Сколько весит 1 куб дров и как посчитать кубатуру?

Содержание
  1. Сколько весит куб?
  2. Как правильно определить объем?
  3. Особенности насыпного и складочного кубометра

Расчёт объёма дров в кубометрах производится в случаях, когда заказчик уточняет, сколько для него обойдётся доставка партии древесины на растопку. Полученные данные позволят клиенту принять решение о доставке дров или найти конкурента данного исполнителя.

Сколько весит куб?

Куб и 1 м3 сплошной древесины выглядят по-разному. Куб можно получить, к примеру, сложив пиленый строительный брус в штабель. У дров, поскольку они никогда не оказываются настолько ровными, как брус и обрезная пиленая доска, имеются пустоты, вызванные естественной кривизной росшего дерева. Различается насыпная и укладочная плотность (удельный вес) дерева вне зависимости от плотности отдельно взятой древесины. От породы (средние или мягкие сорта по твёрдости) зависит и доставка одной машиной (например, грузовиком на основе «КАМАЗа»). Дрова следует укладывать как можно более плотно, чтобы машина не совершала лишних рейсов до клиента.

Например, ясеневые дрова в пересчёте на плотную древесину весят в среднем 670 килограммов на реальный кубометр. Дрова не очищают от коры: на распалку, как правило, идёт боковая одревесневшая поросль, а не ствол, а также корни, которые удаляются при полном выкорчёвывании дерева. Плотность древесины и корня отличаются, так как корень у дерева тоже древесный. Корень плотнее надземной части, ибо он выдерживает нагрузку от остальной части дерева.

Для усреднённого расчёта применяют коэффициент со средним значением – порядка 0,73, на него умножают среднюю (по допускам) плотность древесины. К примеру, насыпной (укладочный) кубометр дров из-за пустот и неровностей каждого из поленьев ясеня весит чуть менее половины тонны. Поскольку исполнителю (заготовщику) необходимо обслужить как можно больше клиентов в течение рабочего дня, то мелкие дрова и куски веток не укладываются, а пересыпаются в кучу.

Два насыпных кубометра – уже порядка тонны, 3 – 1,5, 4 – 2, 5 – 2,5, 6 – 3, а дрова в количестве 10 м3 – порядка 5 т груза. Грузоперевозимость фуры-прицепа на основе тягача КАМАЗа достигает 20 т на одну единицу из автопарка заготовщика, а значит, осталось определиться, поместятся ли эти 20 т (порядка 26 м3) в ней. Теоретически это возможно, но грузовой контейнер у стандартной товарной фуры развалится, так как борта её не рассчитаны на такую распирающую нагрузку.

Лучший выход – самосвал на КАМАЗе с железным контейнером (например, как у мусоровоза). Его кубатура может достигать 20 м3, чего хватило бы для перевозки не 5, а 3,5-4 т того же ясеня.

Как правильно определить объем?

Посчитать кубатуру в машине для уже насыпанной кучи дров – задача не из лёгких. Используют преимущественно замеры и компьютерное моделирование, так как программа, производящая математические расчёты, за долю секунды, учтя кривизну заснятого изображения и введённое вручную значение объема кучи, с точностью не менее 90% определит тоннаж. Самостоятельно, глазомером, человек вряд ли определит быстро и с точностью, сколько весит высыпанная куча, измерить ее таким образом не получится. Однако эта задача облегчается за счёт бортовой ГАЗели или всё того же КАМАЗа со стальным контейнером, имеющим открытый верх: хозяин (водитель) автотранспортного средства знает размеры грузового отсека и высоту его бортов.

Расчёт веса кубометра дров в поленнице опирается на коэффициент, равный 0,82, так как «посадочная» плотность дров при этом несколько больше за счёт заметно меньших пустот (просветов). Уложив всё тот же ясень в поленницу, нетрудно подсчитать, что кубометровое пространство, занятое им, соответствует общему весу в 574 кг. Вес приближается к 6 ц по сравнению с 5 у насыпной кучи.

Особенности насыпного и складочного кубометра

Кубометр сложенных дров (так называемый складской кубометр) по умножающему коэффициенту может отличаться на 0,1 (10% разницы по расчёту). Колотые дрова (разрубленные продольно поленья) не вносят заметного облегчения. Наоборот, чем мельче порублено дерево, тем большую пустоту, оставшуюся от поленьев (распиленных поперечно кусков дерева) оно займёт. Насыпная плотность у поленьев и их сегментов приближённо одинаковая: дрова, пересыпанные из контейнера автоматического (механизированного) дровокола в кузов грузовика, располагаются беспорядочно, лишь бы партию как-то довезти, так как вес реального древесного беспустотного кубометра не изменится.

Однако свои корректирующие усреднители при расчёте веса и объёма конкретной партии также есть:

  • коэффициент 0,80 для дров длиной 25 см;
  • 0,78 для дров в 33 см;
  • 0,75 для сегментов, напиленных по 50 см;
  • 0,73 – в случае крупных фрагментов по 75 см каждый.

Когда берутся фрагменты дров более 75 см, к примеру, куски продолговатых веток по 1 м и более, то целесообразно сразу взвесить тот же 1 м3 дров на автовесах, рассчитанных на вес заполненных ЖД-цистерн (порядка 35 т и более на каждую). Разумеется, такой складометр также даст свою дополнительную погрешность: автовесы отличаются 1% неточностью при взвешивании гружёного грузовика.

Если важно знать исчерпывающий допуск по части вес-объём, то абсолютная погрешность колеблется от 5 до 9 процентов. Это важно, когда заказы уже оплачены, а каждый десяток килограммов грузоподъёмности на счету, лишь бы машина благополучно доехала в условиях просёлочной тряски, не раскидав дрова из-за внезапной аварии, вызванной чрезмерной загруженностью кузова.

Сверившись с результатами складометра, выбирают грузовик с небольшим дополнительным запасом по грузоподъёмности. Так, если необходимо провезти 10 кубических метров дров из всё того же ясеня, которые весят приближённо 5 т, то берут грузовик с запасом объёма в 20 м3 и грузоподъёмностью свыше 10 т.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. По вопросам строительства всегда консультируйтесь со специалистом.