именно произошло — деформировалось ли колено, искривилось ли оно, или вовсе конструкция была разрушена. Во всех случаях помогает специальная сварка. Но важно понимать, что при серьезных проблемах она окажется слишком трудоемким выходом. Гораздо практичнее во многих случаях будет замена штанги. Выпускают эти детали в широком ассортименте, поэтому требуется проверять, совместима ли купленная запчасть с установленной конструкцией.
Если решено провести полноценный ремонт самостоятельно, придется демонтировать доводчик. Осторожно выкручивают крепежные детали. Механизм после разбора раскладывают на ровной прочной поверхности. Это поможет предотвратить потерю составных частей. Первым шагом всегда является осмотр поверхности корпуса — это поможет выявить механические разрушения. Проблемное место обезжиривают, после чего устраняют повреждение при помощи холодной сварки либо клея.
Потом надо заправить механизм. Для этой цели освобождают отверстие, где закручен регулирующий винт. Его полностью выкручивают. Внимание: если конструктивно такое действие не предусмотрено, от него лучше отказаться. Далее набирают рабочую жидкость в шприц и впрыскивают через отверстие.
Необязательно заливать масло именно шприцами. Годятся любые приспособления, которые помогают подать узкую струю под напором. После этого нужно избавиться от воздуха, который будет присутствовать внутри цилиндра. Делается это путем неоднократной имитации открытия и закрытия створки.
Надо действовать внимательно и аккуратно. Недопустимы как чрезмерная сила, так и слабость при таких действиях. Бывает так, что обнаруживается недостаток масла. В этой ситуации добавляют недостающий объем, вновь прокачивают механизм. Лишь убедившись в его нормальной работе, можно возвращать винт на место.
Проверка работы
Случается такое, что механизм эксплуатируется без особых осложнений. В этом случае отсутствует необходимость в серьезном ремонте, тем более в замене деталей и масла. Но все же следует контролировать меняющиеся характеристики доводчиков. При продолжительной эксплуатации устройство обязательно требуется регулировать. В первую очередь надо следить за скоростью и равномерностью хода двери.
Не менее важный момент — то, насколько плотно дверь примыкает к проему, когда доводчик завершает ход. Если возникают разрывы, практически всегда причиной является разница температур. Слишком быстрое или медленное закрытие дверей исправляется поворотом регулирующих клапанов. Затормозить движение полотна можно перемещением клапана по ходу движения. Ускорение, напротив, требует разворачивать клапан против часовой стрелки.
Чтобы наладить скорость примыкания двери к проему, надо поворачивать второй клапан. Иногда требуется задержать полотно при закрытии. Этого добиваются, оставляя дверь открытой под прямым углом. Приведя ее в такое положение, усиленно затягивают фиксатор. Но нельзя поворачивать его более чем на 2 оборота.
Меры предосторожности
Чтобы реже ремонтировать доводчик, надо минимум 1 раз в 6 месяцев проводить его осмотр и устранять обнаруженные дефекты. При повседневном применении нельзя:
«помогать» доводчику закрывать дверь;
вручную или при помощи посторонних приспособлений мешать закрытию;
вешать и закреплять на полотно тяжелые предметы;
позволять детям использовать дверь как «качели»;
нарушать положения фирменных инструкций.
При обслуживании необходимо доливать или заменять масло только рекомендованных образцов. Каждая фирма, производящая доводчики, отдает предпочтение тому или иному варианту. При этом проводятся серьезные исследования, показывающие, как реагент будет влиять на коррозию и механические свойства изделия. В одних конструкциях используют водно-гликолевые составы, в других — машинное масло. Заменять одну смесь другой недопустимо.
Но если точный аналог технической жидкости отсутствует в продаже, придется заправлять доводчик синтетическим моторным маслом для автомобилей. Это практически универсальный вариант, но все же стоит обратить внимание на его поведение при разных температурах. Из-за дороговизны такого масла многие рекомендуют использовать амортизационную жидкость. Но и тут надо понимать, что ее используют на свой страх и риск — никакой ответственности за последствия никто, кроме владельца двери, не несет.
Как отремонтировать и отрегулировать дверной доводчик, смотрите в видео.